При этом про мастер-планирование мы слышим из всех утюгов. Осенью случился явный overload всяческими форумами, конференциями и просто дискуссиями; абсолютно на каждой встрече урбанисты всех мастей обсуждали мастер-планы. И через раз - агломерации.
Мы обсуждали отраслевые туристические мастер-планы в сентябре в Калининграде, в октябре - мастер-планы в Новгороде и Екатеринбурге, в ноябре мастер-планы (отраслевые тоже) и агломерации в Тюмени, в Казани, в Москве на Зодчестве и опять в Екатеринбурге. А еще есть разные открытые и конфиденциальные телеграм-каналы, где обсуждение не прекращается ни на день.
Но наверное мы что-то еще недоговорили. Или недопоняли друг друга. Потому что уже на этой неделе, - теперь в Москве - пройдет самое серьезное, полное и окончательное обсуждение мастер-планов (и агломераций - куда же без агломераций в наше время?), которое расставит все точки над Ё, и всё всем станет наконец понятно...
28-29 ноября Институт Генплана Москвы проводит научно-практическую конференцию Актуальные аспекты градостроительной деятельности. Мастер-план.
Мероприятие спонтанное, но практически недоступное... Говорят, информация о нем появилась лишь 6 ноября, в 20-х числах прошла волна рекламы в популярных телеграм-каналах, а уже в понедельник 25-го регистрация закрыта. Как говорится, - "Много званных, но мало избранных".
В пятницу на конференции состоится пленарная сессия 200 мастер-планов развития населенных пунктов в РФ: перспективные решения исполнения поручения Президента РФ. Как пишут организаторы - задача сессии - сбор мнений по возможностям реализации разработки 200 мастер-планов. Видимо не все мнения до сих пор высказаны.
Здесь наверное нужно небольшое отступление о том, откуда взялись эти 200 мастер-планов и при чем здесь Президент - если кто-то еще не в курсе. Как я уже писал, с некоторых пор города в России развиваются только по президентскому указанию. Если его нет, то никакого развития не получается. Эта модель была апробирована на городах и агломерациях ДФО в 2022-23 годах, потом повторена в 2024 году на Арктических опорных населенных пунктах.
"И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы". Короче, Президенту понравились мастер-планы и 7 ноября 2023 года выходит несколько поручений (опубликовано на сайте kremlin.ru):
Пр-2217, п.2 Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в целях устойчивого социально-экономического развития и комплексного обновления населенных пунктов обеспечить интеграцию мастер-планов развития городов в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности. Доклад – до 1 июня и до 25 декабря 2024 г. Ответственные: Мишустин М.В., Володин В.В.
Пр-2217, п.1 4) разработать при участии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», акционерного общества «ДОМ.РФ», автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», других заинтересованных организаций и утвердить единые требования к структуре и содержанию мастер-планов развития городов и квалификационные требования к их разработчикам. Срок – 1 апреля 2024 г.; Ответственный Мишустин Михаил Владимирович
Обратите внимание на ответственных и сроки исполнения. Следующее поручение от 30 марта 2024 года произвело бомбический эффект среди урбанистов:
Пр-616, п.21 г) определить перечень, включающий в себя не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций, обеспечив разработку, утверждение и реализацию мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития (с распределением включенных в эти планы мероприятий по годам и определением источников их финансирования). Доклад – до 1 августа 2024 г., далее – один раз в год. Ответственные: Мишустин М.В., высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Вероятно потому, что к 1 августа никакой особой реакции ответственных лиц не случилось, пришлось оперативно разъяснять задачу и уже 4 августа 2024 года вышло новое поручение:
Пр-1533, п. 2б) при определении критериев включения населенных пунктов в перечень 200 городов и городских агломераций, для которых будет обеспечена разработка мастер-планов, исходить из целесообразности включения в этот перечень стратегически важных административных центров субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, в которых расположены объекты Госкорпорации «Роскосмос» и Госкорпорации «Росатом», а также наукоградов, населенных пунктов, в которых размещены стратегически важные организации, и населенных пунктов, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты, способствующие укреплению технологического суверенитета Российской Федерации; Ответственные Мишустин Михаил Владимирович, Минниханов Рустам Нургалиевич.
Какие же выводы можно сделать из этого набора поручений?
1. Главный ответственный за мастер-планы в России - М.В. Мишустин. Однако ни на одной конференции или форуме Мишустин по теме мастер-планирования не выступил. Также не известны мнения других ответственных Минниханова Р.Н. или Володина В.В. Мишустин никому в Правительстве не поручил заниматься мастер-планами, поэтому ими занимаются все кому ни лень - в инициативном порядке, начиная с самого инициативного Марата Шакирзяновича и заканчивая разными депутатами Госдумы и чиновниками министерств помельче.
2. Поручения Президента откровенно не выполняются. Начнем с последнего - критерии кое-как сформулированы и какие-то списки примерно 200 мастер-планов сформированы и разосланы по регионам где они, согласно поручению, будут рассматриваться и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации добавят в них свои предложения. Между тем - уже конец ноября; ответа Путин ждал в августе. Единые требования к структуре и содержанию мастер-планов развития городов и квалификационные требования к их разработчикам отсутствуют даже в проекте. Срок - 1 апреля - прошел уже полгода назад.
3. Самая печальная ситуация с поручением Пр-2217, п.2. Был ли сделан Мишустиным хоть какой-то доклад к 1 июня, нам не известно. Но где-то 6-7 ноября на Федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован проект изменений в Градкодекс, который читать без слез невозможно... Безвестные авторы заменили мастер-планом недоношенного сына террпланирования под названием единый документ. В результате нещадно кастрированный мастер-план теперь больше всего похож на тот же генеральный план только с бантиком, рюшечками и планом реализации. При этом остались и правила застройки, и сам генеральный план, и программы комплексного развития инфраструктур - дублирование функций между документами только выросло, запутав и без того нетривиальную систему российских правовых актов в планировании, зонировании и планировке.
Ни один профессионал в градостроительстве доброго слова еще не сказал про этот законопроект. После чтения оного первой моей реакцией было - необходима дискуссия. По здравом размышлении, послушав мнения весьма уважаемых урбанистов я уверился в мысли, что этот законопроект не то что не заслуживает дискуссии, но должен быть умерщвлен в зародыше. Единственное что можно обсуждать - каким способом это сделать немедленно и неотвратимо.
Однако Марат Шакирзянович Хуснуллин уверен, что опубликованный проект изменений в Градкодекс превратит мастер-планы в «не просто красивые картинки с развитием», а градостроительные документы, упрощающие работу. Согласно известной русской поговорке, простота хуже воровства. А стремление все упростить уже довело до того, что Градостроительный кодекс - по признанию самого же МШХ стал единственной книгой, которую я не смог прочитать. Я перед сном обычно читаю. Вот я положил Градостроительный кодекс на свою прикроватную тумбочку, два месяца пытался прочитать — не смог! Даже я, зная тему, не понимаю, что такое Градостроительный кодекс!. Полная версия откровений Хуснуллина - здесь.
Из всего перечисленного у меня лично складывается впечатление, что государственные мужи откровенно саботируют поручения президента, пытаясь пустить мастер-планирование по тупиковому пути. И это им пока что вполне удается. Поэтому вместо оптимистичного "как мы будем делать Мастер-планы" и "откуда взять новых мастеров для планов" я бы предложил в повестку дня немного иные вопросы, без ответа на которые мы скорее всего не будем делать вовсе никаких мастер-планов:
- Кто эти люди, которые пишут бредовые законопроекты без участия профессионалов-практиков мастер-планирования и градостроительного планирования и как сделать, чтобы их больше не подпускали к нормотворчеству? Могли бы они принять участие в обмене мнениями? Очень хочется их послушать...
- Кому из чиновников в Правительстве г-н Мишустин перепоручил ответственность за исполнение поручений Президента и Мастер-планирование в целом? Или текущая ситуация с семью няньками будет развиваться и дальше?
- Как Правительство собирается выполнять порученное им обеспечение разработки, утверждения и реализации мастер-планов. За счет каких средств предполагается обеспечивать? Если это будет федеральное финансирование, то кто распорядитель? Какое Министерство? Если каждому городу предстоит искать финансирование самому - то скажите об этом честно и сразу. Может и губернаторы тогда не будут особо напрягаться, редактируя список 200.
- И какова во всем этом процессе роль ДОМа.РФ, который лет пять уже оплачивает добрую половину производимых мастер-планов, в результате чего у всех почему-то сложилась твердая уверенность что будет оплачивать также обильно и в дальнейшем. И будет ли ДОМ.РФ отвечать за Единые требования к структуре и содержанию мастер-планов развития городов и квалификационные требования к их разработчикам, на что он без сомнения претендует, или эти требования разработает очередная безвестная кучка бюрократов?
Вот такие простые, казалось бы вопросы... Получив на них ответы, начнем беспокоиться о том как делать, с кем делать, какие инструменты реализации и сколько времени все это у нас займет.
P.S. В первый день конференции Института Генплана на пленарной сессии Формирование агломераций и территориальных связей ... выступит Дмитрий Дегтярев - директор департамента планирования территориального развития Минэкономразвития РФ. а во второй день на пленарной сессии по мастер-планам выступит Владимир Калинкин - директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России. Даже институту Генплана не удалось не то что усадить на одну трибуну этих уважаемых директоров департаментов дружественных министерств, а хотя бы организовать их посещение конференции в один и тот же день - чтобы они, глядя друг другу в глаза, обсудили, кто же из них лучше мастер-планирует и собирается нести за это ответственность в ближайшие годы!
А пока что территориальное планирование и градостроительная деятельность - это совершенно две противоположные сферы человеческой деятельности, которые ну никак не получается совместить друг с другом... А еще есть стратегическое пространственное планирование, которое ни в какой закон не записано, но почему-то до сих пор существует. Как все запутано!
Действительно - еще есть что обсуждать.
Желаю успеха специалистам и чиновникам в обмене мнениями!