Психологический триллер Apple TV+ «Все совпадения неслучайны» – режиссерское видение Альфонсо Куарона одноименного романа Рене Найта. Сериал рассказывает о Кэтрин Равенскрофт (Кейт Бланшетт), успешном документалисте, чья, казалось бы, идеальная жизнь рушится, когда она получает роман, повествующий о событиях из далекого прошлого. Книга раскрывает глубоко личные секреты и вовлекает Кэтрин в паутину вины, манипуляций и мести. Разгадывая тайну, кто стоит за книгой и каковы их мотивы, Кэтрин вынуждена столкнуться со своим прошлым и его последствиями.
«Все совпадения неслучайны» – психологические исследование. Куарон использует длинные дубли, мастерское кадрирование, сочетание документальных съемок с руки с четко выставленными композициями. Визуальные эффекты меняются в зависимости от тональности повествования: обилие света для флэшбэков и приглушенная серая палитра для освещения нынешней жизни главной героини Кэтрин.
Мне особенно нравится, какое визуальное облачение характерам героев дает Куарон через интерьерные решения: грязь и абсолютный хаос в доме Бригстока контрастирует с совершенным домом Кэтрин, где царит симметрия и стилистическая идиллия. Очень рекомендую ставить на паузу и рассматривать внимательнее – тогда, характеры героев станут более контрастными. Так, у Кэтрин, например, преобладают символы гармонии, которую она пытается внешне создать вокруг себя, своей персоны – симметрия, оттенки зеленого, природные материалы. Также на одной стороне комнаты (см.скриншот выше) можно заметить округлые маски с одной стороны и демонические с другой – словно намек на внутренних демонов. Фигура лошади слева от нас выглядит внушительно и мощно, тогда как идентичная фигурка напротив при другом угле освещения смотрится более утонченной, даже хрупкой – как отсылка к самоощущению героини до получения книги и после. Семейный портрет и тюльпаны как противовес алкоголю (попытка заглушить внутреннюю боль). При этой идеальной композиции глаз подмечает картонные коробки, которые смотрятся очень неуместно. Так режиссер пытается показать, что героиня "запаковала" свою боль, но пока еще не нашла силы избавиться от нее в новой идеальной жизни?
Актёры
Актерский состав подобран идеально. Именно благодаря ему сериал хочется продолжать смотреть, даже несмотря на затянутое повествование. Кейт Бланшетт, исполнительница роли Кэтрин, воплощает отчаяние и хрупкость. Кевин Клайн в роли Стивена Бригстока – харизматичный мститель, ожесточенный борец за справедливость, ослепленный скорбью, изрядно разбавленной злостью. Сашу Барона Коэна практически не узнать в роли бесхребетного мужа Кэтрин, Роберта, а Коди Смит-МакФи (Николас) и Лейла Джордж (молодая Кэтрин) вносят контраст в повествование через демонстрацию разрыва между поколениями и психологические травмы.
«Все совпадения неслучайны» приводит зрителей в состояние психологической напряженности: Куарон бросает на растерзание свою героиню Кэтрин, ведя зрителей на поводу у сюжета, принимая заранее прописанные для них роли.
Психологический портрет Кэтрин Равенскрофт, главной героини романа «Все совпадения неслучайны» непростой. Сперва Кэтрин предстает перед зрителем как успешный, уверенный в себе профессионал, у которого, казалось бы, идеальная жизнь: процветающая карьера, уютный дом и любящий муж. Но как только она получает книгу с описанием событий о своем прошлом, ее уверенность и профессиональное хладнокровие постепенно рушится, обнажая страхи и демонстрируя уязвимость. Зритель постепенно осознает, что профессиональный имидж героини и публичный образ, созданные многолетним кропотливым трудом, были выстроены в качестве брони, призванной скрыть ее неуверенность и боль от посторонних осуждающих взглядов.
Куарон использует несколько повествовательных и кинематографических приемов для манипулирования чувствами зрителя по отношению к Кэтрин.
Первоначальное суждение
Сперва Кэтрин предстает как соучастница таинственной трагедии, которую режиссер подает, приправляя двусмысленностью, чтобы вызвать послевкусие скептицизма. Зрители тут же применяют призму осуждения для оценки героини, что отражает склонность общества судить, не вникая в контекст. Кажущаяся холодность и профессиональная отстраненность Кэтрин только усиливают это восприятие.
Прошлое против настоящего
Флэшбэки изображают Кэтрин в более беззаботном свете, теплых тонах, которые резко контрастируют с приглушенными, гнетущими красками ее настоящего. Такое сопоставление отражает психологический упадок героини и предлагает зрителям углубиться, задавать вопросы.
Ненадежное повествование
Куарон играет с достоверностью повествования, представляя некоторые события через предвзятую точку зрения. Романтизированное изображение прошлых событий, обставленное как сладострастное, позже переосмысливается, обнажая истинную темную сторону. Это изменение перспективы усложняет понимание Кэтрин зрителями, подрывая первоначальные суждения, подталкивая к эмпатии.
В последней серии действия и мотивы Кэтрин раскрываются в полной мере, заставляя зрителей переосмыслить предыдущие события. Они уже видят в ней не высокомерную девицу, привыкшую получать то, что она хочет, а человека, чья раковина идеальности сформировалась под влиянием травмирующего прошлого. Эта трансформация – от злодея-искусителя к жертве – наглядно иллюстрирует субъективность восприятия. Сериал подчеркивает хрупкость правды и сложность человеческого поведения, которые не может рассматриваться в отрыве от контекста. История Кэтрин – как вершина айсберга, напоминание о том, что даже самая внешне благополучная жизнь может скрывать глубокие проблемы, и заставляет зрителей задуматься о том, насколько легко мы вешаем ярлыки на других и себя, видя лишь отдельные пазлы, а не целостную картину.
При этом в конце сериала невольно задаешься вопросом, почему портрет Кэтрин максимально четко прописан, а вот Джонатан только оставляет массу вопросов – его персонаж вообще не раскрыт. Так и остается непонятным:
- почему Джонатан спас мальчика?
- почему с ним резко перестала общаться его девушка, а ее мать даже не реагирует на новость о его смерти? Без этого контекста первая серия с их поездкой не имеет сюжетной ценности.
- что сподвигло стать чудовищем (тут уже явно не может быть оправдательного приговора)? Его отец говорит нам, что были тревожные звоночки в прошлом, которые тщательно скрывала мать, но какие именно? Почему она покрывала сына, если все было плохо? Откуда в казалось бы любящей семье мог возникнуть монстр?
Из-за этих вопросов повествование кажется сырым, хотя и растянуто на 7 серий (я смотрела на ускорении 1.5).
Интересный факт: сериал изобилует продакт-плейсментом Apple. Не припомню, чтобы еще один сериал настолько пестрил яблочными устройствами.