Найти в Дзене

Новый сборник А. и Б. Стругацких в "азбучной" серии "Русская литература. Большие книги". Мои беседы с Борисом Стругацким

Издательство "Азбука" планирует в ближайшее время выпустить в серии "Фантастика и фэнтези. Большие книги" авторский сборник братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света. Реквием по утопии", в который войдут две их повести и три романа. Книга в ноябре подписана в печать...

Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света. Реквием по утопии. - СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2025 г. Серия: Русская литература. Большие книги. Иллюстрация на обложке Е. Саламашенко.
Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света. Реквием по утопии. - СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2025 г. Серия: Русская литература. Большие книги. Иллюстрация на обложке Е. Саламашенко.

Содержание:

Аркадий и Борис Стругацкие. Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего (повесть), стр. 5

Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света (повесть), стр. 77

Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченный (роман), стр. 187

Аркадий и Борис Стругацкие. Хромая судьба (роман), стр. 527

Аркадий и Борис Стругацкие. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя (роман), стр. 821

На сайте издательства "Азбука" эта книга анонсирована так: "Произведения Аркадия и Бориса Стругацких — классика отечественной фантастики, которая не нуждается в комментариях. Как писатели Стругацкие состоялись в конце 1950-х - начале 1960-х. Уже в ранних произведениях ("Путь на Амальтею", "Возвращение. Полдень XXII век", "Далекая Радуга" и др.) братья проявили себя не только увлекательными сюжетами, но и яркими человеческими портретами персонажей, умным юмором, беспощадной сатирой и неуловимым духом свободы, витающим над страницами их нестареющих книг. Аркадий Стругацкий известен не только как писатель-фантаст, но и как замечательный переводчик с японского языка.

Братьев Аркадия и Бориса Стругацких читателям представлять не надо. Их произведения — состоявшаяся классика не только фантастики, но и современной русской литературы в целом. От простого к сложному, от «Страны багровых туч» и ранних повестей и рассказов через «Улитку на склоне» и «Пикник на обочине» к «Граду обреченному» и «Отягощенным злом» — такой творческий путь проделали братья за тридцать лет своей писательской деятельности. Путь кремнистый — сопровождаемый неизменным читательским успехом, с одной стороны, с другой — настороженным отношением высокого писательского начальства. Причины ясны: непредсказуемость их поведения в литературе и подозрительная нетипичность героев, которых авторы ставят перед трудным, но необходимым выбором — либо оставаться людьми и грести против шерсти мира, либо ровно плыть по течению волею злодейки хромой судьбы".

Что касается слов "Реквием по утопии" в названии, то как известно, реквием (от лат. requies «покой», «упокоение») - это музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Обычно это торжественная, печальная музыка, призывающая задуматься о смыслах жизни и смерти, напоминающая живущим о хрупкости бытия. Изначально так называлась католическая заупокойная месса. Впоследствии связь с богослужением пропала, и реквием стал относиться к светским произведениям, воспроизводимым на концертах. Следует ли понимать эти слова в названии книги таким образом, что братья Стругацкие своими произведениями, вошедшими в этот омнибус, похоронили утопию - не знаю...

Тут надо что-нибудь добавить, связанное с темой Стругацких, чтобы расширить и углубить запись. Кстати, я неоднократно встречался с Борисом Натановичем, был участником семинара Бориса Стругацкого, а БНС был гостем целого ряда фантастических конференций, в организации которых (или в работе номинационных комиссий которых я принимал участие). Довольно долго я был членом жюри "АБС-премии" (Международной премии им. Аркадия и Бориса Стругацких в области фантастики), несколько раз делал с БНС интервью для разных печатных изданий. Одна из наших бесед (для московского журнала "Мир фантастики") с Б. Стругацким выложена здесь, в моём блоге на Дзене, желающие могут ознакомиться. См. мою запись: "90 лет со дня рождения Бориса Стругацкого. Разговор с писателем из моей книги "Беседы с фантастами". Там довольно много текста и картинок. Рекомендую также прочесть мою "забавную" запись на Дзене: История автографа Бориса Стругацкого для меня.

А в этой записи я, пожалуй, размещу другой наш, давний, коротенький разговор с Борисом Стругацким, опубликованный в апреле 2001 года в газете "Книжное обозрение".

Борис Стругацкий. Фото сделано мною в мае 1999 года.
Борис Стругацкий. Фото сделано мною в мае 1999 года.

Борис Стругацкий: "Увеличим количество радости во Вселенной!"

ВЛ: Десять лет назад, выступая в Сосновом Бору на конференции «Интерпресскон-91», Вы сравнивали Россию с мчащимся под уклон разболтанным грузовиком, от которого отваливаются куски, при этом машиной управляют, отпихивая друг у друга от руля, несколько не очень квалифицированных водителей. Какое сравнение Вы подобрали бы сегодня?

БНС: - Самосвал (это был самосвал, насколько я помню, а не грузовик), самосвал по-прежнему дряхл и разболтан, но куски от него больше не отваливаются, а руль в крепких руках уверенного в себе, но, как и прежде, не слишком квалифицированного водителя. Бешеная скачка по склону прекратилась, торная дорога цивилизации совсем рядом, но вот покатим ли мы по ней или снова свернем во вчерашний день, - бог весть.

ВЛ: Просматривая Ваши интервью разных лет, я заметил, что попытки некоторых журналистов добиться от Вас подтверждения разнообразнейших мрачных прогнозов относительно незавидного ближайшего будущего России успеха не имеют. Вы настроены в целом оптимистично, в крайнем случае - сдержанно. На чем основан Ваш оптимизм?

БНС: - На очень простом соображении. Нам ничего не надо открывать заново. Все уже известно, все уже опробовано несколькими десятками очень не похожих друг на друга стран: ясно, что надо делать; ясно, как надо делать; ясно, чего надо избегать. Только очень глупый и косный народ в этих условиях откажется следовать по уже готовому, проторенному пути. А я не считаю россиян – в массе своей - ни глупыми, ни косными. (Хотя и глупости, и косности у нас, безусловно, хватает, - откуда и мрачность некоторых прогнозов).

ВЛ: Вы являетесь членом жюри целого ряда литературных, не обязательно фантастических премий («Странник», «Северная Пальмира», «АБС-премия», «Честь и свобода», «АРТ-ТЕНЕТА»), лауреатов одной из них (премия «Бронзовая Улитка») определяете единолично. Таким образом Вы пытаетесь влиять на литературный процесс, как-то направляете его? Прокомментируйте, пожалуйста.

БНС: - Нет, я не настолько высокого мнения о своих способностях, чтобы даже пытаться «влиять» и «направлять». Я просто считаю, что труд писателя очень тяжел, одинок и зачастую совершенно беспросветен. И чем больше радости мы сможем писателю предложить, тем легче ему будет переносить унылые сомнения творчества. Премия – одна из таких радостей (наряду с умной рецензией, неожиданно приличным гонораром, просто добрым словом). Пусть таких премий будет больше. Давайте увеличивать количество радости во Вселенной – это в наших силах!

ВЛ: Недавно донецкое издательство «Сталкер» и питерская «Terra Fantastiсa» совместно выпустили первый том самого полного собрания сочинений братьев Стругацких. (Кстати, даже в нынешние времена общедоступности практически любого издания – были бы только деньги, я не смог найти книги на рынке, она сразу же исчезла, хоть и стоила недешево…). Предполагается, что собрание будет одиннадцатитомным. Расскажите об этом проекте, людях его осуществляющих.

БНС: - Это – титанический проект, который мне никогда не удалось бы реализовать в одиночку. Несколько лет назад донецкий издатель Александр Воронин предложил выпустить максимально полное собрание сочинений АБС. Чтобы все тексты были исправлены (восстановлены после цензурных вмешательств); чтобы опубликовано было все, что АБС когда-либо написали; чтобы издание сопровождалось подробным комментарием и систематической подборкой критических статей, написанных в свое время… Эту грандиозную затею удалось реализовать – если не стопроцентно так, как было задумано, то уж во всяком случае процентов на девяносто пять. И тут уж руку приложили все: А. Воронин – издатель; Б. Стругацкий – комментатор; С. Бондаренко и Л. Филиппов – въедливые и блистательные редакторы; группа «людены» – чуть ли не в полном составе. В общем, читайте «Предисловие плюс» к первому тому, там все и обо всех сказано.

ВЛ: Не обойтись без вопроса о знаменитом семинаре фантастов Стругацкого. Несколько слов о ситуации на нем (семинаре). Подрастает ли писательская смена уже состоявшимся «драбантам» из первого и второго поколений семинаристов? Выделяете ли Вы для себя кого-то из молодых авторов особо?

БНС: - Смена безусловно подрастает, новые-молодые-талантливые появляются регулярно и чуть ли не ежегодно, но что касается конкретных имен – увольте: это было бы непедагогично.

ВЛ: Что я не догадался спросить у Б.Н. Стругацкого?

БНС: - Как, вообще, здоровье, БН?

© Вопросы задавал Владимир Ларионов, участник семинара Б. Стругацкого, апрель 2001 года.

Владимир Ларионов и Борис Стругацкий. Санкт-Петербург, 1997 год.
Владимир Ларионов и Борис Стругацкий. Санкт-Петербург, 1997 год.

Мои материалы, связанные с братьями Стругацкими здесь, на Дзене:

Разговор с Борисом Стругацким из моей книги "Беседы с фантастами"

История автографа Бориса Стругацкого для меня

Автограф Аркадия Стругацкого

Десять лет со дня смерти Бориса Стругацкого

Шесть спичек братьев Стругацких

Ант Скаландис. Братья Стругацкие (Рецензия В. Ларионова)

Д. Володихин, Г. Прашкевич. Братья Стругацкие. Мечты о несбывшемся (Рецензия В. Ларионова)

Автор "Хоттабыча" Лазарь Лагин и братья Стругацкие

Мемориальная доска Борису Стругацкому

Фэнтези
6588 интересуются