Найти тему
Святые места

Сколько ангелов сопутствуют человеку?

Вопрос:

«Верно ли, что христианину сопутствуют два ангела-хранителя?»

Отвечает Игумен Лука (Степанов):

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета мы встречаем ангелов, сопровождающих людей в их служениях, шествиях и исполнении порученных от Бога миссий. В Новом Завете редкая страница обходится без явления ангелов или напоминаний о них.

Говорится как о светлых, верных служителях Божиих ангелах, так и о падших духах, бесах, которые играют свою роль в жизни человечества и каждого человека в отдельности, особенно тех, кому Бог попускает быть вразумляемыми через встречу с отвратительными и человекоубийсвенными падшими духами.

Определить количество ангелов, сопровождающих каждого человека, сложно, поскольку их бытие относится к умному миру. Это пространство не является материальным, и потому наша шкала измерений, включая координаты X, Y и Z, не подходит для определения места их пребывания и количественного подсчета этих бесплотных сил.

Они были сотворены Господом как свободноразумные творения, хотя и бесплотными, и по Божьему устроению каким-то таинственным образом, иногда явно, принимают участие в жизни человечества.

Церковь убеждена, что в момент крещения каждому человеку дается ангел, сопровождающий его на жизненном пути.

В канонах ангелу-хранителю описывается его ликование исправной христианской жизни своего подопечного и горькие, сокрушительные рыдания ангела, отходящего в даль ангела, вынужденного скрываться от тяжкосогрешающего человека, погружающегося в пучину нераскаянных грехов.

Поэтому важно помнить, что близость ангелов – это та важная составляющая нашей жизни, которая достигается молитвенной жизнью и призыванием ангела-хранителя. Без христианской жизни мы остаемся обезоруженными и беззащитными со стороны являющегося ангела-хранителя.

Существует ангел супружества, как о том упоминается в завершении чина обручения: «и Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их». Таким образом, у православного крещеного и венчанного человека есть невидимые, но ощутимые ангелы-хранители его семьи и крещения. Если ему молятся, ангелы-хранители действуют.

Существуют также ангелы народов и ангелы, которые неотлучно присутствуют в Божьем храме, благодаря освященному престолу, на котором совершается Божественная литургия. Если ты усердный прихожанин и участник божественной евхаристии, кто может подсчитать всех бесплотных ангелов, которые являются очевидными, хотя и невидимыми, помощниками в путях жизни твоей?

Известно, что, напротив, падшие духи коллективно тиранят предоставленные им души. Из святой равноапостольной Марии Магдалины Господь изгоняет семь бесов. Легион бесов терзает несчастного Гадаринского бесноватого, прежде чем Господь повелевает им перейти в стадо свиней, которое устремляется с обрыва в море и тонет.

Такие коллективные нападения бесов на людей оставляют нам право понимать неочевидность единственного представления невидимого врага – беса, сидящего на левом плече, отчего некоторые и поныне плюются в левую сторону, требуют не передавать через него свечу.

Такими суевериями, такой фальшивой демонологией человек порой сохраняет в памяти присутствие падших духов-искусителей, но на самом деле погружается от молитвенной и исправной христианской жизни в область оккультного противостояния духам тьмы.

При этом люди все больше втягиваются в общение с этими силами через суеверные действия и мистические ритуалы, которые, по их мнению, обезопасят их от зла.

Они тяжко согрешают, доверяясь оккультистам и колдунам в надежде избавиться от порчи и сглаза, в противодействии бесовским силам какими-то заклинаниями и заговорами.

Все это относится к области практического сатанизма и все больше омрачает душу человека, подверженного таким действиям.

Наше сопротивление падшим духам заключается в использовании крестного знамения и молитвы, данной Богом:

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Это упоминание вражеских сил показывает врагу нашего спасения его подлинное место.

Как на иконе Георгия Победоносца изображен змей, поверженный копьем великомученика Георгия, так и образ врага рода человеческого, падшего духа для нас уместно воспроизводить в памяти исключительно в связи с победоносным сокрушением его сил от Господа, от креста его, от всеславного его Воскресения, от той благодати, которая является на место изгнанных из души врагов нашего спасения.

Читайте ещё:

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру