Вопрос:
«“Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего”, — говорит Книга Судей. Откуда мы знаем, как выглядят ангелы? Где об этом сказано в Писании?»
Ответ батюшки:
Данный вопрос распадается на две темы. Священное Писание не очень часто, можно сказать, даже абсолютно спорадически и в очень небольшом объёме стихов даёт нам представление о том, что ангельский мир устроен определённым образом, в нём есть разные типы и формы того, что мы затрудняемся назвать служением или бытованием. То есть чем отличаются друг от друга ангелы, затруднялись сказать даже святые отцы Церкви.
Существует вопрос в святоотеческой традиции о том, как, например, отличаются ангелы друг от друга. Как люди, имеющие единство природы и разницу личностей, разницу ипостасей? Или же они отличаются друг от друга радикально, не имея даже единства природ? И что каждый ангел — это уникальная, самостоятельная природа, непохожая и не соотносящаяся со всеми остальными?
Мы не можем по этому поводу ничего сказать, и Священное Писание нам ничего очевидного не говорит. По той простой причине, что библейский текст рассказывает про отношения Бога и человека. И все остальные темы он освещает постольку-поскольку они для него не основные. Ангелы фигурируют в тексте ровно потому, что являют волю Божию людям и некоторым способом служат делу Божию в мире, являются его посланцами.
Поэтому некоторые упоминания об ангелах в тексте Библии есть, но о том, как они выглядят объективно, мы не имеем никакого представления. Даже видения великих пророков, таких как Иезекииля или Исаии, говорят о них всё равно крайне образно.
Например, упоминается, что они исполнены очей, многоочитые. Этот текст потом войдёт даже в анафору Литургии Василия Великого, где говорится о многоочитых херувимах и шестикрылых серафимах. То есть, по большому счёту, всё это указание на некоторый тип их служения или природы: многоочитость, многоумность, многокрылость, быстрота, скорость. Но это не описывает их корректным образом.
Это первая часть вопроса.
Где об этом сказано в Писании?
Мы можем вспомнить несколько эпизодов, описывающих, например, тех же самых херувимов или серафимов, но мы имеем в виду, что эти описания очень слабо соотнесены с тем, что мы могли бы предположить об истинной природе этих существ.
Относительно же самого примера, который здесь рассматривается, – это 13-я глава Книги Судей, рассказ о благовестии ангела родителям судьи Израиля Самсона. Приведу текст, чтобы понять, насколько этот текст соотносится с данным вопросом.
Перед нами повествование, которое классическим образом показывает сложность вычленения этой ангельской темы из текста Священного Писания. Мы читаем текст в синодальном переводе, где нам уже в качестве такого спойлера от переводчика указано, что это ангел Господень. Но, собственно, в тексте слово «малах» может быть переведено и просто как «посланец».
Ангел – это уже некоторого рода интерпретация. То есть посланец Божий может быть разным. И человек Божий, например, пророк, это такой же посланец Господень.
Поэтому весь текст, где мы встречаем «ангел Господень», «человек Божий», в принципе, повествует нам об одном и том же. О том, что этот посланец не человек, нам всё-таки рассказывают только последние стихи, где он, с одной стороны, обращает и Маноя, и нас, читателей, к конкретному эпизоду книги Бытия, к моменту, когда праотец Иаков, борющийся в ночи с неким, и ни он, ни этот некто не могут побороть друг друга до самой зари, спрашивает:
«Как имя тебе?»
И тот отвечает:
«Имя моё тебе, оно чудно».
Это ответ Божий. Мы помним, Иаков боролся с Богом, и Господь говорит ему:
«Да, ты боролся с Богом и остался жив, ты и людей побеждать будешь».
Но можно ли бороться с Богом?
Вот это интересная соотнесённость трёх компонентов, как бы трёх полей смыслов. Посланец Божий может быть человеком Господним, может быть пророком, посланец Божий может быть ангелом, может быть какой-то сверхъестественной сущностью. И под этим именем скрывается своим действием сам Бог. Мы понимаем, что объективно нельзя увидеть Бога и остаться в живых. Пророк Иаков не мог бороться с Богом непосредственно.
Здесь посланник то же, что и пославший его. Как говорит, собственно, Христос в Евангелии:
«И видевший Меня видел Отца».
Или:
«Принявший любого из вас Меня принимает».
То есть вот эта параллель между тем, кто посылает и кого отправляют с этим посланием. Что тот является полномочным представителем, как бы голосом и действием того, кто имеет желание к тому, чтобы нечто было сделано или нечто было произнесено.
В этом плане текст как бы перемешивает нам вот эти три компонента. Этот посланец есть тот же самый, что и пославший его, но отличен от него, являет себя как посланец Божий в виде человеческом, потому что «вид его был как вид ангела Божия», повторюсь, это наш синодальный перевод.
То есть вид его был как вид посланника Божия, очень почтенный. То есть женщина распознала в нём пророка, человека Божия, который достойно, благочестиво и праведно выглядит, сказал ей удивительную вещь, которая совершенно никак не соотносится с её реальностью. Вот она не может родить, но он уверяет её, что всё произойдёт. Она и зачнёт, и родит, и родит необычного сына.
Дальше Маной молится и получает продолжение этого откровения, встречается с этим же, кого он считает человеком. И только момент всесожжения, когда посланник Божий восходит в огонь жертвенника и поднимается к небесам, даёт понимание, что перед Маноем и его женой посланник Господень в виде небесной силы, ангел Божий.
При этом весь текст свидетельствует нам о том, что эта небесная сила, всё то время, пока она являлась Маною и его жене, выглядела как человек. Не было ни одного признака, который позволил бы этой супружеской паре предположить что-либо другое. Перед ними был человек, которого они считали пророком. И только завершение этого явления открыло им, что это был особый посланец Господа.
Поэтому тема об ангелах и о том, как они выглядят, остаётся в Священном Писании достаточно непроясненной. Мы знаем, что силы небесные существуют, и мы знаем, что они несут послушание перед лицом Божиим, являют себя в человеческой истории в видимом, понятном, воспринимаемом обличии.
Но при этом их реальная природа, их реальный тип бытования ни текстом, ни чем-либо другим очевидно не был нам полностью открыт.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте еще: