Найти в Дзене

— Дядя, ты обязан помогать семье - заявили племянницы. Мой ответ охладил вредных родственников

Не пора ли послать к черту родственников-паразитов? Я понял это в 60 лет, когда племянницы приехали 'в гости' с огромным списком требований. Теперь я знаю: одиночество - не приговор, а дар... Сергей Иванович стоял у окна своего просторного дома. Он всматривался в начинающийся закат. Июньское солнце медленно опускалось за горизонт, окрашивая небо в оттенки розового. И оранжевого. Где-то вдалеке мычали коровы, возвращающиеся с пастбища. А легкий ветерок доносил запах свежескошенной травы. - Шестьдесят лет, - пробормотал он, поглаживая седеющие виски. - Как незаметно... Взгляд упал на старую фотографию в деревянной раме. На ней они с братом, совсем молодые, стоят у родительского дома. Василий улыбается, приобняв его за плечи, а сам Сергей, тогда ещё лейтенант, смотрит строго и прямо в объектив. Последняя их совместная фотография перед тем, как жизнь развела их по разным дорогам. Сергей вздохнул и отошел к массивному дубовому столу. Раскрыл ежедневник, пролистал до июля. Свободные страни
Оглавление

Не пора ли послать к черту родственников-паразитов? Я понял это в 60 лет, когда племянницы приехали 'в гости' с огромным списком требований. Теперь я знаю: одиночество - не приговор, а дар...

Роковое решение

Сергей Иванович стоял у окна своего просторного дома. Он всматривался в начинающийся закат. Июньское солнце медленно опускалось за горизонт, окрашивая небо в оттенки розового. И оранжевого.

Где-то вдалеке мычали коровы, возвращающиеся с пастбища. А легкий ветерок доносил запах свежескошенной травы.

- Шестьдесят лет, - пробормотал он, поглаживая седеющие виски. - Как незаметно...

Взгляд упал на старую фотографию в деревянной раме. На ней они с братом, совсем молодые, стоят у родительского дома. Василий улыбается, приобняв его за плечи, а сам Сергей, тогда ещё лейтенант, смотрит строго и прямо в объектив.

Последняя их совместная фотография перед тем, как жизнь развела их по разным дорогам.

Сергей вздохнул и отошел к массивному дубовому столу. Раскрыл ежедневник, пролистал до июля. Свободные страницы словно насмехались над ним. Успешный фермер, уважаемый человек в районе - и такая пустота в личной жизни. Даже день рождения отмечать не с кем.

Взгляд снова вернулся к фотографии. Васины дочки, Ирина и Галина - уже взрослые женщины с собственными семьями. Когда он видел их в последний раз? На похоронах брата, пять лет назад? Они выросли хорошими девочками, Василий мог бы ими гордиться.

Решение пришло внезапно. Сергей Иванович придвинул к себе телефон и набрал номер старшей племянницы. После нескольких гудков в трубке раздался удивленный женский голос:

- Дядя Сережа? Что-то случилось?

- Здравствуй, Ирочка. Ничего не случилось, - он прокашлялся, подбирая слова. - Просто подумал... Лето на дворе, у вас дети наверняка на каникулах. Может, приедете погостить? У меня тут места много, воздух чистый, река рядом...

В трубке повисла пауза.

- С Галей и её семьей тоже поговорю, - поспешно добавил он. - Приезжайте все вместе, хоть на недельку. Давно не виделись.

- Правда? - в голосе Ирины появились теплые нотки. - Это было бы замечательно! Я с мужем посоветуюсь и перезвоню, хорошо?

После разговора Сергей Иванович ещё долго сидел в своем кабинете. На душе было тревожно и радостно одновременно. Он представлял, как дом наполнится голосами, смехом, детским топотом. Как они будут собираться за большим столом в саду, пить чай с малиной, разговаривать...

Может быть, это его шанс наверстать упущенное? Стать настоящей семьей, а не просто дальними родственниками, которые встречаются только на похоронах?

Гости дорогие

Две машины появились во дворе фермы одновременно - серебристый кроссовер Ирины и черный внедорожник Галины. Сергей Иванович едва успел выйти на крыльцо, как его уже окружили шумной толпой.

Племянницы, их мужья, дети - все говорили одновременно, обнимались, восхищались домом и садом.

- Дядя Сережа, вы просто волшебник! - Ирина всплеснула руками. - Помню, тут раньше такие заросли были, а теперь - настоящее поместье!

Галина, осматривая двор, прищурилась:

- А работников много держите? Нужно бы клумбы пропололь, запущено немного...

Её муж, Станислав, уже открывал багажник:

- Куда вещи нести? Надеюсь, у вас есть вайфай? Мне работать надо.

Сергей Иванович растерянно улыбался, пытаясь ответить на все вопросы разом. Он не ожидал такого напора. Последние годы его окружали молчаливые работники да деловые партнеры - люди конкретные и немногословные.

- Проходите в дом, - он махнул рукой в сторону веранды. - Сейчас все организуем.

Комнат хватало с избытком, но размещение гостей неожиданно превратилось в целую операцию. Ирина с мужем забраковали сначала одну спальню ("слишком душно"), потом другую ("вид на хозяйственные постройки - не романтично"). Галинины дети, два мальчика-подростка, наотрез отказались жить в разных комнатах.

- Дядя Сережа, - Галина поймала его в коридоре, - а кондиционеры у вас есть? Мальчики привыкли к прохладе...

- Нет, но...

- Как же так? - она покачала головой. - В такой-то дом - и без кондиционеров? Стасик, представляешь?

К вечеру, когда все наконец устроились, Сергей Иванович чувствовал себя вымотанным, словно пережил внезапное нашествие. Он сидел в беседке, наблюдая, как племянницы командуют его домработницей на кухне. Та только растерянно оглядывалась на хозяина.

- Мы так рады, что вы нас пригласили! - Ирина выпорхнула в сад с бокалом вина. - Знаете, дядя Сережа, папа всегда говорил, что вы самый успешный в семье. А мы вот живем попроще...

Она присела рядом, и в её голосе зазвучали особые, вкрадчивые нотки:

- Кстати, хотела с вами посоветоваться насчет Димочки, моего старшего. Он в этом году в университет поступает...

Сергей Иванович слушал, глядя, как в окнах его дома мелькают незнакомые тени. Как Галинины мальчишки носятся по двору, распугивая кур. Как Станислав раздраженно говорит по телефону про слабый интернет.

"Они же родня, - думал он. - Васины дети. Просто давно не виделись, притрутся..."

Список претензий

Утро третьего дня началось с грохота. Сергей Иванович выглянул в окно и замер: новенький забор вокруг огорода лежал на земле, а рядом виновато переминались Галинины сыновья.

- Мы это... на великах катались, - пробормотал младший.

- По периметру, - уточнил старший. - Красиво получалось, пока не завалился.

Сергей Иванович молча смотрел на дело рук своих внучатых племянников. Забор он поставил весной, готовясь к новому сезону. А теперь...

-2

- Дядя Сережа! - раздался звонкий голос Галины. - Не расстраивайтесь, мальчики просто развлекаются. Кстати, знаете, что было бы здорово? Бассейн! Вот где детям действительно стоит проводить время.

Она подошла ближе, деловито осматривая двор:

- Тут как раз место подходящее. Можно начать копать уже завтра. У вас ведь есть трактор?

В это время из дома донесся раздраженный возглас. Станислав, муж Галины, в очередной раз пытался наладить связь с офисом.

- Это невозможно! - он выскочил на крыльцо. - Как вы тут вообще работаете? В каменном веке живете?

Сергей Иванович хотел ответить, что его вполне устраивает существующий интернет, но его перебила Ирина, появившаяся с листком бумаги в руках.

- Дядя Сережа, у меня к вам разговор, - она многозначительно посмотрела на сестру. - Наедине.

В кабинете Ирина разложила перед ним исписанный лист:

- Вот, составила список... Димочке нужно помочь с поступлением, это раз. Машина барахлит, это два. И ещё кое-какие мелочи...

- Мелочи? - Сергей Иванович пробежал глазами по строчкам. Сумма "мелочей" тянула на несколько месячных доходов с фермы.

- Ну не все же вам одному жить в достатке! - в голосе Ирины зазвенела обида. - Папа всегда говорил, что если бы не ваш отказ помочь ему с бизнесом тогда...

- Что? - он резко поднял голову.

- А вы не знали? - Ирина прищурилась. - Папа просил у вас денег на развитие дела. А вы отказали. Поэтому мы и жили... скромно.

Сергей Иванович почувствовал, как внутри что-то обрывается. Он помнил тот разговор с братом. Помнил, как объяснял, что не может рисковать деньгами полка, которые тогда были у него на хранении. А Вася... Вася, выходит, по-своему понял его отказ?

- И вообще, - добавила Галина, бесцеремонно входя в кабинет, - ваше хозяйство только благодаря нашим советам процветает. Мы же постоянно подсказываем, что улучшить.

Сергей Иванович молчал, глядя в окно на поваленный забор. За ним виднелись возделанные поля - результат пятнадцати лет тяжелого труда. Пятнадцати лет его жизни.

В дверь просунулась голова Станислава:

- Кстати, о хозяйстве. Я тут прикинул: если продать восточный участок...

Терпение закончилось

Воскресный обед Сергей Иванович всегда считал особенным событием. Даже живя один, он неизменно накрывал на веранде, любуясь садом. Сегодня стол ломился от угощений - расстаралась кухарка, предупрежденная хозяином, что будет "важный разговор".

Семья собралась не сразу. Ирина с мужем опоздали - выбирали в интернете мебель для Димочкиной будущей квартиры. Галинины мальчики явились в шортах, вызвав недовольство матери.

- Дядя Сережа, может, стоит установить дресс-код? - Галина постучала вилкой по бокалу. - Всё-таки фамильное поместье...

- Какое же это поместье? - Станислав хмыкнул, отрываясь от телефона. - Обычная ферма. Хотя, если вложиться...

- Вот именно! - подхватила Ирина. - Дядя Сережа, мы с Галей обсудили. У вас же наверняка есть сбережения? Можно было бы...

- Достаточно.

Тихий голос Сергея Ивановича заставил всех замолчать. Он медленно положил салфетку и обвел взглядом собравшихся.

- Я пригласил вас, - продолжил он, чеканя каждое слово, - потому что чувствовал одиночество. Потому что вы - дети моего брата. Единственная семья, которая у меня осталась.

-3

Он помолчал, глядя на фотографию брата, стоящую на серванте.

- Знаете, что я понял за эти дни? Вася был прав, отказывая мне в близком общении. Он видел то, чего я не замечал: мы - чужие люди.

- Как вы можете... - начала было Ирина.

- Могу, - он впервые повысил голос. - Вы приехали не ко мне. Вы приехали к моему имуществу, к моим возможностям. За пять дней я не услышал ни одного вопроса о моей жизни. Зато получил список требований, выслушал упреки и узнал, как неправильно веду хозяйство.

Галина побледнела:

- Мы просто хотели помочь...

- Помочь? - он горько усмехнулся. - Вы даже не спросили, нужна ли мне ваша помощь. Знаете, что действительно помогло бы? Искренность. Уважение. Желание просто побыть рядом, а не составлять списки подарков.

За столом повисла тяжелая тишина. Было слышно, как жужжат пчелы в саду и где-то вдалеке лает собака.

- Я не держу на вас зла, - Сергей Иванович устало откинулся на спинку стула. - Но думаю, нам всем нужно признать очевидное: мы не семья. Мы просто люди, связанные кровным родством. И, возможно, так даже лучше.

Ирина резко встала из-за стола:

- Вот, значит, как? Теперь понятно, почему папа...

- Нет, Ира, теперь мне понятно, почему я всю жизнь был один, - тихо ответил Сергей Иванович. - И знаешь... я, кажется, впервые этому рад.

Горький вкус свободы

Август выдался знойным. Сергей Иванович сидел в той же беседке, где месяц назад говорил с Ириной о судьбе её сына. Перед ним лежало письмо от дальней родственницы - той самой, которой племянницы жаловались на "чёрствость" дяди.

"Как ты мог?" - писала она. - "Они же Васины дети!"

Он аккуратно сложил письмо. За последний месяц это было уже третье послание с упреками. Казалось, все родственники вдруг вспомнили о его существовании - чтобы выразить возмущение его "бессердечностью".

Удивительно, но эти письма больше не задевали его. После отъезда племянниц он впервые за долгие годы почувствовал странное облегчение. Словно сбросил тяжёлый груз, который тащил на себе, даже не осознавая его веса.

В саду созревали яблоки - урожай обещал быть богатым. Забор давно починили, а на месте, где Галина планировала бассейн, теперь росли молодые вишни. Жизнь продолжалась - но теперь она текла в привычном, размеренном ритме.

Вечером он достал старый фотоальбом. Вот они с Васей в детстве - два веснушчатых мальчишки на фоне родительского дома. Вот армейские снимки. Последняя встреча...

- Знаешь, брат, - проговорил он вслух, - я ведь всегда завидовал тебе. У тебя была семья, дети. А я... я всё ждал, когда придёт моё время. Думал, вот выйду в отставку, займусь хозяйством - и заживу настоящей семейной жизнью.

-4

Он усмехнулся:

- А выходит, настоящая жизнь - она разная бывает. И семья - не всегда те, кто рядом по крови.

Память услужливо подбросила картинку: вчера заходил Петрович, сосед, поздравить с удачной сделкой. Просидели до ночи, вспоминая молодость. А утром забегала Анна Васильевна, библиотекарша из села, принесла новую книгу - знает, что он любит исторические романы...

Сергей Иванович поднялся, подошёл к окну. В темнеющем небе загоралась первая звезда.

- Может, я и правда чёрствый, Вася, - прошептал он. - Но знаешь... лучше быть честным с собой, чем добреньким для всех. Ты ведь тоже это понял, да? Потому и держал дистанцию все эти годы?

Он представил, как брат усмехается в ответ - той особенной, понимающей усмешкой, которую он помнил с детства.

На столе зазвонил телефон - Димочка, сын Ирины, решил поступать в сельскохозяйственный. Просил совета. Сергей Иванович улыбнулся: что ж, совет он даст. И даже поможет - если парень действительно захочет учиться, а не просто получить диплом. Но теперь всё будет по-другому.

Потому что иногда одиночество - это не проклятие, а просто часть пути или судьба. И принять его - значит обрести свободу быть собой.

***

Друзья, а у вас были похожие ситуации с родственниками? Поделитесь в комментариях - как вы устанавливали границы? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории о семейных отношениях. И да - иногда лучше быть 'черствым', чем разоренным... Согласны?

***

Родственные рассказы:

Бывший не платит алименты, а зря
Кубики Судьбы. Рассказы18 августа 2024
Сестра украла жениха
Кубики Судьбы. Рассказы8 сентября 2024
— Я выиграла большие деньги и еду в Москву - заявила тёща
Кубики Судьбы. Рассказы15 сентября 2024