Найти в Дзене
ЯМадама

«Противостояние», новая версия. Впечатление без предубеждения. Сложнее всего не сравнивать

Первый канал наконец начал показ давно обещанного сериала «Противостояние» - новой экранизации детектива Юлиана Семёнова. В своё время фильм по этой повести получился очень сильным. Напряжённый ритм в кадре, убедительные актёрские работы, высокий накал эмоций. Режиссёр нашёл яркие краски, чтобы показать не просто расследование – «Противостояние». Схватку интеллектов, убеждений, ценностных систем. И вот объявляют, что сняли новый сериал по тому же сюжету. Казалось бы: зачем? Какой смысл переделывать то, что и так сделано отлично? Предполагая встретить неодобрение взрослых зрителей, авторы не решились презентовать премьеру на телеканале, как было обещано весной. Вместо этого сериал вышел на онлайн-платформе. И только теперь «Противостояние» случилось на Первом. Здравствуйте! Когда я впервые услышала про новый сериал со старым названием и знакомым сюжетом, возмутилась – наверное, так же, как и большинство зрителей, которые ещё помнят, какое впечатление на телеаудиторию произвёл тот, прошл
Оглавление

Первый канал наконец начал показ давно обещанного сериала «Противостояние» - новой экранизации детектива Юлиана Семёнова. В своё время фильм по этой повести получился очень сильным. Напряжённый ритм в кадре, убедительные актёрские работы, высокий накал эмоций. Режиссёр нашёл яркие краски, чтобы показать не просто расследование – «Противостояние». Схватку интеллектов, убеждений, ценностных систем. И вот объявляют, что сняли новый сериал по тому же сюжету. Казалось бы: зачем? Какой смысл переделывать то, что и так сделано отлично? Предполагая встретить неодобрение взрослых зрителей, авторы не решились презентовать премьеру на телеканале, как было обещано весной. Вместо этого сериал вышел на онлайн-платформе. И только теперь «Противостояние» случилось на Первом.

Здравствуйте!

Когда я впервые услышала про новый сериал со старым названием и знакомым сюжетом, возмутилась – наверное, так же, как и большинство зрителей, которые ещё помнят, какое впечатление на телеаудиторию произвёл тот, прошлый сериал (хотя тогда это называлось «многосерийный фильм»). Мы, тогда ещё младшие школьники, повторяли постоянно впечатляющее: К-к-к-кр-ротов и переживали: чем всё закончится?

Что за пристрастие у нынешних киношников – всё переснимать? Почему бы не придумать своё?

Но авторы убеждали: это не ремейк, это экранизация. Такое случалось не раз.

«Противостояние» на Первом: не надо бояться новых экранизаций

Вспомните фильм «Кортик». Тот, знаменитый, трёхсерийный. А ведь перед этим был ещё один. И тоже говорили: зачем переснимать? Если бы сам Рыбаков не поддержал идею – остались бы мы без фильма. И книга бы не была так популярна.

А «Два капитана?» Для всех нас фильм один-единственный – шестисерийный, с Борисом Токаревым и Юрием Богатырёвым. А ведь когда он вышел, в прессе его встретили издевательскими рецензиями: Был чудный фильм «Два капитана», а стал – многосерийный. Тогда к многосерийным фильмам относились пренебрежительно, как до недавнего времени к сериалам.

То есть это обычная вещь: когда выходит новая экранизация, её заранее начинают ругать, утверждая, что старая была лучше. А потом, со временем, привыкают. И забывают про старую. Вспоминают, когда она уже уходит в архивы.

И разные версии одного и того же сюжета позволяют заметить, как изменился контекст – интересный материал для изучения истории кино.

А значит, новую версию романа Юлиана Семёнова надо бы смотреть без предубеждений.

Рейтинг, набравшийся после премьеры в онлайн-кинотеатре, отражает именно это: есть предубеждение или нет. Зрители старшего поколения сериал дружно ругают. А те, кто помоложе, кто не смотрел старый фильм и не читал повесть, воспринимают вполне нормально. Упрекают разве что в некоторой нудноватости. И отсутствии динамики. Да, жанр, в котором работал Юлиан Семёнов – интеллектуально-документальный детектив – у нынешней публики не в чести.

А значит – тем более надо экранизировать. Тем более что после прежней экранизации прошло уже 40 лет.

Так что надо смотреть и не сравнивать.

Но не сравнивать не получается.

-2

«Противостояние», сериал 2024 года: актёрские работы

Нет смысла сравнивать исполнителей главной роли. Владимир Вдовиченков и Олег Басилашвили совершенно разные. Кстати, когда фильм вышел, многие упрекали режиссёра, что не взял на эту роль Василия Ланового, сыгравшего полковника Костенко в других экранизациях. А теперь кажется – ну кто бы, кроме Басилашвили, так сыграл?

В новом сериале полковник Костенко получился совершенно другим.

Владимир Вдовиченков в сериале «Противостояние»
Владимир Вдовиченков в сериале «Противостояние»

Авторы сознательно изменили образ, навесив герою семейные сложности.

Кстати, с этим они переборщили. Слишком много разводов. Герои, которые в оригинале живут в нормальном прочном браке, теперь все или в разводе, или в сложностях, или в холостом состоянии, не востребованы. Даже для сериала перебор, а уж для реальности конца семидесятых – тем более.

Кротов-Милинко тоже совсем другой человек. Но мне очень понравился выбор актёра. Согласитесь, мужчина с обаянием Алексея Гуськова вполне может заморочить голову женщине до такой степени, чтобы склонить её к бесчеловечным поступкам. Даже красивой женщине. Вот прямо веришь – такое вполне могло быть.

Алексей Гуськов и Карина Андроленко в сериале «Противостояние»
Алексей Гуськов и Карина Андроленко в сериале «Противостояние»

А одно режиссёрское решение относительно актёров мне показался даже более убедительным, чем в старом фильме. Диана, большая любовь старателя Михаила, женщина, внушившая мужчине очень сильное и глубокое чувство. В старом фильме это была слегка ухоженная тётка, ничего особенного. А в новом сыграла Ксения Роменкова. И в этот образ веришь – действительно, интересная и необычная женщина, от воспоминаний о ней просто так не отмахнёшься.

Диана Журавлёва (Ксения Роменкова).
Диана Журавлёва (Ксения Роменкова).

Чего нельзя не заметить – это некоторой лакировки реальности в кадре. Далёкий теперь 1979 год выглядит удивительно благополучным. Телефоны в машине, комфортные гостиничные номера, просторные жилища. И солнечные тёплые дни.

«Противостояние»: за сорок лет стало заметно теплее

В фильме 1985 года действие начинается в вымышленном городе Нардыне. Суровой зимой. Названия такого нет, но города на севере есть. И зимы там суровые: не просто холодные, а ледяные. Безжалостные.

И в фильме эта атмосфера сурового Севера очень хороша передана. Когда на стылом воздухе надо работать. Когда происшествие поражает своей бесчеловечностью, но здесь, в бесприютном климате, в ссыльно-зверином краю, кажется, бывает и не такое.

И героям очень не хватает тепла. Полковник, отложив все дела, ест домашний горячий суп. У него складывается впечатление, что здесь, на краю земли, только и есть, что холод, который выморозил всё человеческое.

Кадр из фильма «Противостояние» 1985 года. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5789/foto/i2/342698/
Кадр из фильма «Противостояние» 1985 года. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5789/foto/i2/342698/

Но потом оказывается, что и на холодном Севере живёт человечность. И добрых, горячих сердцем людей гораздо больше. Такие же тёплые, отзывчивые люди живут по всей огромной стране – и в придуманном Нардыне, и в реальном Адлере, и в далёком Коканде. Именно они, эти люди, за спиной полковника Костенко и его коллег, их нынешняя жизнь и непреходящая память дают ему силы.

А в новом сериале нет суровой зимы. Зато есть долгие планы красивой природы. Зелёной, мирной, залитой солнцем.

-7

Новый сериал упрекают в том числе и за это. Где, - спрашивают, - суровый Нардын? Почему в кадре летний Магадан?

Резонный вопрос.

Только у Юлиана Семёнова в тексте – как раз-таки Магадан, оттаявший после зимней стужи. Вернее, Магаран – тоже вымышленный, но всё же узнаваемый:

…Весна в том году пришла в Магаран поздно, лишь в конце мая.

Интересно: теперь нет традиции прятать название города, меняя буквы. Теперь поступают просто: снимают совсем в другом месте.

Но всё же сериал старается держаться текста

«Противостояние», новый сериал: более точная экранизация