Народ, всем привет. Я думаю, для многих довольно распространенная ситуация, когда ты что-то вдруг посмотрел в интернете, зашел на какой-то сайт, например, просто посмотрел характеристики холодильника. И все, вся контекстная, баннерная и прочая реклама уже начинает заваливать тебя предложениями с электроникой, холодильниками по скидке и т.д. Но это еще ладно, интернет - дело такое, он под тебя сразу адаптируется. Но ведь с этого сайта, на котором ты пробыл две минуты, вдруг тебе начинает присылать акции предложения прямо на твой емейл. Или приходят сообщения, а еще хуже, поступать звонки с предложениями. А ты ни номер почты, ни уж тем более свой номер телефона там не оставлял. Да ты там даже не регистрировался.
Откуда этот сайт узнал твой номер телефона? Да и вообще, откуда у компания твои данные, ведь это не единственная, которая с холодильниками, кто тебе напишет. Напишут и другие, и с телевизорами и микроволновками. А даже микрозайма предложат на все это дело. И самое печальное, забегая на перед, все это вполне законно и никаких тебе пиратов, слитых данных, продажи через теневой интернет. Хотя и это тоже, и все-таки стоит не забывать (а в последнее время новостей об этом довольно много), как взламывают крупные компании, как данные пользователей утекают в сеть и прочее. И такие данные тоже есть и пользуются ими не только интернет-хакеры, но и простой магазин электроники в Измайлово.
Где-то засветился
А все работает, на самом деле, очень просто, и мы об этом уже вскользь писали в статье о том, как избавить от назойливых спамеров, и откуда у них ваши персональные данные (если интересно, ссылочку приложу, почитайте на досуге). Когда вы заходите на сайт какой-то компании крупной сети или небольшого магазина и регистрируетесь там, или решаете купить себе микроволновку, указываете свои персональные данные, заодно вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности, которую никто никогда не читает. На самом деле она часто стандартная, и в ней зачастую есть пункт о том, что ваши персональные данные могут быть переданы третьим лицам, партнерам, так сказать.
Причем не только те данные, которые вы указали на сайте (типа имени, номер телефона или свою почту), но и данными cookies. А это данные о вашем местоположении, городе проживания, браузере, операционной системы, устройстве, с которого вы заходили. Все это потом поможет для лучшего таргета на вас рекламы.
И получается, по итогу, как только вы зашли на какой-то сайт и что-то там купили, например, вы автоматически попадаетесь в сеть для рекламной рассылки, хотите вы того или нет. А без подписания политики конфиденциальности вы ничего прикупить на этом сайте не сможете. Выбор всегда за вами.
Паутина рекламного спама
«Так, хорошо, но тогда возникает вопрос – я заходил на сайт и ничего там не покупал! Я пробыл то там всего пару минут, посмотрел и вышел. А вчера мне звонили вообще из незнакомого мне магазина, я даже их название и сайт то не знаю».
А теперь вспоминаем про пункт с передачей данных третьим лицам. И тут в дело вступают даже не сами компании, магазины, они даже не знают друг друга и их рекламщики никогда кофе в Старбаксе вместе не пили. Но есть Рекламные компании, рекламные сети, отдельные люди, которые со всеми этими магазинами заключают партнёрские отношения. Что-то типа риелторов, у которых большая база квартир, всех тех, кто хочет квартиру продать, и тут в их сеть падаете вы, кто хочет эту квартиру купить. И он вам выдает целый список «его клиентов».
Тут аналогичная ситуация. Вы, как магазин, продали кому-то микроволновку, получив от него персональные данные и право передавать их. После чего вы относите их такому же рекламному агентству. А тот уже передает ваши данные всем подряд, кто им за это заплатит и заключит с ними точно такое же партнёрское соглашение. И вот так, через такое агентство, все магазины обменивается персональными данными вас и других людей. И купив что-то на одной сайте, в одном магазине, о вас сразу узнают все остальные в вашем городе и не только.
Вас рассекретили
Но это еще не все. Вот вроде с техникой звонки утихли, спам прошел, все успокоились, дома уже и новый холодильник, и микроволновка, и вроде все стихло. Через какое-то время вы полезли посмотреть квартиры в Южном Бутово, просто цены глянули и успокоились. И тут вам начинают названивать риелторы, какие-то компании с предложениями купит или отремонтировать квартиру. Но как? Вы не оставляли свои данные, ничего не покупали. И о том, кто вы и что вы, компании, связанные со стройкой, знать не могли, особенно ваш номер телефона. И переданные ранее данные для магазинов по продаже электроники рекламными агентствами к этому никакого отношения иметь не должны. Рекламное агентство то как знает, что вы решили квартирку прикупить?
А все просто - вспоминаем про те злосчастные cookies, то есть о ваших данных устройства и прочего, некий ваш цифровой след. Зайдя на любой сайт, вы приминаете эти cookies (обычно плашка такая вплывает), а без них часто сайт вообще не рабате. И ту происходит магия - ваши cookies начинают сопоставляться с другими cookies, оставленные другими людьми в базе, а значит, и вами ранее на других сайтах, с той же электроникой. И через пару минут вас вычислили, узнали, обняли, поцеловали, чаю налили, номер телефона риелторам передали, таргет настроили и привет бесконечные звонки.