После 16-битных приставок, а также в связи с уже надвигающейся эрой игр на персональных компьютерах, сложно было представить, что будет что-то более совершенное, чем та же SEGA. Но компания Sony умеет удивлять. На рынке появилась необычная приставка, которая считывала игры не с картриджей, а с дисков, что по тем временам было вдиковинку.
Собственно, в этой статье я постараюсь упомянуть только те игры, что засели у меня в душе за довольно короткий срок пользования PS One. Поэтому не серчайте, если не увидите вашу любимую игру среди тех, что приведены в статье или в ней вообще не будет игры, которая (по вашему мнению) уж точно должна была бы тут быть. В таком случае просто отпишитесь об этом в комментариях к статье.
История
Sony Play Station 1 (PS1) относилась уже к пятому поколению игровых приставок. Она вышла в 1994-1995 годах, а на рынки в это время вовсю заходили 64-битные консоли типа Nintendo 64 или Sega Saturn. Поэтому PS1 досталась весьма серьезная и проблемная конкуренция.
Но если говорить о проблемах, то по сути сама PS1 и зародилась из проблем. Изначально в начале 1990х Sony решили помочь за мзду Nintendo разработать SNES на дисках. В ходе разработки они непосредственно занимались дисковым модулем, а также немного залезали в вопросы графической обработки. Но сотрудничество не задалось, Nintendo часть проекта продала, а часть свернула и была такова. Ну вообще история была намного сложнее - там было выпущено порядка 200 экземпляров SNES-CD, которые, собственно вообще никак не окупали затрат Sony + выплаты от Nintendo были настолько малы, что выглядели больше как оскорбление. Тем не менее, Sony догадалась использовать эти наработки для проектирования своей консоли, которая по расчетам должна была получиться лучше, производительнее и адаптивнее к аудитории и разработчикам.
Консоль получила действительно широкое распространение по миру и до сих пор считается одной из самых продаваемых приставок (если совместить показатели PS1 и PSOne). Так как Sony сделали ставку на полигональную графику, они автоматом заручились поддержкой большинства разработчиков игр, которые считали, что за полигонами и full 3D таки будущее. Поэтому игр на PS1 повыходило предостаточно.
Теперь немного о моем опыте. Формально PS1 у меня никогда не было... Да... последней моей приставкой до ПК была SEGA.... Ну после приобретения компа у меня были PSP (о ней обязательно напишу), Xbox 360, PS3 и т.д. Но PS1 у меня не было. Зато у меня был товарищ, у которого данная приставка была. А если быть точнее - у него была PS One. И вот однажды, году эдак в 1998-1999м в летние каникулы его родители решили вместе с ним вдарить в достаточно большой тур по забугорью - длительностью почти 2 месяца. Помимо этого, мой товарищ также знал, что по приезду его отец запланировал купить ПК, поэтому к PS One уже начал относиться весьма философски. Вот он то и предложил мне взять на эти пару месяцев его приставку, чтоб пылью не заросла.
Вот так на короткое время у меня появилась PS1 (PS One). Естественно, я не мог собрать целую коллекцию дисков - играть приходилось в то, что было в коллекции у друга. Что-то я выменивал у соседа по этажу, у которого тоже была PS1. Поэтому игр в этом списке будет куда поменьше, чем в остальных, но все они мне ужасно понравились, а некоторые повлияли на то, что я проходил уже в последующем на ПК.
1. Resident Evil
По забавной иронии "Обитель Зла", она же Resident Evil была моей первой игрой, которую я запустил на PS1. Однако, я не понял, что это именно обитель зла... и когда ко мне попала 3я часть я даже не сразу узнал, что это якобы продолжение. Дело в том, что на диске была японская обложка с названием Biohazard (в Японии игра издавалась под другим названием).
Сама игра вышла в 1996 году, благодаря усилиям Capcom. Вообще, как потом узнал, изначально задумывалась как продолжение horror-игры Sweet Home и как конкурент Alone in The Dark, из которой почерпнула позиции камеры и перемещение героя. Как мне кажется - то были довольно сомнительные заимствования. Но... видимо технические возможности тогда были весьма скудны, и такая реализация была больше спасительным и вынужденным решением. Забавно, что много позже я буду проходить уже на ПК Alone in The Dark 5: The New Nightmare (в которой точно такое же позиционирование камеры и управление) и буду неистово вспоминать и флешбекать в Resident Evil.
Игра вышла много раньше первого фильма (фильм вышел только в 2002), поэтому события могут быть в некоторой несостыковке... Сюжет игры же отправляет нас в 1998 год в город Ракун (Racoon City), где начали происходить странные вещи - участились групповые убийства людей. При этом тела пострадавших были якобы как обглоданные. Ну и к делу привлекают специальный спасательный отряд S.T.A.R.S. (местный SWAT), поделенный на 2 отделения - "Альфа" и "Браво". Однако, в процессе поисковых работ, один из отрядов теряется, второй пытается его отыскать, попадает в засаду сбрендившей стаи собак и, в ходе стремительного отхода, нарывается на заброшенный особняк. Укрывшись в нем, команда начинает его исследовать и приходит к неутешительному выводу, что внутри особняка не менее опасно, чем снаружи, а то и куда хуже. Особняк полон различных потайных комнат, смертельных ловушек, загадок, а также наводнен различными тварями, которые не прочь вас убить.
Поиграть же давали на выбор либо за Крисса Редфилда, либо за Джилл Валентайн. Основной целью, как уже понятно, было исследовать особняк и свалить с него. Чем мне больше всего запомнилась в то время игра? Прежде всего - свободой действий. Раньше я не видел такого. Не... ну была Zero Tolerance на SEGA, где мы вольны были шуровать в какую угодно сторону, но там не было 3D-графики в таком качестве. Плюс - в "Резике" был инвентарь и нетипичные для экшонов тех лет загадки. Максимум на что можно было претендовать в те годы - загадку, где надо найти карты разных цветов, которыми открыть соответствующие двери. Тут же все было уже гораздо сложнее и интереснее.
Добавляло интерактива еще и то, что за Джилл и Криса прохождение было совершенно разное, потому что персонажи отличались не только модельками, но механиками, которые к ним были привязаны. Так у Джилл было на несколько ячеек инвентаря больше и она могла пользоваться наборами отмычек для вскрытия закрытых дверей. При чем не зависимо от персонажа почти каждое столкновение с противником давало выбор - вступать с ним в бой и тратить драгоценные ресурсы и патроны или же избежать боя, убежав дальше или обойдя противника.
Первая часть Resident Evil, вышедшая на PS1 стала классикой и заслуженно получила несколько перевоплощений для других консолей и ПК в виде ремастеров, портов и ремейков.
2. Quake 2
Если внимательно перечитать мои прошлые статьи из раздела Путь олдфага, то можно понять, что тогда о таком жанре как FPS знали. И еще как знали - все таки были шутеры как на консолях (тот же Zero Tolerance) так и на ПК (DOOM, Duke Nukem). Quake 2 же совершил революцию в жанре, реально крупнейшую революцию, переведя FPS из 2D (или 2.5D, если хотите), в почти полный трехмерный формат.
Вообще Quake 2 - легенда игровух (игровых клубов), где стояли PS1. Таких по стране открывалось много. Я был редким посетителем игровух, когда в них были приставки и больше уже начал проводить там времени с появлением ПК - все таки это было хорошее место для того, чтобы порубать с кем-нибудь во что-нибудь по сети. Но когда в игровухах стояли "плойки", то матчи в Quake 2, Toy Soldiers или какой-нибудь Tekken там проводились ежеминутно. В последующем Quake 2 будет одной из моих первых игр и на ПК, но это уже другая история.
Джон Кармак - легенда игродева, разработал Q2 на базе собственного движка id Tech2, который был апробирован еще на первой части игры. По сути Кармак сделал (согласовал) порт игры с ПК на PS, т.к. изначально игра была запланирована для выхода чисто на ПК под новые видеокарты с поддержкой OpenGL. Сейчас уже нельзя назвать платформы, на которых Q2 бы не выходила.
Сюжет игры погружал в мрачную фантастическую картину недалекого будущего. В войну между человеческой расой и расой киборгов строггов. Последние напали на Землю и таки умудрились уничтожить несколько городов землян. Вооруженные силы Земли организовали наступление на родную планету строггов - Строггос ради закрытия портала, через который строгги перебрасывали на Землю подкрепления. Наш ГГ - десантник Биттерман в ходе высадки в результате небольшой аварии на подлете к назначенному месту, высаживается не там, где было изначально задумано. Теперь его задача - выйти на связь с командованием и выполнить возложенные на него задачи.
Игровой процесс представлял собой, наверное, самый топовый FPS из тех, что были только возможны. 36 уровней (+3 секретных), куча различного оружия, предметов, аптечек, элементов брони и пр. Все в 3D, конечно. И с каждым новым уровнем чувствовалась прогрессия. Противники становились сильнее и функциональнее. Ну т.е. их виды (в т.ч. внешний вид) координально менялись, менялись и умения, которые они демонстрировали. Так, если вначале мы встречали только стрелков, которые максимум, что делали так это стреляли с перебежками, то дальше уже появлялись к примеру - медики, способные воскрешать убитых бойцов или способных генерировать силовые щиты или же иметь джетпаки для прыжков. Но это что касалось соло игры.
А был в Q2 и мультиплеер. Вообще режимы что в первом, что во втором Quake были идентичны - DM, CTF. Однако, я не помню, чтобы в первой части была возможность проходить кампанию в кооперативном режиме. На PS1 же была возможность проходить до 4х игроков в режиме PS Multitap. Да и в сетевые карты можно было рубать через Split Screen на ура. Я даже отчасти не понимал тех, кто играл всерьез с товарищами на сетевых картах в игровухах на одном ТВ. Банально, если оппонент знал более-менее карту, то он без труда мог вычислить, где находится его жертва.
Q2 также стал классикой. Позже я более плотно познакомился с ним на ПК, после чего уже по полной запал в Q3 Arena.
Тут необходимо сделать небольшую ремарку. Последующие игры в этой статье я уже проходил позднее. И брал PS чисто ради их прохождения у друга, который покамест не успел ее продать.
3. Silent Hill
А вот это именно та игра, ради которой я, собственно, PS One опять и взял напрокат. История была такова, что в 1999 году (по-моему это было осенью), один из моих одноклассников рассказывал о необычном хорроре с небывало крутым сюжетом и механиками. Что впечатлило лично меня в его рассказах это то, что как он выразился: "Тебя там пугает больше, наверное, не каким-то там скримером или монстром, тебя пугает окружением!". Я тогда не смог полностью понять смысл его высказывания, но посчитал, что мне обязательно и непременно нужно игру таки достать и пройти.
Ну тут стоит немного остановиться на разработке игры и некоторых нюансах, о которых многие могут не знать. Изначально игру разработала команда Team Silent под руководством достаточно талантливого человека Кэйитиро Тоямы. Вообще впринципе во всей команде особый акцент стоит придавать 3м личностям - это Кэйитиро, Акире Ямаоке (композитор) и Масахиро Ито (геймдизайнер). Уж подробно расписывать кто и что не буду. Скажу только то, что их подход к созданию игр уже тогда просто поражал. Они действительно относились к вопросу создания как к искусству - как к написанию картины, созданию музыки, написанию стихов... В 2000 году я имел возможность ознакомиться с одним из интервью, которое дали эти разрабы одному из игровых журналов (по-моему IGN). И меня действительно поразил их подход. Особенно то, как они могли легко перебороть проблемы, возникающие в ходе разработки и превратить их в преимущество. Прямо не работа, а сплошное айкидо.
В чем же была, так сказать, фича именно этой игры именно в то время? Ну первое что - она была создана настолько искусно и настолько использовала буквально каждый миллиметр психологии игрока, что погружала в себя катастрофически. Начнем с ГГ - обычный человек, ни боевик какой, ни коп... просто... с виду абсолютно обычный человек с абсолютно понятной целью и желанием. В игре нет HUD - от попросту отсутствовал, что автоматом убирало стену между игроком и тем что происходит на экране. Интерфейс в то время был... ну что-то типа нити Ариадны, которая (в том числе) останавливала от осмысления того, что творилось в игре, заставляя тебя в мыслях сказать "А - это все игра, пофигу, что там творится". Здесь же интерфейс начисто отнимали, оставляя только возможность заходить в меню, чтобы справиться о текущем состоянии персонажа. Радар, отметки противников и пр. - забудьте. Единственный ваш друг - это карманное радио. Оно начинает неестественно скрежетать и издавать различного рода помехи, если рядом с вами противник, заставляя вас прислушиваться к каждому щелчку. А окружение в виде музыки и звуковых эффектов еще и многократно это всё усиливают.
Во-вторых - это то, что разработчики превратили недостатки в фичу! Да так превратили, что всерьез поначалу никто не понял, что это недостаток! Об этом стало известно много позже после признаний самих разработчиков в ходе очередного интервью, если не ошибаюсь - во время разработки уже 2й части игры. Конечно же я говорю о тумане! Туман - мера вынужденная. Дело в том, что начинка PS1 не могла обработать столько полигонов, сколько было в кадре. Особенно, когда ГГ бегал по улицам города. Из-за этого, на определенном расстоянии объекты просто не прорисовывались и разработчики решили просто заполнить это пространство до 100% отрисовки туманом. И это... сработало! Ладно... если я продолжу расписывать эмоции от игры в первый SH, то статьи не хватит - выделю для этого отдельную статью, посвященную серии игр ☺. Вот там и я выговорюсь... и подискутировать будет где.
Сюжет игры возвращал нас в 1983 год в США. Писатель Гарри Мэйсон отправляется в город Сайлент Хилл вместе со своей приемной дочерью Шерил, чтобы провести там отпуск. Пока они туда едут, по дороге начинают происходить странные вещи. Машину обгоняет полицейский мотоцикл, который через некоторое время Мэйсон видит лежащим покинутым у дороги. Отвлекшись на мотоцикл, Гарри не замечает возникшую из ниоткуда прямо посреди дороги девочку. В попытке увернуться от столкновения с человеком, Мэйсон теряет управление и попадает в аварию. Придя в себя, он обнаруживает, что его дочь пропала. В попытке найти ее он следует на улицы Сайлент Хилла. Но внезапно начинают выть сирены, становится темно... А далее уже как в хорошем фильме - чем больше пишешь, тем неинтереснее становится. А писать там есть про что...
А теперь к геймплею. Ну... по ощущениям я примерно вам уже написал что и как. Нам предстоит бродить по темным и туманным улицам города, попутно отбиваясь от различных монстров самого невероятного вида. Все это происходит от третьего лица. Но в некоторых случаях камера намеренно меняет вид, принимая самые драматичные ракурсы (и зачастую не самые удобные), усиливая ощущения от игры. Помочь в противостоянии монстрам нам должны несколько видов различного оружия как холодного так и огнестрельного. Но не стоит думать, что оружие тут - это панацея от всего. Оружие тут - это временная мера и не более. Порой самым рациональным будет поберечь припасы и убежать от противников. Игра была наполнена различными загадками, кат сценами и различными небольшими механиками, которые очень сильно влияли на процесс погружения в игру и игровой процесс.
Первая часть Silent Hill с самого старта заставила себя полюбить. В последующем я был в полном восторге от 2й части игры и считал, что хорроров круче уж точно быть не может. Именно под влиянием впечатлений с самой первой части игры, я добрался даже до SH: Origins на PSP (но это уже другая история). Я думаю, что многие олдфаги со мной согласятся, что Silent Hill была тем самым кошмаром, в который хочется вернуться.
4. Resident Evil 3 Nemesis
Вторая игра, ради которой стоило взять PS1 еще раз. История, правда, тут получилась довольно сумбурной. Диск с RE3 попал ко мне по чистой случайности. При этом я даже не был в курсе, что RE3 вышла (у меня то в памяти отложилось, что это - Biohazard). Точных обстоятельств я уже и не припомню, но это был обычный обмен дисками/картриджами, каков был принят в те времена меж пацанами. При чем ко мне он попал совершенно новым. Естественно, пройдя 1ю часть, я не мог отказать себе в очередном путешествии в мире зомби-апокалипсиса и тирании фармкорпораций.
Проблема состояла и в том, что я пропустил RE2. И RE3 если и не являлась прямо таки полным ее продолжением, но была с ней связана. Этот факт не выходил из головы во время прохождения... Но давайте по порядку об игре.
Как уже было традиционно заложено, в Японии эта часть игры вышла как Biohazard 3: Last Escape, что дополнительно создавало неразберихи. Создана была игра сборной солянкой разрабов, объединившихся в Capcom Production Studio. Утверждается, что это первая из игр серии, сценарий которой написан не абы кем, а собственным сценаристом Capcom. Однако, он все равно проходил процедуру утверждения у компании Flagship, которая ранее писала сценарии для игр серии, чтобы не иметь существенных расхождений.
Сюжет игры поделен на 2 части. Первая - это события, произошедшие за сутки до того, что было в RE2. Вторая - через 2 дня после. Получается, что события в общем охватывают временной промежуток 28.09 - 01.10.1998. Наша ГГ - Джилл Валентайн пытается покинуть охваченный пожарами Ракун Сити. В попытках убежать из этого ада, Джилл приходит к полицейскому участку, где встречает пилота S.T.A.R.S. Брэда Викерса, которого убивает новый монстр - Немезида. Немезида - страшное и смертельно опасное творение корпорации Umbrella... и теперь оно идет за нами.
Ну да - снова Джилл в центре внимания. Правда, там будет еще и Карлос - им можно будет некоторое время поиграть. В основном по геймплею это был все тот же знакомый RE. Но многое поменялось в управлении - улучшилась маневренность персонажа, появились уклонения/развороты, появилась возможность взаимодействия с окружением с целью более быстрого убийства врагов (те же взрывные бочки).
В остальном игра достаточно неплохо так поддержала планку серии. В ней также присутствовало много головоломок, различные предметы и оружие, какая-никакая система крафта медицины и боеприпасов. Кстати о головоломках... они, на мой взгляд, стали куда сложнее и были уже куда более требовательны к игроку, а тема с более рандомным спауном ключевых предметов порой сводил на нет советы и гайды от бывалых. Еще одной фишкой, что я точно не припомню до этой части RE, был выбор действия, который влиял на разрешение текущей ситуации/встречи и на концовку игры. Вот именно из-за этих ответвлений игру пришлось перепроходить несколько раз.
Но главной особенностью этой части стал конечно Немезис (Немезида). Эта тварина преследовала ГГ (нас по сути) всю игру и просто не давала шанса нормально перевести дух. Изначально, при этом, я думал, что способен его завалить и даже опрокинул... но когда оно начало опять вставать - тут у меня уже случилась истерика и перезапуск сохранения. При этом, чудовище может открывать закрытые двери, довольно быстро нагонять и наносить весьма суровый урон. В общем - то еще было приключение.
5. Legacy of Kain: Soul Reaver
Последняя игра, пройденная на PS One. И прошел я ее только благодаря рекомендации друзей и брата. Не сказал бы, что был прям в полном восторге от нее, но определенный кайф в ходе прохождения испытал.
По сути игра являлась сиквелом в Blood Omen: Legacy of Kain. Разработанная Crystal Dynamics, игра должна была по замыслу разработчиков напоминать чем-то Tomb Raider, но с возможностью исследовать (или доисследовать) уровни при помощи новообретенных способностей персонажа. Ради этого большой упор делался на дизайн уровней. Из-за судебных разборок с командой Silicon Knights, релиз игры отодвигался и по итогу разрабам пришлось вырезать часть спорного контента, чтобы не угодить под судебные санкции. Я бы не сказал, что в нашей стране игра имела такой же успех как на западе, скорее она пришлась ко времени, когда был повышенный спрос на "вампирскую тематику". Тем не менее, в среднем по миру, игра таки имела успех в виде 1.5 млн проданных копий. Кстати, издатель Aspyr в сентябре этого (2024) года анонсировал ремастер сборника Legacy of Kain: Soul Reaver 1 & 2 Remastered. Среди изменений: улучшенный визуальный ряд, фоторежим, новая схема управления и локализации на ранее отсутствующие языки (включая и русскую локализацию).
События игры разворачиваются спустя 1500 лет после событий Blood Omenв мире Носгот. Речь пойдет о вампире Разиэле, который был лейтенантом армии вампиров Каина и которого Каин очень так жестоко покалечил и бросил в Озеро Мертвых. Однако Разиэля спасает Старейший Бог и превращает в своего Похитителя Душ ради того, чтобы тот смог отомстить зарвавшемуся Каину. Это если прям кратко и сначала. Опять же если не вдаваться в подробности почему Каин такой негодяй и антипод всему, а также о том, как он устроил фактически геноцид ради себя любимого...
Как понятно из сюжета - придется управлять ГГ в виде Разиэля. Жанр игры - буквально hack'n'slash action adventure в своем традиционном понимании. Самой, пожалуй, интересной фишкой игры было перемещение ГГ между 2мя мирами - физическим и духовным. Благодаря этому можно с легкостью обходить препятствия, расположенные в физическом мире игры и решать различные загадки, коих тут в достатке.
Также по тем временам довольно любопытной была боевая система, где в качестве оружия можно было использовать подручные предметы и окружение. Именно для полноценного использования данной системы, разработчиками было предусмотрено несколько типов противников в самой игре. Так в игре был люди, вампиры и духовные сущности, к каждым из который (а порой и к некоторым подвидам противников) должен был быть свой подход для их поражения. Так, убить вампиров обычными атаками не получалось. Максимум, что с ними можно было сделать это выбить из них дух на несколько секунд, после чего они снова поднимались. А вот для того, чтобы добить негодяев, необходимо уже было столкнуть их под солнечный свет / в воду / поджечь факелом / бросить в костер и т.д. Чувствуете вариативность и творческий размах? 😄
Из поверженных врагов "выпадала" душа, поглотив которую можно было пополнить здоровье (Похититель Душ жи!). При этом, в физическом мире Разиэль здоровье медленно терял, а в духовном наоборот - набирал. Забавно, что в игре впринципе невозможно окончательно и бесповоротно умереть. Если Разиэля добивают в физическом мире, то он попадает в мир духов, если и там у него не сложится, то ГГ очнется в пещере под озером (начало игры). Персонаж со временем приобретал новые способности, а в ходе проб и ошибок открывались новые механики боев и взаимодействия. В общем, в игру действительно было интересно поиграть.
Заключение
Вот и подошла к концу очередная статья о играх прошлого и моем опыте, к ним относящемуся. Да... в этот раз игр меньше, чем обычно. Как я и говорил - PS1 была у меня весьма непродолжительное время и я толком не успел поиграть более основательно. Однако, я уверен, что все эти игры попали ко мне своевременно и я рад, что судьба позволила пройти их именно на консоли.
Спасибо за Ваше внимание! А в какие игры вы играли на PS1 - PS One? Обязательно расскажите об этом в комментариях!