В 1585 году, в королевстве Арагон (которое уже несколько десятков лет потеряло свою независимость и шаг за шагом превращалось в глухой угол Испании) местный суд рассматривал дело о спорном наследстве. Происходило это близ городка Грустан (сейчас это поселение давно заброшено и находится рядом с городишком Грустан), в графстве Рибаргоса.
Некий Хуан Бернат де Мюр оспаривал у дона Франсиско Хименеса де Сан-Романа право владеть замком Перальта и землями к нему примыкавшими. Семья сеньора Франсиско владела замком Перальта уже 40 лет, после того, как Хуан Бернат, потомок рода де Мюр, был объявлен нелегитимным наследником, как незаконнорожденный. К сожалению, автор оригинальной испанской статьи не счел нужным сообщить на основании какого именно родства (и в какой именно степени) де Сан-Романы получили Перальту от своих родственников.
Хуан Бернат в свою очередь был известен под фамилией своей матери, а не отца. Он утверждал, что взял фамилию де Мюр умышленно (а вовсе не по причине того, что его родители были не женаты, как утверждали злопыхатели), так как она связана с сеньорией Перальта с незапамятных времен. Отца же Хуана звали Бернат де Аркас, сеньор Грустана, а мать – Грасией де Мюр-и-де Абизанда. (Однако также остается не ясным, что мешало Хуану называться де Аркас-и-де Мюр.) Просто отец Хуана умер в возрасте 80 лет, и мальчику было тогда всего шесть лет, конечно, он не мог защитить свои права и более того – один из братьев Хименесов злодейски угрожал убить его вдову-мать, сеньору Грасию, если она не выйдет за него замуж. (Увы, испанский автор также не сообщает, вышла или не вышла, да и что вообще к моменту суда стало с матерью Хуана Берната).
Так что Хуан Бернат де Мюр утверждал, что он совершенно законнорожденный и замок Перальта, который незаконно захвачен сеньором Франсиско, должен принадлежать именно ему. Разумеется, сеньор де Сан-Роман с этим не согласился и не легитимность Хуана выводилась строго, говоря из-за того, что брак его родителей хоть и состоялся, но был незаконным и невозможным. Да и не был одобрен матерью Грасии де Мюр, насколько я понимаю, последней законной владелицей Перальты перед тем как этот замок перешел к Сан-Романам.
Вот как выглядело то самое родство родителей Хуана Берната. Да уж, нечего сказать… Вообще, общеизвестно, что высшая знать и королевские роды сплошь и рядом заключали браки с близкими родственниками (а Папа Римский выдавал такие разрешения пачками), но далеко не все малые и средние дворянские роды одобряли такой подход. А тут у нас выходит, что Бернат де Аркас выбрал себе в невесту … правнучку родного брата Педро, сеньора Лапенилья? Да и как «выбрал», вот что показали свидетели, которые хоть и пребывали в почтенном возрасте, но помнили всё достаточно хорошо. Всё-таки дело было почти полвека назад… Если точно, то 47 лет тому назад.
Свидетелями выступили некие Педро Сина, богатый крестьянин, Родерикус Лабасуй, также мелкий землевладелец, и дворянин Инфани Карлан, всем было уже лет за 70. Особо ценные показания исходили от Педро Сина, так как этот старик в молодости полтора года прислуживал Бернату де Аскару и возможно (как подозревали многие) был его подручным в том самом деле, о котором ему теперь пришлось свидетельствовать. (О своем участии Сина, разумеется, благоразумно умолчал).
Итак, 47 лет назад в один из обычных вечеров в замке Перальта. Уже тьма накрывает долину пастух загоняет овец в загон, а молоденькая Грасия де Мюр-и-де Абизанда спустилась закрыть ворота за овцами (обращу особое внимание на эту деталь). И вдруг к девушке подъехал на лошади человек в капюшоне, посадил ее перед собой пустился рысью в узкое ущелье, которое вело к Граусу. Отец девушки Хуан де Абизанда послал в погоню целых девятерых человек (правда, только одного из них на лошади), но преследователи не смогли догнать похитителя. Зато они его прекрасно узнали.
Это оказался никто иной, как 73-летний Бернат де Аркас, сеньор Грустан, родич и сосед хозяев. Из Грауса он отправился в местечко Альбельда, где и стал жить с похищенной Грасией, как муж с женой. Кстати, это совсем недалеко, судя по современным картам километров 60. Возможно, родичи девушки не стали преследовать похитителя и мстить ему, так как девушка уже была обесчещена, а де Аркас на Грасии всё-таки женился. Но главное заключалось в том, что мать девушки Каталина де Мюр была возмущена и считала предосудительной такую женитьбу, несмотря на любовь к дочери она так и не признала ее брак.
Еще один свидетель, живший тогда в Альбельде, показал, что видел там эту семью, а маленький мальчик Хуан обращался к Грасии – «госпожа мать», а к Аркасу – «господин отец». Может показаться странным, что Аркас вот так взял и бросил свою сеньорию, убравшись за несколько десятков миль. Но … кажется, бросать было и нечего. Эти горные идальго, если внимательно присмотреться, были очень бедны и мало чем отличались от крестьян по благосостоянию. Иначе с чего вдруг, дочь хозяина замка идет сама и одна на ночь глядя, запирать ворота за овцами?
Увы, дамы и господа, но на этом история внезапно заканчивается. Как пишет испанский автор Антонио Торрес Рауса, осталось неизвестным, что решил суд, в сохранившихся бумагах ничего больше нет. Зато есть еще один документ, уже от 1719 года, где местный аббат требует от сеньоров Перальты невыплаченную десятину в 13 ягнят. Как автор Антонио Торрес Рауса, между спорящими семьями всё-таки было заключено некое соглашение, так как хозяина Перальты в начале XVIII века зовут Хименес Сан-Роман-и-де Мюр.
Я бы не спешил с такими выводами. Семьи действительно породнились, судя по фамилии, но причем здесь именно Хуан Бернат де Мюр? Он и фамилию-то носил слегка неправильную. В округе были и другие де Мюры, вот они-то скорее всего позже и заключили союз с Сан-Романами. А уж куда делся сам Хуан Бернат, так кто же его знает, времена стояли лихие в графстве Рибаргоса и в целом в Арагоне.
Приглашаю в свой телеграмм-канал:
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017