Соловецкий монастырь, окружённый мощной и неприступной стеной с пушками, имел в своём распоряжении мощную военную силу в лице стрельцов. В середине XVII века отряд состоял из 100 человек и находился в Сумском остроге. Позже число воинов увеличилось до 125, и они были размещены в Кеми, Суме и на самом острове.
В мирное время стрельцы выполняли различные обязанности: несли службу на опасных караулах, сопровождали правительственных гонцов, сборщиков дани, ссыльных и других лиц через пустынные места к Москве и другим городам.
Отряд полностью содержался за счёт монастыря. Ежегодно обитель выплачивала им 375 рублей денежного жалования и 700 четвертей хлеба. Если пересчитать стоимость хлеба на деньги по тогдашней московской цене, то содержание военной силы обходилось монастырю в 420 рублей, а по поморской — в 800 рублей. Кроме того, на монастырские средства стрельцам приобреталось оружие, свинец и порох.
Отрядом управляли два пятидесятника, которым помогали десятники. Чтобы вступить в отряд, новику необходимо было предоставить поручную «запись», в которой все командиры и рядовые воины ручались за него «перед игуменом, келарем и всеми соборными старцами». Поступая в стрельцы, человек брал на себя обязательства:
1. Служить ратную и всякую другую службу;
2. Нести караулы ближний и отъезжий;
3. Ходить на немецкий рубеж для вестей и с этими вестями к воеводам и в Москву;
4. В осадное и «сполошное» время всякие городовые и острожные крепости делать, копать рвы и ставить тын, доставлять в острог хлебные и всякие другие припасы;
5. Без ослушания выполнять приказы Соловецкого архимандрита и братии;
6. О государевой и монастырской казне радеть без хитрости; «не красти, не разбивати, убийства не чинити, корчмы и бл*дни (публичные дома) не держати и зернью не играти и никаким воровством не воровати»;
7. Со службы не бегать;
8. С воровскими людьми не сноситься;
9. Пищаль, зелье и свинец на службе держать монастырское.
В случае нарушения стрельцом принятых обязательств, ответственность падала на его поручителей: «… и государева пеня … и жалование, и монастырские убытки, что в его воровстве учинится, все на порутчиках».
Годовое жалование стрельца составляло три рубля денег и шесть четвертей хлеба (три четверти ржи и три овса). Выдавалось оно обычно два раза в год, первого марта и первого сентября. Летом, когда стрельцы несли караулы на острове, им полагалось казенное пропитание, зимою на ближних и дальних караулах они довольствовались собственным провиантом. Со двора в стрелецкой слободе, если хозяин его пользовался какими земельными угодьями, казна не брала не оброку, ни даней.
Положенный казной стрелецкий оклад был недостаточен для содержания семьи. Поэтому в летнее время многие служилые люди нанимались кормщиками на монастырские лодьи, зарабатывая за несколько месяцев от одного до шести рублей. Среди дошедших до нас в большом количестве заемных писем, выданных разными лицами монастырю, часто встречаются долговые обязательства стрельцов не только на деньги, но и на рожь, которые они брали «до срока, до государева жалования».
В 1640 году в Сумском посаде в стрелецкой слободе было 30 дворов с огородами, а ещё 16 дворов располагались среди крестьянских. К 1695 году количество стрелецких дворов на посаде возросло до 69.
За редким исключением, владельцы этих дворов владели сенокосными и пашенными угодьями на оброке. Некоторые из них вели хозяйство, используя труд наемных рабочих — казачков и бобылей, живших на их подворьях.
Стрельцы признавали власть монастыря и московского государя, но их отношения с монастырем были более тесными, чем с центральной властью. Особенно это стало заметно после 31 августа 1637 года, когда царевым указом в Сумском остроге было запрещено находиться воеводам, а управление было передано «соловецкому игумену и келарю с братией».
Стрельцы, платившие оброк обители за землю, чувствовали себя более независимыми от московской администрации и лишь в редких случаях сталкивались с представителями центральной власти.
Злой Московит
По материалам: Савич А.А. Соловецкая вотчина XV – XVII века. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем русском севере с древней Руси).