Испокон веков основным видом деятельности поморов были морские промыслы. Жизнь поморов была связана с морем, которое кормило их. Для ориентирования на воде северные моряки использовали приметные скалы, заливы, устанавливали шесты, а также возводили деревянные башни, Поклонные кресты и часовни. Последние часто воздвигали на месте гибели отважных мореходов. Белое море очень коварное, особенно в осенний период. Были годы, когда десятки поморских судов погибало в этот время вместе с экипажами от туманов, ветров и льдин. Особо опасной ситуация была на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы и у островов Мудьюг, Жижтин, Жужмун и Сосновец. В этих местах корабелам приходилось резко менять курс, что создавало опасную ситуацию. Катастрофическое положение могли исправить только маяки.
Первые маяки в России появились на Балтике ещё в начале XVIII веке. В 1806 по указанию имп. Александр I Адмиралтейств-коллегия готовила проект о строительстве маяков в Арктике, но Наполеоновские войны помешали этим планам. Только в 20 годы XIX века Россия вернулась к этому вопросу. В 1827 году для описи берегов Белого моря был отправлен гидрограф лейтенант Михаил Францевич Рейнеке, который с 1827 по1832 год обследовал на бриге «Лапоминка» Беломорье и составил рапорты с указанием мест, где необходимо обустроить маяки. Так в 1829 году он обратился в Морское министерство о необходимости установления светового маяка при Берёзовом баре (бар - это песчаная подводная отмель в устье реки) для ориентирования судов на входе в Северную Двину. Сооружение на острове Мудьюг стало первым капитальным маяком на Белом море. В 1834 году там была возведена кирпичная башня, а после доставки отечественного катоптрического аппарата, 07 (19) сентября 1838 года Мудьюгский маяк был введен в эксплуатацию.
Не только рапорты М.Ф. Рейнеке указывали о нуждах поморов. К российскому правительству обращались и архангельские купцы. В 1835 году известный архангельский мореход Иван Иванович Пашин, совершивший морской переход на ладье "Святой Николай" вокруг Скандинавии от Колы до Санкт-Петербурга, обратился к министру финансов (заведовал торговым мореплаванием) о выделении средств для строительства маяков. Это обезопасило бы плавание коммерческих судов. В этом же году Морское Министерство приняло решение о строительстве на Белом море 9 маяков. Первыми из утвержденного списка были Жижгинский 1841г. и Терско-Орловский 1842г. маяки. В 1871 году на этих маяках, а также на мысе Святой Нос (Кольский п-ов), как на стратегически важных объектах, появились пушки для подачи звуковых сигналов в туман.
В 1862 году в Архангельской губернии ввели в действие два уникальных маяка - Святоносский и Свято-Вознесенский. Святоноский маяк был сооружен в северной части мыса Святой Нос в районе губы Лопское Становище Кольского полуострова. Еще в 1828 году на этом месте была построена башня без освещения. В 1835г. было принято решение о возведении полноценного маяка. Изначально планировалось построить маяковую башню из металла, но сложности в реализации этого плана заставило пересмотреть проект. В Архангельске, в Соломбале, была срублена башня из дерева, после чего, конструкцию в разобранном виде доставили на мыс Святой Нос. Маяк представлял из себя восьмигранную пирамидальную башню из жёлтого цвета. На ней был установлен металлический фонарь из 18 ламп и 18 рефлекторов. 16 августа 1872 года на маяке установлен первый в России звуковой туманный аппарат системы Гольмса. Он имел два горна, которые издавали звук под действием сжатого (ручной насос) или нагретого (машина Эриксона) воздухом. Звуковой сигнал распространялся на 3-4 мили в тихую погоду, а по ветру на 4 - 5,5 мили. До этого момента на маяках для подачи сигналов в туман использовали колокола или пушки.
Вторым уникальным объектом стал маяк установленный на куполе главного храма храмом Свято-Вознесенского скита Соловецкого монастыря на Секириной горе. Маяк, расположенный на двухъярусной Вознесенской церкви, является самым высоким на Белом море. Высота маяка достигает 98 м от уровня моря. Маяк работал в ночное время в период с 15 августа по 15 ноября. По договоренности, его должны были обслуживать монахи под управлением специального человека от Гидрографического департамента — маячника. К 1897 году маяк полностью стал обслуживаться монастырскими работниками. На маяке изначально были установлены керосиновые лампы, а в 1904 году их заменили на французский аппарат. Дальность света от новых лам достигала до 10 миль. В настоящее время и храм, и маяк являются действующими. Также в 1862 году был построен маяк на о. Сосновец Терский берег Белого моря. Этот пустынный каменный остров являлся единственным удобным местом для временных стоянок судов в Горле Белого моря. До него, с 1822 года там стояла деревянная башня высотою в 13,8 м, выкрашенная в красный цвет. Маяк, как и Святоноский, был изготовлен в Архангельске из дерева и в сентябре 1862 года доставлен на Сосновец. Сосновецкий маяк был построен в виде восьмиугольной деревянной башни, обшитой досками. Стены были выкрашены светло-желтой краской, а металлическая крыша - серой. На маяке был установлен металлический фонарь из 13 ламп и 13 рефлекторов.
В последующие десятилетия строительство новых и модернизация старых маяков продолжалась в соответствии с разработанными Гидрографическим Департаментом планами. На маяках устанавливали более современное световое и звуковое оборудование, проводили телефонную связь. При маяках организовывали гидрометеорологические и спасательные станции. Улучшались условия для проживания смотрителей и их семей. При этом не всегда строителям удавалась учесть особенности местности. Так при возведении маяка на мысе Инцы (открыт 8 августа 1900г.), 17 метровую башню установили на слабом грунте. Никакие противоаварийные работы не могли помочь сохранить сооружение. В 1913 году маяк был полностью перестроен. Еще одной из проблем в работе маяков, было их обслуживание в тяжелых арктических условиях. Первые команды из смотрителя и его помощников назначались в приказном порядке. Часто это были моряки и солдаты из штрафников. Низкий моральный дух служащих способствовал частым болезням и гибелью смотрителей маяков в зимнее время. Даже употребление продуктов содержащих витамин С и медикаментов не помогали побороть цингу. После череды смертей, Департамент принял решение принимать на службу вольнонаемных с семьями. После этого ситуация кардинально изменилась к лучшему. Со временем на некоторых маяках работой занимались жены, вдовы или дети смотрителей. В советское время возведение маяков в Баренцевом и Белом море продолжалось.
Маяки Архангельской губернии построенные в Баренцевом и Белом морях.