Здесь Баба-яга стирает ковер-самолет и помогает добрым молодцам. Кощей играет в шашки на собственную смерть. Шах Бабадур сочиняет стихи и любит хорошую музыку. А Иванов — целых три, но только один из них царевич. Как же все они уместились в одну короткую сказку, и что из этого вышло? Об этом сегодня и поговорим.
В некотором царстве правил царь Авдей. Всё у него было, да вот наследника не было. Сказала Авдею гадалка, что сын у него обязательно родится, но «только когда рак на горе свистнет и после дождичка в четверг». Рак свистнул, дождик был, и сын родился. Вместе с ним родился сын и у ключницы Варвары, да еще третьего мальчика в капусте нашли — кто-то ко дворцу подкинул. Авдей был рад всем троим и нарек их Иванами. Дальше случилось похищение и подмена, но все это только присказка, как сообщается зрителю. В сказке Михаила Юзовского по сценарию Юлия Кима, созданному на основе либретто Александра Островского будет еще много интересного.
Сразу скажу, что эта статья будет немного отличаться от тех, которые раньше были в данной рубрике. Дело в том, что песни, музыку для которых написал Геннадий Гладков, а тексты — Юлий Ким, в этом фильме есть, но они не столько характеризуют конкретных персонажей, сколько создают общую сказочную атмосферу.
🎧 Послушать все песни из фильма в ВК
Например, первая песня фильма — колыбельная, которую поют для троих Иванов. Здесь не имеет значения, кто и кому ее поет. Она могла бы прозвучать в любой русской сказке, чтобы добавить колорита. Я как и раньше упомяну о каждой прозвучавшей в фильме песне, но и несколько не относящихся к музыке слов про персонажей сказать тоже придется.
Итак, в присказке используется привычный для сказок прием подмены царского сына на самозванца (в нашем случае — на сына злой ключницы Варвары, которая мечтает захватить власть в государстве). Подобная подмена встречается, например, в более известном фильме-сказке «Варвара-краса длинная коса». Необычность в том, что у нас в сказке целых три Ивана, поэтому подкидыш тоже пострадал. Отправили его вместе с царским сыном на каторгу.
Прошло 20 лет и шут в форме песни рассказывает зрителю о том, как за это время Варвара прибрала власть к рукам, но все еще не добилась, чтобы царь официально передал царство своему наследнику. Хороший сказочный шут, жаль, что роль эпизодическая.
А каторжники поют о том, что им некуда бежать, жалеют о том, что у них нет крыльев и придется пропадать. Впрочем, двое Иванов с каторги именно улетят, причем не на крыльях. Лететь тоже будут с песней.
Как и во всех сказках царь здесь готов отдать полцарства. Но тому, кто женится на царевне Милолике. А ее надо предварительно вызволить от Кощея. Вот так из смеси привычных сказочных приемов получается нечто совершенно уникальное.
Есть здесь и Баба-яга, но настолько обаятельная, что больше похожа на добрую бабушку. Ее песня — это заклинание сказанное вслед самозванному царевичу и его царедворцу. Злых и неприветливых она накажет, а добрым да отзывчивым готова и дорогу верную указать и меч-кладенец отдать.
Кощей тоже не поет, а читает под музыку заклинание, превращающее человека в дерево. Играет его Олег Табаков, и снова персонаж получается нетипичным. Вместо сказочного злодея мы видим скорее обаятельного жулика, говорящего со знаменитой «интонацией Матроскина». Не буду спойлерить, но думаю, что всем посмотревшим сказку такой Кощей запомнится надолго.
Царевна. Пожалуй, самый обычный и предсказуемый персонаж из всех. Поет о своей неволе. Разумеется, Иваны найдут способ ей помочь.
И еще один типичный для сказок сюжетный ход — задача добыть Жар-птицу. Такое задание дает одному из Иванов Кощей. Птица находится у шаха Бабадура. Он любит сочинять стихи и напевает их. А вот птица петь не желает. Почему? Узнаете сами, посмотрев фильм. Разумеется, она все-таки споет. Споет о радуге, небе, солнце и свободе.
А шаха Иван научит играть в «Море волнуется раз», и это тоже превратится в песню, которую сложно как-то охарактеризовать. Лучше ее послушать.
Закончится все песней, которая официально называется финальным попурри. Герои попрощаются со зрителем и пойдут-полетят на встречу счастью.
И к концу фильма я понял, что вся эта история напоминает мне попурри, в котором привычные для сказок повороты сюжета смешаны друг с другом. Кажется, что все знакомо, но раз — и как при повороте калейдоскопа знакомые элементы образуют новый узор. Жаль только, что в фильме всего одна серия. Но есть у режиссера Михаила Юзовского и другие фильмы-сказки, снятые в похожей стилистике. О них я расскажу в следующих статьях.
~~~~~
Автор Александр Томаров (для проекта «Музыкальные сказки», 2024)
____________________________________________________________________
Заметки на полях - Д.С.
Хотела что-то добавить к статье Александра о своих впечатлениях, но получается в двух словах: отличный фильм! На мой взгляд, это один из тех шедевров советского кинематографа, которые хочется пересматривать повторно, наслаждаясь великолепной игрой актеров, интригующими поворотами сюжета и прекрасной музыкой. А когда весь текст песен и самого фильма уже выучен наизусть — так приятно повторять полюбившиеся изречения героев!
Всем, кто любит добрые сказки — рекомендую!
Посмотреть весь фильм 😍 :
____________________________________________________________________
Другие статьи Александра Томарова:
О МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗКАХ НА ПЛАСТИНКАХ
Благодарим за лайки, комментарии и подписку на канал!
🎼💞
✍🏻 Канал «Музыкальные сказки» в Телеграме