Поп-культурные феномены - столь редкое явление для развлекательной индустрии, что любой проект экспериментального характера встречается в аудитории несколько предвзято. Но едва ли таким можно назвать первый сезон "Аркейна", скомбинировавшего чуткую семейную драматургию разлученных сестёр и революционную технику анимации в локальном сериале по мотивам "League of Legends". Приземлённое шоу, рекламировавшее себя исключительно как прямую адаптацию популярной "мобы", привлекло в свою сторону сотни тысяч новых зрителей, не знакомых с лором оригинальной вселенной от слова совсем. Постановщики из Riot доказали свою проф. пригодность в кинематографической нише, и от того второй сезон "Аркейна", вышедший на Netflix спустя целых три года после премьеры первого, ещё сильнее подогрел наши ожидания, выступив для этой истории полноценным финалом
И здесь постановщики не обманули своего зрителя: продолжение "Аркейна" намекает на окончание основной ветви повествования буквально в каждом эпизоде. Отношения между героями накаляются до острого предела, а локальные события покидают пределы трущоб Зауна и величественных переулков Пилтовера, отправляясь покорять более глобальные просторы. Как и первый сезон, новый "Аркейн" с ходу же подразделяет свою историю на три громоздких акта: каждый - с личной главенствующей линией, медленно подводящей нас к сокрушительному финалу
Но несмотря на явный укол в сторону приевшейся всем мультивселенной, "Аркейн" продолжает оставаться проектом сугубо личным и откровенным: на пороге истории - окончание линии полу-психотропных отношений сестёр Вай и Джинкс, разлученных ещё в детстве трагическими событиями. Здесь эмоции экранных героинь накаляются до предела, а их оставшиеся чувства друг к другу рискуют поджечь фитиль грядущей войны между "нижним" и "верхним" городами. Олицетворение той или иной социальной прослойки, вкупе с делением персонажей на "старших" и "младших", доказывает искреннее желание постановщиков закончить гнуть начатую линию уже в этом сезоне. И это ощущение преследует зрителей вплоть до самой последней сцены сериала
Здесь же второй сезон "Аркейна" ударяется в скоростное повествование: события преследуют друг друга на коротких дистанциях, значительное количество времени уделяется второстепенным героям, тем, что не получили свою экранную "минуту славы" в первом сезоне, а тембр динамики не спадает вплоть до последнего эпизода. В продолжении сериала нет ни одной "провисающей" серии, окрещённой в народе "филлером", отсутствуют намерения авторов в растягивании начатого. Напряжение витает в воздухе даже в моменты слепых или проникновенных диалогов между героями, а любое каноничное событие может разрушить планы персонажей по щелчку пальцев. Но отнюдь скачки действий нельзя окрестить сумбурными или торопливыми: все события плавно текут по изначальному сценарию, что готовит аудиторию к возвеличенному откровению в драматически сильной кульминации
И эта кульминация не смогла бы сработать и в полсилы, если бы в сериале не присутствовала глубокая и структурированная проработка характеров и действий экранных персонажей. Во втором сезоне "Аркейна" продолжают рассматриваться нестандартные семейные отношения (вообще семья - буквально главенствующая тема всего сериала) между сёстрами, обрастает подробностями ветка дружбы между бывшими партнёрами (Джейс и Виктор), превращённых в моральных противников по воле принципов и эгоистичных амбиций, и даже материнская любовь становится для шоу неотъемлемым элементом драматургии. Пускай финал "Аркейна" ударяется в гигантский масштаб, выводя события с городских улочек чуть ли не на мультивселенские просторы, его неизменная мораль, завязанная на банальных, но извечных человеческих чувствах и эмоциях, всё так же остаётся неизменной
Тем и интереснее, что продолжение "Аркейна" не теряет достоинств первого сезона, а дополняет их, обрисовывая портреты персонажей новыми красками. Классический антигероизм в сериале становится чуть ли не нарицательным термином: ведущий костяк персонажей сталкивает лбами понятия добра и зла, размывая их границы под напором нарастающей войны. Недопонимание рождает агрессию, на насилие отвечают насилием, а невзначай сказанное слово может разрушить всю восстановительную линию отношений в центре того или иного дуэта. В первую очередь, все герои "Аркейна" - это люди, коим свойственно нарушать правила: только у кого-то звеном арки искупления может стать возвращение родного человека из прошлого, а у другого - тёмное альтер-эго, напутствиями ставящее знакомого персонажа на путь истинный. От того проработанная линейка Джинкс/Паудер и становится ядром всего финала сериала, несмотря на участие в истории героев и злодеев несколько иного, более масштабного уровня
Но не только проработанной драматургией "Аркейн" запомнился зрителям: в первую очередь, сериал всегда рассматривался как язвительный и в то же время самый откровенный портрет модернизированного искусства современности. Здесь же визуальный нарратив шоу играет центральную роль в его истории: каждая малозаметная деталь, отсылающая нас в сторону метаморфозы характера того или иного персонажа, претерпевает техническую материализацию. Отношения между сёстрами, бывшими партнёрами, верными друзьями или матерью и дочерью выстраиваются с помощью не столько диалогов, сколько нарративных элементов, проработанных с такой дотошностью, что на фоне "Аркейна" может потонуть в амбициях даже анимационная дилогия "Человека-паука" от Sony
Но и как экшен-сериал, финал "Аркейна" превосходит любые зрительские ожидания: во втором сезоне стало ещё больше битв, наполненных тематическим и сюжетным смыслом. Будь то жестокая схватка между Вай и Джинкс в подземелье Зауна в окончании первого акта, проникновенная драка сестёр и Варвика, аппелирующая нас к извечным семейным ценностям, или масштабная война за Пилтовер, объединяющая вокруг борьбы с силами хекстека весь костяк экранных персонажей. Здесь сочетание трёхмерной графики и покадровой 2D-анимации, обрисовывающее даже самые малозаметные эмоции на лицах героев, достигает такого грандиозного предела, что потягаться с творением аниматоров сможет разве что следующая часть анимационного "Человека-паука". Но второй сезон "Аркейна" рай не только для почитателей анимации и качественной драматургии, но и для меломанов: от возвращений "Twenty One Pilots" и "Linkin Park" до пробирающего трека "Woodkid" и взрывоопасной партитуры "Straykids" - каждая композиция шоу играет ещё и сюжетную роль, намекая своим текстом на ту или иную повествовательную линию продолжения
Второй сезон "Аркейна" - тот самый редкий случай в лоне поп-культуры, когда все зрительские недовольства финалом оправданы лишь их субъективными желаниями. Динамика продолжения не спадает вплоть до зловещей и пробирающей всё тело развязки, превращающей в превосходство тему человеческих чувств, неподвластных всем нам. И пускай шоураннеры проекта действительно могли продлить "Аркейн" на ещё один сезон во благо избегания массовых недовольств хаотичностью повествования, окончание сериала - одно большое грациозное поклонение и арт-мейнстриму, и классической драматургии, объединяющейся с бунтарской эстетикой в каждом шоте. Индустрия развлечений не видела таких проектов слишком давно: и от того "Аркейн" претендует на звание самого яркого, грандиозного и монументального анимационного шоу в истории современного кинематографа. Но если верить послесловию и сериала, и самих представителей из Riot, это шоу - лишь начало всех дальнейших свершений авторов. И в таком случае искренне стоит пожелать им удачи: мир "Лиги легенд" в кинематографическом воплощении пока не исследован даже на половину