Найти в Дзене

«Битлджус Битлджус»: извращение, ставшее нормой

Воистину удивительны метаморфозы человеческого восприятия. То, что мы смотрели десять, двадцать, тридцать и более лет назад, и то, что думали тогда (или скорее наоборот – не думали), зачастую совершенно по-другому воспринимается сегодня. Хороший пример – американский фильм конца 80-х «Битлджус» за авторством небезызвестного Тима Бёртона. Сценарный хаос, прикидывающийся милым семейным кино (достаточно будет того, что одна из героинь – девочка-подросток в исполнении Вайноны Райдер), но перетекающий в итоге в какой-то треш-абсурд, явно не предназначенный для детей, полторы хорошие шутки на полтора часа экранного времени и просто отвратительный тошнотворный центральный персонаж, именем которого и назван фильм. Чем там можно было восхищаться и возводить «Beetlejuice» в ранг шедевра – остаётся теперь только пожимать плечами. Отдельно вызывает удивление российская аудитория, для которой, казалось бы, должен быть весьма далёк заокеанский менталитет, отношение американцев к теме смерти, к культ

Воистину удивительны метаморфозы человеческого восприятия. То, что мы смотрели десять, двадцать, тридцать и более лет назад, и то, что думали тогда (или скорее наоборот – не думали), зачастую совершенно по-другому воспринимается сегодня. Хороший пример – американский фильм конца 80-х «Битлджус» за авторством небезызвестного Тима Бёртона. Сценарный хаос, прикидывающийся милым семейным кино (достаточно будет того, что одна из героинь – девочка-подросток в исполнении Вайноны Райдер), но перетекающий в итоге в какой-то треш-абсурд, явно не предназначенный для детей, полторы хорошие шутки на полтора часа экранного времени и просто отвратительный тошнотворный центральный персонаж, именем которого и назван фильм. Чем там можно было восхищаться и возводить «Beetlejuice» в ранг шедевра – остаётся теперь только пожимать плечами. Отдельно вызывает удивление российская аудитория, для которой, казалось бы, должен быть весьма далёк заокеанский менталитет, отношение американцев к теме смерти, к культу мёртвых и тому подобным вещам, всплывающим в сюжете. Однако ж нет – ни одного «красного» негативного отзыва за почти десять лет на самом популярном тематическом сайте о кино в рунете, а как только он, наконец, появился (и это не я), автора в буквальном смысле заклевали дизлайками. «Умом Россию не понять…», тем более если речь идёт о поколении Pepsi. В свою очередь в оправдание Бёртона можно было сказать, что шёл 1988 год, режиссёру было только 30 лет, и тогда он ещё не набил руку как следует.

Кадр из фильма. Мерзкий на вид и по своему поведению Битлджус в исполнении Майкла Китона не слишком изменился за прошедние 36 лет
Кадр из фильма. Мерзкий на вид и по своему поведению Битлджус в исполнении Майкла Китона не слишком изменился за прошедние 36 лет

Но время шло, на протяжении многих лет Бёртон обдумывал ряд концепций сиквела. Вариантов предлагалась масса, и даты запуска проекта назывались разные. И вот спустя 35 лет (!) наконец-то начались съёмки продолжения, получившего незатейливое название «Битлджус Битлджус» (как представляется, причиной послужила табличка на могиле данного персонажа, где был указан именно такой «удвоенный» вариант прочтения; произнесённое же трижды имя, словно заклинание, призывает демона из мира мёртвых в мир живых, из-за чего логично теперь ждать следующую часть с тройным повторением в названии, если она, конечно, когда-нибудь выйдет), а в августе 2024 года состоялась мировая премьера новинки. При этом в сиквеле приняли участие некоторые из актёров, снявшиеся в первом фильме: уже упомянутая Вайнона Райдер – повзрослевшая печальная девочка Лидия Дитц, ставшая теперь сама мамой и преуспевающим медиумом, ведущей ток-шоу на ТВ; неузнаваемый Майкл Китон в неизменном отталкивающем гриме Битлджуса; заметно постаревшая, но пребывающая в неплохой форме Кэтрин О’Хара, та самая мама большого семейства из «Один дома 1, 2», которая постоянно забывала дома маленького сына Кевина Маккаллистера, а завидный актёрский ансамбль с ними составили звёзды первой величины – Уиллем Дефо в роли мёртвого актёра-детектива, Моника Беллуччи, как главная злодейка-антагонистка, а также примкнувшая к опытным коллегам по цеху Дженна Ортега в роли дочери Лидии Дитц, девочки-подростка Астрид. За камеру отвечал Харис Замбарлукос, костюмы разрабатывала Коллин Этвуд, и без того часто сотрудничающая с Бёртоном, а музыку написал Дэнни Эльфман (забегая вперёд – единственное светлое пятно во всей этой истории).

Кадр из фильма. Девочка в образе умирающей от радиации Марии Складовской-Кюри - это же так "весело", не правда ли?
Кадр из фильма. Девочка в образе умирающей от радиации Марии Складовской-Кюри - это же так "весело", не правда ли?

Ну, и как же сейчас восприятие? Удалась ли актуализация голливудской страшилки за сто миллионов долларов выделенного бюджета? Тут, как обычно: единого мнения нет, смотря с какой стороны зайти и чьими глазами на это посмотреть. Возможно, в полном отрыве от действительности, тем же подросткам, не обладающим в силу возраста критическим мышлением, представителям готической субкультуры, воспевающим смерть и депрессивный образ жизни, или атеистам всех пород и мастей без определённых нравственно-моральных ориентиров подобный контент зайдёт на ура, ведь как известно, для некоторых категорий зрителей – чем хуже, тем лучше. Другой же части аудитории после всех тех событий, которые произошли в мире за недавнее время, на фоне противостояния различных идеологий и убеждений, в информационном потоке, хайпе, тренде и повестке, которые льются в том числе через экраны кинотеатров и со стриминговых платформ (один лишь Netflix в этом плане «преуспел» настолько за последнее десятилетие, что с лихвой переплюнул весь Голливуд двадцатого века) воспринимать «Битлджус Битлджус» исключительно как вещь в себе, хоть и глуповатую, но самобытную чёрную комедию (теперь это называется фэнтезийный комедийный фильм ужасов), как это было 36 лет назад, при всём желании не получается. Шёл 2024 год, мир был иным, и мы уже были другими…

Кадр из фильма. А убивший своих родителей мальчик - так и вовсе "обхохочешься"
Кадр из фильма. А убивший своих родителей мальчик - так и вовсе "обхохочешься"

Расчленёнка человеческих тел, называемых в фильме «кровяными мешками», – это же так прикольно и смешно, не правда ли? С другой стороны – мальчик, который убил своих родителей, в качестве одного из персонажей истории, которую обязательно посмотрят дети, несмотря на любые возрастные ограничения, потому что, как ни крути, а данный фильм в первую очередь для них (достаточно упоминания стыка жанров «фэнтези» и «ужасов»), – отличное сценарное решение! А девочка в образе умирающей от радиации Марии Склодовской-Кюри? Обхохочешься! Мало всяких абстрактных смертей, празднования дня дьявола, сатанинской свадьбы и разрушенной на части христианской церкви с пылающим крестом, как традиционного места выяснения отношений для кинематографической нечисти (видимо, перенести действо в мечеть для свободолюбивых творцов-киноделов по-прежнему слабо)? Ну, так давайте ещё перейдём на смерть близких людей. Бабушка умерла? Ну и хорошо! Значит, теперь её картины будут продаваться дороже! Высокие семейные отношения, ха-ха-ха.

Кадр из фильма. И вот тут, наверное, тоже должно быть смешно по задумке авторов...
Кадр из фильма. И вот тут, наверное, тоже должно быть смешно по задумке авторов...

Вот только почему-то смех и ирония заканчиваются, когда все эти «шутки-прибаутки» с чёрным оттенком всплывают в новостных сводках и отражаются на нынешнем переформатированном поколении российских детей и подростков, либо затрагивают непосредственно личную жизнь конкретного зрителя, его близких, его чувства. Как следствие – уже стало нормой встретить на улице ребёнка, загримированного под труп из очередного милого фильма и мультика, или тщетно пытаться объяснить группе малолетних колядовщиков с тыквами на головах, что языческий Хэллоуин – это чуждый нашей стране праздник, и приходить за конфетами нужно в нормальном человеческом виде под Рождество или Старый Новый год, а не в ночь дьявола. Не говоря уже о более серьёзных формах последствий и отголосков западной медийной накачки – того, чего никогда раньше не было (или было в единичных случаях в порядке кошмарного нонсенса), и то, что всё чаще и чаще проявляется сейчас, как данность, побочный эффект постинформационной эпохи всеобъемлющего глобализма. Как тут не процитировать отечественного политолога Сергея Михеева, достаточно ёмко объяснившего, что есть «западный сатанизм»? Извращение, ставшее нормой, стирание моральных граней между серьёзным и смешным, комедией и трагедией, переворачивание всего и вся с ног на голову, отсутствие каких-либо табу в обществе и так далее по длинному списку, который воочию можно лицезреть сейчас в продуктах массовой культуры, в том числе и для детей. Чем не подходящая характеристика нового «Битлджуса»?

Кадр из фильма. Христианская церковь - излюбленное место для разборок кинематографической нечести в США. На мечеть, вероятно, духа не хватает у авторов
Кадр из фильма. Христианская церковь - излюбленное место для разборок кинематографической нечести в США. На мечеть, вероятно, духа не хватает у авторов
Попытка Бёртона перенести хоррор-комедию из 1980-х полна безвкусных декораций и мало что может добавить к оригиналу
Ксан Брукс, «The Guardian»

Безусловно, во многом критика работы Тима Бёртона в настоящем отзыве носит политический, идеологический, религиозный и прочий выходящий за рамки художественного кино подтекст, ввиду чего всегда найдутся воинствующие несогласные: мол, это же всего-навсего лёгкая развлекательная комедия с определённым складом юмора, зачем в ней искать какие-то подвохи и скрытые смыслы? Однако, во-первых, техническая часть фильма объективно не сильно далеко ушла от его содержания (расползающийся на куски сюжет с кучей ненужных линий, и как результат – примерно на половине хронометража приходится чуть ли не силой удерживать внимание на экране, настолько там всё бессмысленное и эстетически неприятное). А, во-вторых, пора бы уже научиться смотреть между строк и видеть не только расписную ширму, за которой обычно происходит много чего интересного и действительно важного. В данной связи один «Битлджус» может быть и безвреден. Но сто условных «битлджусов» – это уже навязанное мировоззрение, которое полностью противоречит и пресловутым традиционным ценностям, за которые сейчас воюет Россия в прямом и переносном смыслах, и культуре её народов, и цивилизационному укладу людей, во многом отличных от жителей так называемых «прогрессивных стран», да и просто здравому смыслу. И если есть другие примеры интересных комедий с чёрным юмором для взрослых (уж если совсем припёрло и очень-очень надо) – та же «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса или тот же ироничный эксперимент, что не так давно сделал Джим Джармуш, под названием «Мёртвые не умирают», – так почему автоматически нужно восторгаться загробной вечеринкой имени Бёртона и хвалить её только за то, что это Бёртон?

Кадр из фильма. Не обошлось и без дежурного глупого священника на этой загробной вечеринке имени Тима Бёртона
Кадр из фильма. Не обошлось и без дежурного глупого священника на этой загробной вечеринке имени Тима Бёртона

Как говорил Пауло Коэльо:

«Всегда говори то, что чувствуешь и делай то, что думаешь. Молчание ломает судьбы».

Так будем же и дальше придерживаться этого напутствия и не бояться идти против течения.

-8