Найти в Дзене

Воспоминания бортмеханика. Ковчег, июль 2000 года

В июле 2000 года, когда наш экипаж уже полгода как работал в московской коммерческой АК (авиакомпании), которая занималась перевозкой важных персон, нам пришлось выполнять чартерный рейс Шереметьево-Санкт-Петербург-Шереметьево. На первый взгляд рейс как рейс, дневной, в течении дня туда и обратно. Да и налет он "давал" всего то два часа. Утром вылет в Петербург, и через пару часов стоянки, днем надо было вернуться назад. Но тем не менее, этот рейс остался в моей памяти навсегда. В Санкт-Петербург мы вылетели рано утром, на пустом самолете. В Шереметьево нам загрузили на борт питание для группы пассажиров, которые полетят с нами из Петербурга в Москву. Единственно, что мы знали - это то, что наш рейс заказала РПЦ (Российская Православная Церковь), и пассажирами будут представители духовенства.
Через час после вылета из московского аэропорта Шереметьево, наш Ту-134А с бортовым номером RA-65067 уже подруливал к

В июле 2000 года, когда наш экипаж уже полгода как работал в московской коммерческой АК (авиакомпании), которая занималась перевозкой важных персон, нам пришлось выполнять чартерный рейс Шереметьево-Санкт-Петербург-Шереметьево. На первый взгляд рейс как рейс, дневной, в течении дня туда и обратно. Да и налет он "давал" всего то два часа. Утром вылет в Петербург, и через пару часов стоянки, днем надо было вернуться назад. Но тем не менее, этот рейс остался в моей памяти навсегда.

В Санкт-Петербург мы вылетели рано утром, на пустом самолете. В Шереметьево нам загрузили на борт питание для группы пассажиров, которые полетят с нами из Петербурга в Москву. Единственно, что мы знали - это то, что наш рейс заказала РПЦ (Российская Православная Церковь), и пассажирами будут представители духовенства.
Через час после вылета из московского аэропорта Шереметьево, наш Ту-134А с бортовым номером RA-65067 уже подруливал к терминалу аэропорта Пулково-1 в Санкт-Петербурге. По команде диспетчера мы зарулили на стоянку, расположенную прямо напротив Зала Официальных делегаций.

Самолет Ту-134А-3  RA-65067
Самолет Ту-134А-3 RA-65067

Рядом с нами, на соседнюю стоянку зарулил еще один Ту-134А московской АК Сириус, которая как и наша АК, занималась перевозкой важных персон. Как выяснилось, этот самолет, как и мы, тоже должен был перевезти в Москву делегацию духовенства РПЦ. По плану заказчика рейсов, одна группа делегации полетит с нами, а другая группа - во втором самолете.
Наши экипажи проинформировали, что вылетать мы будем в определенной очередности. И наш самолет будет вылетать вторым, с интервалом по времени в 15 минут после вылета первого самолета. Это, как нам объяснили, необходимо для того, чтобы первая улетевшая группа должна будет подготовиться и принять участие в торжественной встрече именно нашего рейса.

А эта торжественная встреча в Москве должна происходить потому, что с нашим самолетом в Москву отправляли Великую Христианскую Святыню - ковчег с мощами Великомученика и Целителя Пантелеймона, который уже четыре дня как был выставлен для паломников в Санкт-Петербурге, - в Свято-Троицком Соборе Алексанро-Невской Лавры.

За несколько дней до этого рейса, по ТВ, я видел в новостях, что в Россию из Греции, из Афона, были привезены мощи Целителя Пантелеймона. Видел я также по ТВ, какое большое скопление и огромные очереди паломников собрались к Собору Алексанро-Невской Лавры. Чтобы не быть голословным, но при этом непроизвольно не нарушить незнакомые мне правила при описании событий религиозного толка, я приведу только небольшой абзац из официального сообщения о тех июльских днях 2000-го года:

Пожалуй, никогда еще Санкт-Петербург не видел такого скопления верующих. В центре Свято-Троицкого собора стоял украшенный цветами драгоценный ковчежец с мощами. Афонские монахи вместе с монастырской братией лавры круглосуточно служили водосвятные молебны, пели акафисты. Поклониться честной главе великомученика шли и стар и млад, чтобы приложиться к заветному ковчежцу верующие выстаивали громадные очереди по 10-15 часов.

Святыня находилась в Санкт-Петербурге всего четыре дня, но как изменился город за эти несколько дней! Помимо возможности приложиться к великой святыни, любой побывавший в эти дни в Лавре мог умилиться зрелищем поистине православного Санкт-Петербурга. 14-го июля честную главу великомученика и целителя Пантелеимона уже встречали в Москве.

(Использованы материалы "Православного Санкт-Петербурга".)

-2

Вот только не мог я тогда предположить, что именно нашему экипажу 14-го июля придется принимать непосредственное участие в перевозки ковчега с мощами Целителя Пантелеймона из Санкт-Петербурга в Москву! Я не буду описывать всего того, что предшествовало нашему вылету из Санкт-Петербурга, было в полете, и происходило после посадки в аэропорту Шереметьево. Во первых, тому минуло уже почти четверть века, а во вторых,- и это самое главное,- тема православных церковных обрядов мне не знакома настолько хорошо, чтобы я свободно мог о ней что то писать. Считаю, что с моей стороны это было бы просто некорректно. Поэтому ограничусь только несколькими запомнившимися эпизодами того незабываемого дня...

Когда подошло время посадки пассажиров, из Зала Официальных делегаций медленно и торжественно вышла большая группа духовенства различных санов в церковных нарядах. Это был реальный крестный ход. Впереди несли большой крест и икону Целителя Пантелеймона. Следом в окружении группы священнослужителей шел Патриарх всея Руси Алексий II, который нес в руках красивый золоченный ковчег с мощами Пантелеймона.

У трапа нашего самолета ход остановился, и часть этого крестного хода поднялись по трапу в наш самолет. А Патриарх Алексий II у трапа торжественно передал ковчег одному из наших пассажиров - священнику тоже очень высокого духовного сана, видимо старшему в группе вылетающих нашим самолетом пассажиров. После того, как ковчег занесли на борт, Алексий трижды осенил наш самолет крестным знамением (перекрестил).

Затем Патриарх и группа сопровождающих его архиереев и духовенства проследовали дальше, ко второму самолету, который стоял рядом с нашим, и поднялись в него по трапу. Тотчас трап от самолета, в который зашел Патриарх и сопровождающие его священнослужители, отъехал, и самолет начали буксировать тягачом в точку запуска между сателлитами.

Наш экипаж занял свои места в кабине, и я дал команду отогнать трап. Проконтролировав отъезд трапа, я закрыл входную дверь, прошел в кабину и тоже занял свое рабочее место. Мы выполнили все предполетные процедуры, доложили о готовности к буксировке, запуску и полету, и провели контроль по карте. Я запустил ВСУ, с разрешения диспетчера, наш самолет хвостом вперед тягач отбуксировал на точку запуска. К тому времени самолет, вылетающий первым, уже запустил двигатели и порулил на предварительный старт.

Я тогда предложил Виктору Чалому, нашему командиру - давай, мол, не будем особо затягивать время с запуском двигателей. Топлива на борту в достатке, лететь всего час, так что ничего с нами не станется, если постоим с работающими двигателями на земле лишних 5-10 минут. Зато у нас будет запас времени. А то, не дай Бог, при запуске что ни будь пойдет не так, и произойдет непредвиденная задержка по технической причине? И ведь по закону пакости, да и по многолетнему опыту, я знаю, что хоть и редко, но такое очень запросто может случиться. Причем в самый неподходящий для этого момент.

А ведь нас просили строго соблюсти 15-ти минутный интервал вылета за первым самолетом. И мы никак не должны подвести тех, кто нам доверил... А заблаговременно запустив двигатели, и не спеша вырулив на предварительный старт, - мы почти со стопроцентной гарантией легко сможем обеспечить необходимый интервал, так как у нас в запасе будет достаточно времени. Запросив у диспетчера разрешение на запуск, и согласовав с ним время нашего вылета по плану, мы приступили к запуску двигателей.

Все тогда у нас прошло нормально, - без спешки запустили двигатели, провели необходимые проверки и контроль после запуска, а потом неспешно порулил на предварительный старт. Выполнив все процедуры и контроль на предварительном старте, за две минуты до истечения 15-ти минутного интервала, наш самолет уже занял исполнительный старт на полосе с МК 100* правая. А еще через минуту мы начали разбег. Взлет наш самолет произвел ровно через 15 минут после взлета первого самолета. Время интервала было выдержано четко, - ни минутой раньше, ни минутой позже! Не зря ведь существует такая расхожая народная мудрость - опыт и мастерство не пропьешь...

После взлета, в процессе набора высоты, мы вошли в облачность, началась слабая болтанка. Набрав заданный эшелон, из облаков мы так и не вышли, и почти до самого начала снижения шли, по верхней границе облачности. Временами самолет побалтывало. Наш штурман Святослав Костин постоянно контролировал обстановку по индикатору радиолокатора, - впереди по курсу стали появляться грозовые очаги. Временами штурман, по согласованию с диспетчером, с помощью автопилота, менял курс, обходя эти очаги.

Лететь от Санкт Петербурга до Москвы не долго, всего один час. Мы уже прошли половину пути, скоро надо было уже начинать предпосадочную подготовку. А в это время в кабину к нам прибежала одна из наших девушек стюардесс. Ее голова была покрыта тонкой косынкой. В каком то радостном возбуждении стюардесса нам говорит:
- Мальчики! Нам всем предоставили возможность приложиться к мощам целителя Пантелеймона!!! Я уже прошла обряд, другие наши девочки тоже! Теперь приглашают в салон и вас, экипаж!!!

Такое предложение! Да еще и от высших чинов духовенства РПЦ, - в полете нам разрешили провести обряд поклонения мощам целителя Пантелеймона! Вот уж воистину, такое предложение точно может представиться только один раз в жизни! ( И то, не каждому...)
Тем более, что даже при всем нашем желании попасть в Москве в Храм, где несколько дней будут выставлены мощи, просто невозможно в принципе. Круглосуточные километровые очереди паломников, желающих прикоснуться к мощам, практически несовместимы с графиком нашей работы.

Разумеется, все с радостью согласились! Первым в салон вышел наш командир. Когда он вернулся в кабину, вторым вышел я. На кухне, перед входом в салон, кроме наших девушек стюардесс, были двое из наших пассажиров - пожилой седой священник (если судить по его наряду - очень высокого духовного сана) и пожилая матушка - в строгом черном одеянии. Предполагаю, что тоже высокого сана. Предстать перед такими солидными людьми, без преувеличения, было очень волнительно.

Мне задали вопрос - крещеный ли я? Я ответил утвердительно. Затем меня спросили - есть ли на мне нательный крестик? Я ответил что да, есть. Священник попросил меня его снять и передать матушке, - что я сразу и сделал. Затем мне объяснили порядок - как надо подойти к столу, на котором стоит ковчег, как помолиться, как приложиться к ковчегу, и как завершить обряд - помолиться и поклониться. Я все внимательно выслушал, и вышел в салон...

Хочу напомнить, что компоновка салонов нашего самолета была выполнена в варианте "люкс". В переднем салоне - большой стол по левому борту, спереди и сзади у стола два больших кресла, напротив стола, по правому борту довольно длинный диван. Вся мягкая мебель была обтянута светлой кожей. Впереди салона, у стенки, по правому борту располагалась тумбочка со стеклянными дверцами, на которой стоял большой телевизор со встроенным в него видеомагнитофоном.

-3

В салоне меня охватило необъяснимое волнение. Все наши пассажиры собрались как раз в первом салоне. Высшие чины РПЦ и Афонские монахи сидели на креслах и диване, несколько священнослужителей и монахов стояли возле дверей отделяющих первый салон от второго.
Но самое главное - все, кто находился в салоне, внимательно наблюдали за моими действиями. По телевизору транслировалась служба в каком то храме - видимо видеозапись из Свято-Троицкого Собора Санкт-Петербурга. На столе стоял красивый золоченый ковчег с мощами целителя Пантелеймона.

Обстановка в салоне была очень торжественная, как и подобает быть в Храме, но и одновременно какая то умиротворенная. Прошло с тех пор уже немало лет, а до сих пор подобрать правильные слова, чтобы выразить чувства, охватившие меня, я так и не могу...
Выполнив обряд поклонения мощам, я вышел из салона. На кухне матушка вернула мне мой крестик и выдала небольшую икону с изображением великомученика и целителя Пантелеймона. Такие иконы выдали всем после исполнения обряда поклонения мощам. После меня в салон пошел наш второй пилот Владимир Гладышев.

Из всего нашего экипажа тогда не смог совершить обряд поклонения мощам только наш штурман. Обстановка в небе усложнялась по мере приближения к Москве. И обход грозовых очагов просто не позволил ему даже кратковременно покинуть свое рабочее место. Так уж сложилось...
Через несколько минут мы приступили к снижению, и вскоре произвели посадку в аэропорту Шереметьево. После освобождения полосы, вслед за машиной сопровождения мы зарулили на стоянку к терминалу Шереметьево-1, где наш самолет встречала очень большая группа представителей духовенства. За ограждением летного поля было видно очень много встречающих паломников. После выключения двигателей и подачи трапа, Патриарх Алексий в окружении духовенства, встретил наш самолет, и прямо у трапа принял в руки ковчег с мощами.

Здесь я себе снова позволю привести несколько слов из официальных источников, которые описывают события того июльского дня 2000-го года:

Цветами был усыпан путь прибывшей из Санкт-Петербурга в Москву великой христианской святыни - мощей великомученика и целителя Пантелеимона.

Вернувшийся из города на Неве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении архиереев и духовенства сам принял у трапа самолета позолоченный ковчег с честной главой великомученика-врача.

Высоко подняв над головой святыню, Патриарх Алексий II крестным ходом направился к выходу из аэропорта, по дороге благословляя многочисленных верующих ковчегом с честной главой великомученика. Из аэропорта почетный кортеж направился на Афонское подворье, где предстоятель русской церкви совершил молебен. Святыня пробудет в столице три недели. За это время ее будут возить из храма в храм, из обители в обитель. Мощи побывают в Николо-Угрешском, Николо-Перервинском, Новодевичьем и Богородице-Рождественском монастырях, а также в Богоявленском соборе и в Храме Христа Спасителя.

6 августа святыня вернется на Афон.

ИТАР-ТАСС / Православие 2000

Честно говоря, к этому и добавить нечего. И в самом деле, - мы видели это из кабины самолета, - весь путь, по которому Патриарх Алексий с ковчегом, поднятым над головой, в сопровождении духовенства, направлялся к ожидавшему их кортежу, был усыпан цветами. После прохождения крестного хода, многочисленные встречающие верующие подобрали практически все цветы, по которым прошел Патриарх со святыней в руках...

Когда торжественная встреча закончилась, разъехались и разошлись все прибывшие и встречающие, наш самолет отбуксировали в точку запуска, мы запустили один двигатель, и своим ходом перерулили на свою базовую стоянку, к ГосНИИ ГА. Этот запомнившийся всем нам рейс был завершен.

Но это воспоминание будет не полным, если я не расскажу и еще об одном интересном эпизоде, который хоть и косвенно, но связан как раз с тем рейсом в Санкт-Петербург. Буквально через несколько дней, как мы вернулись в Москву, наш экипаж выполнял заказной рейс по маршруту Шереметьево-Астрахань-Шереметьево. В Астрахани у нас по плану был отдых трое суток. Поселили наш экипаж в центре города, в отеле "Лотос", на набережной Волги. Совсем недалеко от отеля расположена одна из достопримечательностей этого города - Астраханский Кремль.

Замечательная летняя погода, масса свободного времени - как не воспользоваться таким прекрасным сочетанием для того, чтобы увидеть и узнать что то новое?! Вот мы всем экипажем и пошли знакомиться с Астраханским Кремлем. На территории Кремля было довольно много людей, и местных, и туристов. Так случилось, что нас "заприметила" женщина-гид, которая только что проводила к выходу группу туристов. Она спросила - вы наверное не местные?

Мы признались, что, не местные, и находимся в Астрахани в краткосрочной командировке. Она предложила нам немного рассказать об истории Кремля. Мы, конечно согласились. Она очень интересно рассказывала и показала нам все знаковые места на территории Кремля, рассказала о его истории. Затем мы с ней зашли в величественный Храм - Успенский Кафедральный Собор Астраханского Кремля.

Астраханский Кремль.  Успенский Кафедральный Собор
Астраханский Кремль. Успенский Кафедральный Собор

Утренняя служба уже закончилась, но в Соборе были и верующие, и такие же как мы туристы. Наша экскурсовод и в Соборе провела для нас интересную и познавательную экскурсию, рассказала много интересных исторических фактов. Показала она нам и некоторые известные иконы и рассказала о них. Дошла очередь и до иконы Великомученика и Целителя Пантелеймона. Она сказала, что как раз в эти дни мощи Пантелеймона находятся в России, и выставлены в Храме Христа Спасителя в Москве.

А наш командир ей сказал, что мы экипаж самолета, который как раз, несколько дней назад, и привез ковчег с мощами Пантелеймона в Москву. И более того, нам, прямо в полете, сопровождавшие ковчег представители РПЦ и Афонские монахи, разрешили провести обряд поклонения мощам.
- Так вы на днях прикладывались к мощам целителя Пантелеймона?!! - она
была сильно, но как нам показалось, - очень приятно удивлена. Мы
подтвердили, - ну да, прикладывались.

А потом пришла пора и нам удивиться - наша экскурсовод осенила нас крестным знамением, и испросила разрешения ко всем нам прикоснуться своими руками. Разумеется, мы не возражали. Она провела своими ладонями по нашим рукам, и глаза ее светились от радости.
Вот такая история...

-5