Cочинение историй вместе с детьми может стать отличным воспитательным приёмом.
Так мы в детстве сочиняли истории вместе с Шалвой. Одна из них была такая:
«Жили-были папа и сын. И вот однажды они поменялись местами. Папа стал сыном, а сын — папой...»
И дальше получилась очень забавная история про то, как папа говорит: «Не хочу, не хочу...», а я говорю: «Надо, надо!» 😂
Очень весело и поучительно было увидеть себя со стороны.
Таким образом мы можем не только создавать позитивные воспитательные образы, но и оставлять светлые воспоминания о нашем общении с ребенком на долгие годы.
*******
Однажды мы с воспитателем детского центра «Басти-Бубу» искали способ как научить детей убирать за собой игрушки 🧸🏐.
ℹ Примерно с 4 до 9 лет дети любят общаться с вымышленными персонажами. Мы задумались: как устроить это общение? Нельзя лгать ни в коем случае. Но можно вместе фантазировать. Например, можно взять уже существующую историю и сделать ребенка персонажем в ней. И тогда получится, что мы домысливаем ситуации из сказки.
Поэтому мы придумали отправить им письмо от Карлсона. И самый озорной ребенок нашел его на крыше детского сада.
Воспитатель стал читать письмо: «Дорогие дети садика «Басти Бубу»! Я давно за вами наблюдаю. Последнее время путешествую и по выходным залетаю к вам на крышу. Вот вам небольшой подарок от меня и от шведских детей. Если захотите отправить мне ответ, тоже снимите видео. Когда-нибудь я прилечу за ним».
В «подарке» было видео как Фрекен Бок заставляет детей делать уборку.
Посмотрев видео, ребята загорелись написать ответ про то, как они сами убирают свои игрушки. Но воспитатель говорит: «Нет. Давайте мы снимем настоящий видеоклип. Я могу договориться с режиссером. Всё-таки в другую страну отправлять будем!»
Ребята воодушевились.
А воспитатель не спешит: «Чтобы снимать клип, его надо сначала отрепетировать. Давайте в конце следующего месяца будем снимать, а сейчас каждый день репетировать».
Дети рады. Через несколько дней приходит режиссер. Спрашивает у детей о том, как идёт репетиция. Они с удовольствием показывают ему как убирают игровую комнату.
Позже к детям приходит и оператор. Смотрит, где поставить камеры.
В течение этих дней воспитатель не зовёт детей убирать. Они сами зовут её, чтобы не опоздать на репетицию.
В назначенное время снимается музыкальный клип. Дети специально разучили слова песни к съемке.
Всей группой хором они пишут ответное письмо шведским детям, чтобы передать его через Карлсона.
Потом дети вместе с воспитателем обсуждают: правда ли, что на крышу детского сада прилетает Карлсон? Мнения у них разные.
Но за то время, что дети репетировали съемку клипа, — они уже привыкли убирать свои игрушки на место.
*******
Еще более абсурдный персонаж я придумал однажды для своей внучки.
Ей тогда было 5 лет.
Обычный ящик стола стал для нас одушевленным. Как-то внучка забегает, а в ящике лежит для неё письмо.
💌 На конверте написано: «Для Тамуси».
Внучка не умела еще читать — и мы читали с ней вместе.
А в письме было следующее: «Дорогая моя Тамуся! Пишу тебе я — ящик. Мне всё щекотно и радостно, когда ты подбегаешь. Я смеюсь, но ты не слышишь, потому что я деревянный. А сейчас загляни поглубже. Там для тебя подарок».
Она тут же заглянула и нашла цветные карандаши и бумагу для рисования. Еще ящик просил её нарисовать для него что-нибудь прекрасное. И внучка села рисовать, а затем рисунок положила в ящик.
Через два дня она пришла и захотела посмотреть реакцию ящика. Он восхитился рисунком и дал следующее задание: пройти лабиринт.
Тамусе очень понравился лабиринт, и ящик позже предлагал ей всё более сложные лабиринты.
Когда внучка пошла в школу — ящик начал вдохновляться ее домашними заданиями. Она не очень любила решать домашние задания от учителя. Но от ящика выполняла безоговорочно 😆.
Иногда мы с внучкой разговаривали о том, можем ли мы верить, что нам пишет дерево. Она признавала, что дерево писать не может.
«Откуда же письма?» — спрашивал я её.
В ответ она, смеясь, сказала: «Может быть, ты их пишешь? Откуда я знаю!»
А потом мне на ухо прошептала: «А какая разница!»
И эта её фраза показывает глубинную психологию игры.
Здесь главное, что мы договариваемся о чём-то. Так в сознании ребенка возникает другая действительность: ящик вроде не может писать, но все-таки пишет.
Постепенно интерес к ящику у внучки прошел. Но даже сейчас, когда мы вспоминаем про ящик — у неё на лице всегда появляется улыбка.
💬 А вы сочиняете с ребенком истории?
💬 Может быть, кто-то из вас тоже использует этот прием при общении с детьми? Расскажите.
Паата Амонашвили,
президент Международного центра Гуманной педагогики,
доктор психологических наук, писатель