Угас сей день, вступила ночь в свои права. И вот, по Божьему благоволенью, вдруг ливень полился и встал стеной. Земля иссохшая обильно орошалась потоками воды с небес. Дождь лил как из ведра. Сей ливень был настолько сильным, а потоки воды настолько бурными, что ими смыло все амбары, где хранил зерно богач немилосердный. И не одну пшеницу только, но и другие, немалые запасы продовольствия, которые, пока люди голодали, хранились в этих амбарах, вынесло на улицу дождём!..
Вы читаете продолжение нового перевода Жития Святителя Спиридона Тримифунтского. Перевод выполнен по изданию: Ἅγιος Συμεὼν ὁ Μεταφραστής, Βίος τοῦ Ἁγίου Σπυρίδωνος τοῦ Τριμυθοῦντος, Patrologia Graeca, τ. 116, στ. 417, 1864. Готовится к изданию.
Начало здесь:
Настало утро, вышло солнце, и людям, голодом измученным открылось зрелище: посреди улицы лежат горы зерна и других продуктов – бери не хочу! А посреди всего этого изобилия, в отчаянии, рыдая, как сумасшедший, туда-сюда, туда-сюда носится богач жестокосердый и клянёт свою горькую судьбину за то (поистине справедливое) воздаяние, которое его постигло.
Картина та была, действительно, достойна смеха и люди, глядя, как богач безумный носится по улице и рвет на себе волосы, не могли сдержать улыбок. А он, вдобавок, словно мало было людских насмешек, ещё и стал просить прохожих помочь ему собрать запасы, чтобы хоть что-то спасти от полного разорения. Но где там! Толпы голодных со всей округи уже сбежались и начали растаскивать продукты. Подошёл и наш вчерашний бедняк, который вчера только просил жестокого о милости, а сегодня, видя происходящее чудо, не мог своим глазам поверить. Как и другие, он не мог от смеха удержаться, глядя на жестокосердного богача, который стал посмешищем. И радость эта разве не была оправданной и справедливой? Итак, бедняк наш стал, в числе других голодных, набирать себе зерна и других продуктов. Так вот, в буквальном смысле слова получилось – не сеял и не жал, и не трудился, а насытился.
Однако, должно было исполниться всё, пророчески сказанное вчера святителем Спиридоном. Богач жестокий, видя, как измученные голодом люди сами, не спрашивая у него разрешения, хватают с земли сокрытый от них хлеб для себя и своих детей, начал кричать им, желая показаться щедрым и великодушным (хотя на самом деле, каким он был жадным и не любящим людей, таким и остался): «Ничего-ничего, берите-берите, сколько вам надо!..». Внутри при этом он кипел от злости, а люди сами брали сколько им надо, и его не слушали.
Так и вчерашний наш бедняк, над глупостью и лицемерьем злого скряги посмеявшись, с зерном и другими продуктами для своих детей отправился домой, славя за заступничество и помощь Бога и благодаря великого угодника Его – святого Спиридона.
Таким вот образом, святитель и угодник Божий Спиридон способен был открыть источники небес не только ради многих, но даже и для одного, когда бы в этом одному была нужда. Он также знал, как было сказано уже, как накормить голодного и воспитать богатого такого, который сердце в камень превратил. Хотя, как ниже мы увидим, конкретный сей богач, нисколько, ни на грамм не получил от вразумленья пользы, как был жестокосердым, так им и остался. Однако, это чудо, полагаем, для многих, жестокостью ему подобных уроком добрым стало и помогло стать лучше, состраданьем сердце умягчив.
Ну разве кто-то из читающих и слушающих это, не был рад? И кто не пожелал бы жадно о Спиридоне чудном новое узнать и обратить свой любопытный слух к повествованью? И кто из повествующих дерзнул бы жаждущую просвещенья душу лишить сей пищи ценной для неё?