Где: Самарский академический театр оперы и балета (гастроли компании Глеба Матвейчука)
Когда: 21 ноября 2024 в 18:30
Продолжительность: 2 часа 20 мин. с антрактом
Композитор: Глеб Матвейчук
Либретто: Софья Стрейзанд, Глеб Матвейчук
Тексты песен: Елена Ханпира
Режиссер-постановщик: Глеб Матвейчук, Александра Каспарова
Артисты: Вера Свешникова (Хозяйка), Кирилл Гордеев (Данила), Ромади Кагита (Шептунья), Маруся Бережная (Настя), Эмиль Салес (Приказчик), Александр Круковский (Барин), Екатерина Лепилина (Татьяна) и др.
Спустя полгода после первого просмотра работы маэстро Глеба Матвейчука «Алконост», я решила, что уже морально восстановилась после увиденного и готова познакомиться с ещё одним его творением.
Выбирать особо не пришлось — в Самару привезли самый свежий мюзикл компании Матвейчука «Хозяйка медной горы» в рамках фестиваля «Музыкальное сердце театра». Спасибо им за эту возможность.
Вообще в Интернете было очень много позитивных отзывов на этот спектакль, от чего появилась надежда на то, что этот проект окажется качественным и интересным. Также этому способствовал потрясающий актёрский состав и аж 12 (!) номинаций в рамках фестиваля.
Что ж, оправдались ли в итоге мои надежды?
Сразу хочется отметить, что, конечно, этот спектакль лучше «Алконоста». Предлагаю сначала пройтись по достоинствам:
✅ Костюмы: В этот раз костюмы были действительно красивыми. Вопросы только вызывают наряды каких-то каменных прислужников Хозяйки медной горы, которые немного нелепо выглядят;
✅ Хореография: не произведение искусства, но очень неплохая хореография в нескольких музыкальных номеров. Меня наличие танцев всегда радует;
✅ Артисты: грех не отметить такой хороший актёрский состав. Главное его преимущество — это отличные вокальные данные каждого из актёров. Все пели хорошо. Вот бы ещё звук был нормальный... С актёрской игрой, на мой вкус, всё не так радужно, как с вокалом, но и неплохо.
Отмечу некоторых:
Вера Свешникова (Хозяйка) — вокально шикарно, актёрски тоже в целом неплохо;
Кирилл Гордеев (Данила) — а вот тут как-то у меня пазл не сложился. Очевидно, что это должен быть положительный персонаж, но какой-то доброты я в отыгрыше Гордеева не увидела. Хотя тут ещё явно вина сценаристов, которые прописали этому персонажу глупую и не особо героическую сюжетную линию. С вокалом всё отлично;
Маруся Бережная (Настя) — вполне миленько, звучала также хорошо;
Эмиль Салес (Приказчик) — отлично вписался в образ злющего зла. Также стоит отметить то, что Эмиль прогрессирует в вокальном плане. Раньше я его избегала в спектаклях из-за не очень уверенного пения, но в этот раз всё звучало прекрасно;
Александр Круковский (Барин) — очень классный актер! Всё на высшем уровне: хореографическая подготовка, вокал и актерская игра;
Екатерина Лепилина (Татьяна) — сама роль какая-то немного кринжовая. Вокально и актёрски это было нормально, но без чего-то невероятного;
На этом, пожалуй, достоинства постановки заканчиваются, и мы возвращаемся в суровую реальность:
❌ Музыка: пожалуй, тут даже произошёл какой-то регресс... Я считаю, что музыка — это не самая слабая часть проектов Матвейчука. На самом деле почти в каждой его работе я могу найти хотя бы 1-2 запоминающиеся песни. Но из «Хозяйки медной горы» я вообще не могу вспомнить ни одну мелодию, ни одну композицию.
❌ Свет: может, в Самарском театре просто не удалось установить всю нужную аппаратуру или воспользоваться имеющейся, но мне не хватило работы со светом. Сцены с Хозяйкой вышли какими-то слишком темными, всё остальное — слишком обычное. Хорошая работа со светом смогла бы нагнать больше саспенса и драматизма;
❌ Сюжет: на самом деле я уже давно заметила, что в мюзиклах очень редко можно увидеть хорошую драматическую составляющую. Но работы Глеба Матвейчука поражают тем, что он часто за основу своих проектов берет уже существующие признанные литературные произведения с хорошим сюжетом и логикой повествования и убирает всё лучшее из них... Зачем? 😐
К примеру, за основу мюзикла «Хозяйка медной горы» взяты сказы Павла Бажова. Там совершенно адекватные и логичные сюжеты, которые можно было без сильных изменений перенести в спектакль. К примеру:
— В сказе Бажова: Хозяйка предлагает Степану взять её в невесты, но тот отказывается, потому что у него уже есть любимая девушка Настя. Такой поступок персонажа вызывает уважение, потому что он, несмотря на все богатства и влиятельность Хозяйки, все равно выбрал любовь.
— В мюзикле: Даниле вообще эта Настя не сдалась. Нашёл Хозяйку. Красивая, богатая, влиятельная. Супер, отличный выбор! Замутил, помер, скинул на Настю ребенка. Потом на том свете встретил снова Хозяйку, которая к этому времени переубивала кучу народа, и замутил с ней ещё раз! Ведь она такааая крутая!
Какой смысл вложен в это? Что таким сюжетом хотел сказать автор? В этой всей истории сопереживать можно разве что Насте, жертвенность которой не знает предела. Но при этом спектакль почему-то пытается показать нам любовь Хозяйки и Данилы как что-то возвышенное, хотя такой она совершенно не является. Особенно убила счастливая любовная сцена в конце с Хозяйкой, которая по логике сюжета должна быть наказана за свои поступки.
Также позабавила фраза одного из героев про то, что «Данила обладал талантом видеть во всём красоту». Что же он тогда не разглядел эту красоту в Насте, а увидел её почему-то в ничтожной Хозяйке?
Вообще это далеко не единственная сценарная проблема этого произведения. У меня вообще складывается впечатление, что у создателей какие-то проблемы с пониманием логики и того, что хорошо, а что — плохо. Мне очень не нравятся те посылы, которые они вкладывают в свои проекты, и то, что всё время пытаются везде найти дешевые любовные линии, которых быть там не должно. Хозяйка — это мифический персонаж, она и не должна быть героиней какой-то романтической заварушки, ибо это полностью рушит её сказочный и таинственный образ.
Общее впечатление: поломанный сюжет и отсутствие запоминающейся музыки убивают всё то хорошее, что есть в этой постановке. Технически этот проект сделан на голову выше, чем «Алконост», но внутри он такой же пустой и бессмысленный.
Итог: 5/10.
А Вы смотрели мюзикл? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.