Когда мы, люди 21 века говорим о границах истинной Церкви, какие критерии истины мы применяем?
Чаще всего мы ссылаемся на догматы и каноны Церкви.
Но как христиане видели себя до эпохи Вселенских соборов, когда возникла основная часть догматов?
В священном Писании и текстах отцов ранней Церкви мы можем видеть два критерия истинного христианства: мировоззренческий и нравственный.
Отпасть от Церкви можно не только по причине догматического несоответствия учению Церкви, но и по этическим соображениям.
И вот эти самые этические соображения редко бывают объективными для самого их носителя и совсем субъективными когда речь идёт о чужих грехах.
Нераскаянные грехи невидимо отделяют христианина от Церкви.
Начнём рассуждение о нравственных критериях истинного христианства с текста Премудрости Соломона:
"В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды". (Прем. Сол. 1:4-5)
Преподобный Максим Исповедник так понимает это место Писания:
"Святой Дух пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, о всех промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена добра. А в частности, Он пребывает во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, живущих по Христу, Он пребывает, помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости Он не пребывает вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело его обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей". (Преп. Максим Исповедник, Вопросы к Фалассию.)
Обратим внимание на то, что даже если человек считается верующим, но не исполняет волю Бога (не исполняет заповеди Бога) является притоном лукавых духов (бесноватым человеком).
В соборном послании апостола Иуды мы читаем:
"Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа." (Иуд.1:4,7-8,10-13,16,19).
Опять обратим внимание на то, что это аморальные люди, которые "обращают благодать в повод к распутству", "оскверняют плоть", "злословят высокие власти", "растлевают себя", "предаются обольщению мзды", "без страха утучняют себя", "ропотники, ничем не довольные". Эти люди душевные, не имеющие духа. Они сами отделяют себя от единства веры, то есть от Церкви. При этом раз они участвуют с другими христианами в агапах (трапезах любви), значит внешне они выглядят как христиане.
Свят. Климент Римский пишет
"Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: «Не всякий, кто говорит Мне: „Господи, Господи!», спасается, но делающие правду». Поэтому, братья, будем исповедовать Его делами, взаимною любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедовать Его, а не противными им; и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «Если вы буде те собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих отвергну вас и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас откуда вы, делатели неправды».
(Второе послание к Коринфянам Климента Римского. Писания мужей, апостольских. Александрийская Библиотека. Санкт-Петербург. Амфора. 2007. С. 195.)
Здесь Свят. Климент вспоминает слова Писания:
"И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." (Мф. 7:23)
То есть опять-таки, человек может называться христианином, но быть отторгнутым от Бога из-за нераскаянных грехов.
Свят. Игнатий Антиохийский пишет:
"Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей, ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неисцелимым недугом. Для них есть толь ко один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос."
(Игнатий Антиохийский. Цит. по "Писания Мужей апостольских". Санкт-Петербург, Амфора. 2007 г. С. 389.)
Здесь опять идёт речь о тех, кто коварно носит имя Христово. Предложение свят. Игнатия убегать от этих людей, как от диких псов означает, что они вне Церкви. Этот совет был бы весьма странным, если б эти коварно носящие имя Христово люди были бы настоящими членами Церкви.
У него же читаем:
"Вера- начало, а любовь - конец, обе же в соединении суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит. И никто, стяжавший любовь не ненавидит.
Дерево познается по плоду своему, так и те, которые называют себя христианами, обнаруживаются по делам своим."
(Игнатий Антиохийский. Священномученик. Цит. по "Писания Мужей апостольских". Санкт-Петербург, Амфора. 2007 г. С. 393-394)
Дерево познаётся по плодам. Священномученик ссылается на текст Евангелия от Матфея:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.» (Мф. 7:15-20)
Это не про еретиков:
«Все подобное и тогда случалось. Итак, говорит, не смущайтесь. Ничего не случится нового, или особенного. Дьявол всегда к истине присоединяет обман. Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками.» (Свят. Иоанн Златоуст)
Что делать, если ложные плоды приносит священнослужитель?
«Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный.
(Свят. Афанасий Великий)
Это сообщение для нас может быть критически важным. Оказывается даже впавший в нераскаянные грехи священнослужитель может представлять угрозу для верных христиан.
Реакция на чужой грех: остерегаться, но не мстить:
«Заметь кротость Спасителя. Он не сказал: накажите их; но только: остерегайтесь, чтобы не получить себе вреда от них и чтобы по неосторожности не впасть в их сети. Потом, в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит еще доказательство, заимствуя его от примера человеческого: Собирают ли с терновника виноград, – говорит Он, – или с репейника смоквы?» (свят. Иоанн Златоуст)
Бог хочет, чтобы верные внимательно рассматривали поступки религиозных обманщиков и давали им правильную оценку:
«Дерево познаётся по плодам". Этими словами Он хотел лишить всякого извинения тех злых людей, из-за которых подозревают и добрых. После того ты уже не сможешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все.»
(Свят. Иоанн Златоуст.)
Дерево - это сам человек, а плоды - это поступки человека:
«Дерево - это, разумеется, сама душа, то есть сам человек, а плоды - человеческие поступки. Поэтому не может плохой человек поступать хорошо, а хороший поступать плохо.» (Августин Блаженный)
Сейчас часто можно встретить людей, которые при определении границ Церкви рассматривают только устное исповедание человека. Однако человек может быть ложным христианином, мимикрируя под православного, имеющего правильное исповедание. Это ложное христианство происходит из аморального образа жизни:
«Отсюда видишь, христианин, кто есть истинный и кто ложный христианин и лицемер. Истинный христианин тот, который и не делает, и не хочет делать зла, но, наоборот, хочет и старается делать добро ради Бога. Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).» (Свят. Тихон Задонский)
Человек может и в храм ходить и в таинствах участвовать и другие внешние признаки принадлежности Церкви демонстрировать, но не быть истинным христианином и Церкви не принадлежать...
"Блудники, прелюбодеи и всякие осквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, прелестники, ругатели и злоречивые, пьяницы, укорители, ненавистники и злобники, в гордости и пышности мира сего живущие и все не боящиеся Бога: все таковые солгали Богу и обетов своих не хранят, и вне Церкви Святой находятся, хотя и в храмы ходят и молятся, и Таин причащаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показывают".
(Свт. Тихон Задонский, "Сокровище духовное, от мира собираемое".)
Вот
Если человек не меняет свою жизнь, не кается во грехах, то даже если он крещён самими апостолами, никакой благодати Святого Духа он не получит:
«Многие люди были крещены святыми апостолами и теми святыми, которые были после апостолов. Однако из-за своей чрезмерной порочности эти люди не сподобились получить благодать Духа Святого, не показали жизни, достойной христианского звания, в которое были призваны (Еф.4:1).
Они не стали чадами Божиими, но так и остались плотью и кровью (Ин. 1:13) так что даже не верят, что где-то есть Дух (Деян. 19:2) не ищут Его и не надеются получить…» (Преп. Симеон Новый Богослов)
Вот-вот
Упорство в грехах лишает человека благодати, даже если человек находится в священном сане:
«C тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все, что должны делать священнодействующие, то одно только требуется от них — хранить православие.
Но я думаю, что они и это не соблюдают.
Ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением.
Но такового, воистину православного, современные патриархи и митрополиты или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного...
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам, – просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет!
Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это не многим из них дано, – чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, – а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христовых за чистоту». (Преп. Симеон Новый Богослов. Аскетические произведения. Послание об исповеди. Клин. 2001. С. 91).
Неисполнение заповедей Божиих и порочный образ жизни иногда демонстрирует, что такой упорный в грехах священнослужитель и сам не рождён свыше и других рождать не может:
“Есть в настоящей жизни и добрые учители и отцы, истинно духовные, такие, про которых мы говорили выше. Но возле них есть и такие, которые еще сами не родились свыше и еще не познали себя самих, не то что Бога. И эти люди, сами себя выставили учителями и отцами других. Такие лжеотцы и всякими способами стараются привлечь к себе всякого, отрекшегося от мира, и если заметят, что он хвалит кого-либо из истинно духовных отцов, тотчас спешат представить злодеем того духовного отца, чтоб соблазнить душу юноши и помешать ему пойти к нему за наставлением. От рук этих лже-отцов взыщется кровь соблазненных ими, как сказал Господь. Они, будучи обладаемы тщеславием и гордостию и думая о себе, что они великие, хотя ничего из себя не представляют, делаются отцами, учителями и апостолами, между тем как ни благодати Святого Духа не получили, как Апостолы, ни светом ведения не просветились, ни Бога, Коего проповедуют, не видели». (Преп. Симеон Новый Богослов)
Приведём здесь ещё одну цитату преп. Симеона Нового Богослова:
«И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными.
– Но тот, кто сам еще не родился, тому как возможно быть отцом других?
Нет, невозможно…
И как возможно ему руководить других к Свету, или научить их, что есть Свет, который пришел в мир, чтобы просвещать сидящих во тьме?
Сам он слеп и не видит, как же может он показать путь другим? Ибо Господь говорит: Если слепец ведёт слепого, оба упадут в яму (Мф.15:14), – то есть в ров неведения, или пагубы…
Открываются же умные очи и прогоняется духовная слепота благодатию Святого Духа. И никто из святых, от века бывших, не делался святым, не познавал Бога, не становился другом Божиим, если прежде ум его не был просвещен от Святого Духа, если не получил от Него ведения, слова и силы, и не был Им доведен до познания велений Божиих.
Кто не просвещен Духом Святым, тот не только не знает себя самого, но не знает и заповедей Божьих, которые как монеты, имеющие на себе пречистый образ Его... Их попирает он ногами своими, как ненужный прах, нисколько не чувствуя ни их, ни того, как относится к заповедям Господа, потому что он вообще не может чувствовать.»
(Преп. Симеон Новый Богослов)
P. S. Уместно сказать, что ересь - это не всегда нарушение догматов, но и вообще исповедание неправильных воззрений на заповеди Божии:
«Ересь – это страшный грех, заключающий в себе хулу на Святого Духа, совершенно отчуждает человека от Бога и предает во власть сатаны. К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и по наружности кажется как бы не враждебным христианству, а в сущности вполне враждебно ему: оно – отречение от Христа». (Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. СПб., 1997. С.21.)