Я как всегда всем довольна. Мой стакан всё еще наполовину полон. Ищущий да обрящет. Это точно про мой путь с ребенком. Когда ты изначально не знаешь ничего про насущную проблему, но потихоньку узнаешь, а всё вокруг будто этому всячески способствует.
Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».
Большую часть реабилитации и коррекции мы за любой чих платили из собственного кармана и даже не предполагали, что бывает по-другому. Последние пару лет жизнь мне активно демонстрирует, что бывает.
Помню, весь предпоследний учебный год в детском саду я ходила раз в 2-3 недели на встречи психологического клуба «Мы вместе». Их проводили штатные психологи детского сада. Обычного государственного коррекционного детского сада.
Я тогда была не в самой лучшей форме в плане собственного ментального здоровья. Еще не вышла в ремиссию в лечении депрессии. Поэтому мой настрой был несколько скептичный а-ля «давай бухти мне как космические корабли бороздят просторы Большого театра».
Но встречи того клуба оказались очень и очень полезными, душевными и просто интересными.
Мы разбирали основы детско-родительских отношений, способы снятия тревоги и напряжения у взрослых и детей, как правильно реагировать на детские капризы, истерики, агрессию.
Психологи проводили эти встречи в виде нескучных конкурсов, телесных практик, мастер-классов, игр, квестов, викторин. Мы там много смеялись, делились сокровенным. Выходила я каждый раз обновленная и желающая снова жить.
И вот на днях в школьном телеграм-канале приходит приглашение на психологический практикум для родителей на тему внимания детей. Конечно же я иду. Спланировала свою работу так, чтобы к вечеру уже освободиться. Благо, в этот день муж был не на дежурстве. Смог забрать сына из школы, отвести на рисование в РЦ.
А я грациозно поскакала в школу на тренинг-практикум. В холле школы мамочек, пришедших на тренинг, встречали психологи и провожали в нужную аудиторию.
Мы дружно расселись за круглым столом. Два педагога-психолога младших классов поприветствовали нас, поблагодарили за то, что пришли и приступили к делу.
Для «разминки» нас попросили вытянуть из колоды некого подобия метафорических карт по одной карте. Каждой мамочке нужно было представиться и рассказать, насколько ей откликается надпись на её карте, насколько это про нее и про её состояние/мироощущение в настоящий момент.
В моей карте было сказано «Найди время для себя». Актуально для каждой из нас и конкретно для меня конкретно в данный момент. Я слишком растворилась в ребенке в погоне за его призрачным светлым будущем, что в очередной раз немножко потеряла свое «я». Попробую поискать. Попробую.
На слайдах на проекторе нам схематично представили теоретические основы про дефицит внимания и его причины. Практически ничего нового, всё и так понятно. Разве только чуть по-иному я взглянула на усталость и перегруженность как источник дефицита внимания. Выводы для себя сделала. Впихивать невпихуемое в развитие ребенка чревато.
Потом началась самая интересная часть, в которой психологи проверяли внимание мамочек.
Мы выполнили несколько тестов/упражнений на внимание. О боги, это было сложно! Но интересно! Больше всего мне понравилось и откликнулось вот такое задание.
Есть в этом отголоски моей переводческо-корректорской работы, когда надо быть предельно сконцентрированным и внимательным к деталям и мелочам. За одну минуту нужно было выполнить по образцу максимальное количество строк. Я осилила шесть. С одной ошибкой.
Затем нам предложили поиграть. Меня и еще одну мамочку пригласили в качестве выполняющих инструкции. А других нескольких мам — в качестве дающих инструкции. Сначала одна мама быстро произносила совершено разные слова, которые мы должны были синхронно за ней повторять. Ну, тут казалось бы вообще пустяки. Потом пригласили еще одну маму. Она должна была делать разные движения правой рукой. А та, что говорила слова, говорить слова. И мы одновременно повторяли слова и повторяли движения правой рукой. Уже интереснее. Потом пригласили третью маму. Её задача — делать движения левой рукой. На этом этапе моя «соперница» сломалась. Сложно, однако.
Сломавшуюся соперницу поставили добивать меня. Её задача была показывать разную мимику. То есть я должна была с заданной мимикой, с определенными движениями правой рукой, определенными движениями левой рукой продолжать повторять слова. Сложно? Сложно! Не то, чтобы у меня волшебно получилось, но я попыталась. Вышла какая-то дискотека эпилептика🤪
В конце такого развеселого упражнения, нам объяснили, что мы сейчас не только потренировали свое внимание, навык многозадачности и умения концентрироваться, сколько увидели, как тяжело приходится деткам в самом начале их школьного пути, когда на уроке от них требуют сразу: держать спину прямо, сидеть спокойно, сидеть молча, слушать учителя, писать в тетради, не отвлекаться на соседа и т.д.
Потом нас поделили на команды по три человека и предложили поиграть в известную детскую игру добль (или дубль, кому как угодно). В нашей тройке одна мамочка играла в нее впервые, другая немного была знакома, и я, чемпион по играм в добль с Леонидом. Чудесная, кстати, развеселая игра. Мы с Лёней и мужем её очень любим. Тренирует не только внимание и скорость реакции, но и командный и соревновательный дух, умение проигрывать. Конечно я выиграла у тех мамочек. Но подспудно сумела их заразить своим азартом.
Потом нас выстроили в круг и предложили поиграть в простенькую игру на внимание с цветными ручками (можно взять карандаши или фломастеры). Ведущий взял пять цветных ручек. Заранее назвал, какой цвет ручки отвечает за какое движение/действие, которые мы должны произвести. Например, зеленый — улыбаться; желтый — хлопать в ладоши, красный — помахать рукой, синий — потанцевать, коричневый — попрыгать. Потом психолог в случайном порядке показывала нам ручку одного из пяти цветов, а мы должны были делать нужное действие. Казалось бы, простейшее задание, но мы сбивались, что только повышало градус веселья.
А напоследок нас и вовсе «добили» игрой в мяч. Ведущий кидает мяч игроку и называет обобщающее слово, тогда игрок должен кинуть мяч обратно ведущему, назвав частное (например: транспорт — самолёт); или же наоборот: ведущий кидает мяч и называет частное, а игрок должен кинуть мяч обратно и назвать обобщающее слово (допустим, лиса — животные). Казалось бы, простейшая история. Почему бы не попробовать с детьми?
В завершение тренинга психологи ознакомили нас с наиболее интересными играми и пособиями на внимание, которые психологи используют в своей работе. Фото прилагаю. Вдруг кому-то будет полезно, любопытно, интересно.
А также с нами поделились ссылкой на различные электронные материалы (в том числе игры/задания), связанные с темой концентрации внимания. Кому интересно, пишите в комментариях адрес электронной почты, пришлю.
Надеюсь, я сама вынесу что-то полезное из такого мероприятия и смогу применить это для улучшения внимания Леонида. Нам это очень актуально.
Но больше мне понравилось в принципе само мероприятие, грамотные специалисты, которые его провели. И я в очередной раз успокоила себя мыслью, что не зря добивалась этой школы.