Найти в Дзене
Анна об искусстве

Куда пойти в Петербурге в январе-феврале 2025 года?

Оглавление

Куда идти в январе, а еще феврале и даже марте? Город приготовил нам много громких имен, и многие будут радовать нас аж до весны. Васнецов, Рерих, Репин, Мейерхольд, Курехин, Фридрих, Брюллов — согласитесь, все имена на слуху, давайте по порядку.

А если хотите сразу узнавать об актуальных выставках, я стараюсь посещать их вскоре после открытия — подписывайтесь на мой канал.

Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения

Русский музей, Корпус Бенуа, до 23 июня 2025

-2

Итак, начнем с конца, недавно в Русском музее в корпусе Бенуа открылась выставка Виктора Васнецова, ретроспективная юбилейная выставка художника, где представлено более 120 произведений.

В первую очередь, хочется сказать об оформлении выставки. Кажется, из последних проектов это один из самых удачных.

Цвет застройки первого зала — травянистый, в следующих залах мягкий сине-голубой и бархатный красный. Застройка не такая плотная, цвет стен подчеркивает цветовые акценты на картинах . И залы Корпуса Бенуа оказываются не такими уж тесными, как мы привыкли думать. Картины Васнецова в основном монументальны, но им хватает мест, и на выставке приятно находиться.

Кстати о монументальном. Важное место на выставке отводится монументальным полотнам мастера на религиозные темы, которые создавались для оформления киевского Владимирского собора, петербургского храма Воскресения Христова, софийского собора Александра Невского.

И, конечно, здесь много сказки. Впервые в Петербурге показывают «Царевну-лягушку», и вообще представлен практически весь сказочный цикл — «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами» и другие.

-3

Хоть Васнецова и читают сказочником, но он был намного шире этого, он был настоящим столпом, человеком эпохи Возрождения. Он пробовал себя в разных видах искусства. На выставке можно познакомиться с работами Васнецова в области проектирования архитектурных построек и мебели, предметов декоративно-прикладного искусства и костюмов.

В общем выставка достойная, интересно будет с детьми, это может стать хорошим опытом первого контакта с искусством.

Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова

Русский музей, до 12 мая 2025

-4

Одна из самых масштабных и спорных выставок сезона. Она интересна своей архитектурой, «Последним днем Помпеи», скандальной похищенной картиной и шуточками Карла в рисунках. Сейчас расскажу подробнее.

Экспозиция расположилась в Академических залах Михайловского дворца, впервые за долгое время — по крайней мере я не помню выставок в этих залах. Кураторы постарались создать особую архитектуру выставки с помощью перепадов высот и объёмов.

Дизайнер выставки оттолкнулся от идеи вершины, ведь Карл всегда был «на высоте». Меняют «рельеф» выставки фальшполы — к важнейшим произведениям вам придётся подняться, а картинам, написанным перед смертью художника, — спуститься.

Самым эффектным получился подход к «Последнему дню Помпеи», когда пойдёте, точно оцените! Сама картина после реставрации, поэтому предстает перед нами во всем великолепии, какой ее увидели современники.

Что еще интересно на выставке? Купол Исаакиевского собора вблизи. Брюллов разработал проект купола Исаакиевского собора, но до конца реализовать его, к сожалению, не смог: в строящемся здании он простудился, а потом умер.

Но остались картоны и эскизы, поэтому на выставке можно рассмотреть росписи купола вблизи. Главное — это огромный фрагмент плафона. В соборе его не использовали, и теперь это экспонат выставки.

А еще обязательно рассмотрите картину в технике транспарент (светящаяся живопись) — «Христос во гробе». Она помещена в небольшой комнате в конце выставке — как в своеобразной часовне. За этой картиной двадцать лет охотились коллекционеры из Германии, ФСБ и Генпрокуратура. Закончилось тем, что по решению суда «Христос во гробе» остался в Русском музее. 20 лет ее нельзя было показывать, а теперь — можно! И это уникальная возможность ее увидеть. И она светится!

-5

Еще рекомендую обратить внимание на графику! Это всегда уникально, потому что графика требует особых условий хранения, и ее особо не выставляют. В графике художники чувствуют себя свободнее — вот Брюллов любит пошутить, например. А еще там есть прекрасные утонченные рисунки современниц.

Карл Брюллов стал самым ярким художником позднего романтизма в России. И хотя бы ради этого стоит увидеть выставку — здесь собрано лучшее, и оно прекрасно, хоть дизайн и вызывает много вопросов.

Из Русского музея в Эрмитаж — сразу 2 стоящих выставки.

Твердыня пламенная. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Государственный Эрмитаж, Главный Штаб, до 2 марта 2025

-6

В юбилейный год Рериха его выставок было много, да и вообще его часто выставляют — дело в том что Рерих за свою жизнь создал очень много работ, был плодовит, и его работы есть во многих коллекциях. Но эта выставка показывает Рериха не только как художника, но и как археолога, исследователя, духовного искателя, человека, который много сделал для сохранения мирового культурного наследия.

Кроме живописи тут археологические находки Рериха, рукописи, фото, предметы восточного искусства, иконы, произведения мировой живописи из личной коллекции Рерихов. Насыщенно, глубоко, ярко.

Главная наверное ассоциация с Рерихом это цвет. «Неописуемая цветовая гамма, как на полотнах художника Николая Рериха», — так написал в бортовом журнале Юрий Гагарин, когда увидел космос.

Да, Рерих ассоциируется с цветом — уж он его точно не боялся и смело использовал сложные контрастные сочетания, накладывал цвета большими плоскостями, использовал необычные оттенки. Он всегда узнаваем.

-7

И на выставке можно насладиться цветом во всем великолепии. Экспозиция демонстрирует живописные произведения Николая Константиновича от самых ранних, написанных в петербургский период творчества, до наиболее поздних.

Интересно посмотреть на предметы восточного искусства и тибетской живописи, уникальные произведения русской иконописи. А еще почитать цитаты самого Рериха. Название выставки повторяет заголовок одного из известных сборников публицистики Николая Константиновича – «Твердыня пламенная».

Что мне показалось еще интересным — выставка раскрывает Рериха и как коллекционера западноевропейской живописи, представленной в большей степени произведениями голландских и итальянских мастеров XV–XVII веков.

В общем очень советую, для меня новый опыт, глубина. И Эрмитаж на высоте в плане выставочной работы

Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия

Государственный Эрмитаж, до 13 апреля 2025

-8

Вторая эрмитажная выставка проходит в Николаевском зале. Каспар Давид Фридрих (1774–1840) – один из самых значимых мастеров немецкого романтизма. Он не был понят современниками, важнейших своих ценителей и заказчиков нашёл в России. Идея выставки состоит в том, чтобы представить его работы в контексте русской культурной жизни первой половины XIX века. В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. На выставке эти работы, а также произведения его последователей среди русских и европейских художников.

Экспозиция рассказывает о самом художнике, об истории появления его работ в Российской империи, о главных русских коллекционерах его произведений – императрице Александре Фёдоровне и поэте Василии Андреевиче Жуковском. Поэт был лично знаком с немецким художником и восхищен его идеями. Вообще, вся эпоха того времени проникнута идеями романтизма. И это то, что мы с вами впитали со школьной скамьи. Герои Пушкина, Лермонтова, все эти идеи декабристов и их борьба — все это оттуда, все это романтизм.

Кстати, на выставке представлены картины Лермонтова! Вы знали, что он увлекался живописью?

Кстати, что такое романтизм? Это не стихи прекрасной даме. Размышления о смысле бытия, сущности вселенной, природе человека и величии природы, духовные поиски и неотвратимость смерти — все это романтизм. И все эти идеи переданы через прекрасные образы природы.

Выставка красива, работы самого Фридриха именно такие, перед которыми можно застыть, замедлиться. Они очень символичны и поэтичны, в них есть глубина, а кто-то найдет даже мистику. Кроме живописи, здесь предметы декоративно-прикладного искусства — передана атмосфера и увлечение готикой, на которую как раз ориентировался и которую идеализировал романтизм.

Еще одно громкое имя — Илья Репин.

Репин. Детали

Музей Академии Художеств, до 29 марта 2025

-9

Пока репинские Пенаты на реставрации, предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы собрали в Музее Академии Художеств. К этому добавились картины И. Е. Репина из многих российских музейных собраний. Таким образом, перед зрителем нарисована творческая «кухня» великого русского художника, процесс создания художественного произведения от идеи до воплощения.

На выставке можно увидеть, как шла работа над самыми знаменитыми работами Репина. Как он тщательно собирал реквизит, продумывал одежды, даже лепил из глины фигурки для формирования композиции. В этом всем есть что-то театральное. Но погружение получается

-10

Выставка очень предметная, живописи тут немного, хотя она тоже есть, но самые шедевры, конечно, не отдали. Не из-за вредности, просто Илье Ефимовичу 180, и отмечать юбилей хотят все. Поэтому «Запорожцы», «Иван Грозный...», «Царевна Софья» — в репродукциях. Зато оригинальны те вещи, которые Репин использовал для изучения фактуры.

Много воспоминаний, цитат, описаний. Если погружаться, то действительно ощущение, что побывал в гостях в мастерской художника.

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Музей театрального и музыкального искусства, до 6 апреля 2025

-11

Если мы идем по именам, то еще одно громкое имя — Всеволод Мейерхольд. Еще один юбилей. Выставка в честь 150 лет со дня рождения реформатора сцены Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Мейерхольд всю жизнь создавал свой театр — и вошел в историю как строитель театра будущего, авангардист и новатор.

Мейерхольд 20 лет вынашивал идею «Ревизора». В 1907 году в письме Федору Комиссаржевскому Мейерхольд делится своими репертуарными планами и признаётся: «“Ревизора” хочется всегда». Премьера «Ревизора» состоялась в 1926 году в Москве, в Театре им. Мейерхольда

Мейерхольд создал театральную фантасмагорию, которая произвела на современников ошеломляющее впечатление.

-12

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов, живопись, фотографии, макеты к спектаклям Мейерхольда, а также проекты нового здания Театра имени Мейерхольда — новое здание нового времени, проект которого так и остался на бумаге.

Поп-механика Сергея Курехина

Мраморный дворец, до 13 января 2025

-13

И еще одно громкое имя — Сергей Курехин. В честь 70-летия культового композитора и музыканта, создателя оркестра «Поп-механика», автора музыки к кинофильмам и просто легендарной личности.

Посетители выставки оказываются на концертах «Поп-механики», могу увидеть телевизионные интервью Курехина, понаблюдать за музыкантом на съемочной площадке, рассмотреть его личные вещи, музыкальные инструменты и работы художников, которые участвовали в концертах.

В экспозиции собраны фрагменты декораций, костюмы, воспроизведенные на пластинках картины, фотографии. Но! Нужно очень хорошо быть знакомым с этим миром, чтобы понять что к чему.

К сожалению, никаких экспликаций нет, залы тематические, но это приходится угадывать. Обидно. Потому что мне было очень интересно, и да, я не специалист в творчестве, жизни, окружении Сергея Курехина.

Но погружение, конечно, происходит. В каждом зале музыка, в отдельном показывают один из концертов, в последнем можно послушать альбомы разных лет.

Кстати, выставка меньше месяца, всего до 13 января. Всем, кто хочет или понастальгировать, или узнать больше о действительно интересной и важной личности, или расширить кругозор, можно советовать.

А потом обязательно посмотрите коллекцию Людвига в основной экспозиции Мраморного дворца.

Анималистика. И в шутку, и всерьез

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, до 9 марта 2025

-14

От личностей перейдем к братьям нашим меньшим. Такой неожиданный переход, но интересная выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Умилительная и уютная выставка, где показывают животных — во всех произведениях они либо главные герои, либо активные участники. Представлено более 150 работ, есть Петров-Водкин, Пиросмани, Борис Григорьев, Натан Альтман, Климент Редько, много современных авторов.

Темы, кстати, разные – «портрет», «животные на природе», «взаимоотношения человека и животных», сказано и о жестокости человека на протяжении истории.

Хороший дизайн зала на первом этаже — эдакое погружение в первобытную пещеру и произведения здесь многие связаны с дикой природой, представлены работы современных художников.

-15

Здесь будет интересно с детьми, а возможно, это будет классный опыт первого знакомства с искусством. Кстати, обещают разные активности для детей на каникулах.

Выставка вызывает эмоции, а ведь это одна из главных целей искусства. Потому рекомендую ее для обогащения опыта и живого контакта с искусством.

Я рассказала о больших музеях и громких именах. Но я всегда советую и смотреть галереи и современное искусство. Иногда маленькие галереи таят большие сокровища.

Всегда советую:

  • Галерею Anna Nova на ул. Жуковского, 28
  • Myth Gallery на ул. Чайковского, 61
  • Галерею Марины Гисич на наб. реки Фонтанки, 121
  • Name Gallery на Большой Конюшенной, 2

Поделитесь, посетили ли какие-то из выставок? какие впечатления?