Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Истребитель танков "Excalibur", 1960

Оглавление

В 1960 году военным понадобился лёгкий истребитель танков, который можно перебросить к месту сражения транспортным самолётом. Разработать его предложили хорошо знакомой читателям Школе танковых технологий, выдав пачку требований. Так началась история проекта боевой машины под названием Excalibur.

Проект истребителя танков "Excalibur" собственной персоной. Изображение восстановлено по чертежам, находится в свободном доступе.
Проект истребителя танков "Excalibur" собственной персоной. Изображение восстановлено по чертежам, находится в свободном доступе.

История разработки

В 1960 году военное руководство Великобритании внезапно озаботилось скоплением советских танков вблизи границ НАТО – страны Варшавского договора охотно закупали военную технику СССР, благо что её было много ещё с конца Великой Отечественной Войны. Тогда-то им в голову и пришло, что нужно более рационально использовать транспортную авиацию и возможности, которые она открывает – нужен был авиадесантируемый истребитель танков, способный бороться с тяжёлой советской техникой. При этом боевая масса его не должна была превышать 30 тонн, а по габаритам он должен был проходить в транспортный самолёт Blackburn B-101, бывший в то время основным транспортным средством в ВВС Великобритании.

Новой машине дали звучное имя «Экскалибур», в честь знаменитого клинка короля Артура. Считалось, что истребитель танков будет спасением для британской армии в случае нападения врагов, и словно древнему мечу «будет сечь головы врагов, приближая победу над ним». При этом «Экскалибур» должен был стать настоящим «царём стихий» - он мог быть сброшенным с самолёта, двигаться к цели по суше или же плыть по воде. Соответственно, от конструкторов требовалось обеспечить его и винтовым движителем.

Однако, как и многие (вернее будет сказать, подавляющее большинство) проекты боевой техники от STT, его создание так и не сдвинулось с момента разработки технической документации. И в отношении этой машины решение военных было очень мудрым. Что же было не так в этом истребителе танков?

Описание конструкции

Конструкция «Excalibur» имела несколько очень нестандартных решений, что могло бы стать полезным в бою, однако в серию машина не пошла именно из-за них.

Корпус и башня

Первым нестандартным решением для истребителя танков стала компоновка корпуса и башни. Да, вы не ошиблись – эта боевая машина действительно имела вращающуюся башню, хоть и ограниченную в поворотах. Башня была утоплена в корпус, бывший довольно компактным. Такое решение было принято для того, чтобы обеспечить «Excalibur» как можно больший угол горизонтальной наводки, повышая возможности истребителя танков. Если вы читали мои предыдущие публикации, то должны помнить, что большинство предыдущих истребителей танков имели жёстко закреплённую рубку, ограничивавшую углы горизонтальной наводки пушки.

Броня корпуса была представлена листами алюминиевого композитного материала, которые соединялись между собой при помощи сварки. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину в 50 мм, а сама плита располагалась под углом в 45° к нормали попадания. Нижняя лобовая деталь располагалась под углом в 45-55° и имела толщину в 40 мм. Борта были толщиной в 25 мм, расположенных вертикально, корма также располагалась вертикально, но имела толщину уже в 15 мм.

Примерный вид боевой машины, восстановлен специалистами по реконструкции от одной игровой студии. Изображение в свободном доступе.
Примерный вид боевой машины, восстановлен специалистами по реконструкции от одной игровой студии. Изображение в свободном доступе.

Полусферическая башня имела толщину стенок в 25 мм и могла вращаться в пределах 45° в каждую сторону. Такое ограничение поворота возникло неспроста – предыдущие модели истребителей танков, из-за ограниченности углов наводки, должны были доворачивать корпусом, чтобы навестись на цель. С новой машиной у механика-водителя осталось бы меньше работы.

Несколько замечаний по поводу бронирования – разумеется, вы заметили, что я написал про алюминиевые плиты. Выбор пал на них по двум причинам – необходимо было снизить общую массу машины, а также защищать её лишь от осколков снарядов (ведь их не планировалось использовать в первой линии, их уделом была засадная тактика). А вся живучесть машины напрямую зависела только от мастерства экипажа и маневренности истребителя танков.

Вооружение

Изначально чёткого понимания, какое орудие должно бы стоять на новой машине, не было. Однако в ходе различных изысканий было решено устанавливать 105-мм малоимпульсную противотанковую пушку. Такое решение приняли по двум причинам – необходимо было снижать мощность отдачи орудия во избежание повреждения боевой машины, а также для облегчения общей массы машины. Тем более, что такие пушки оптимально подходили для использования кумулятивных и фугасных снарядов, которым не требовалось высокой скорости полёта для воздействия на броню. Дальность действия такого оружия также значительно меньше, чем у привычных противотанковых орудий высокой мощности. Конечно, можно было рассмотреть и безоткатные орудия, которые были мощнее, но их нельзя устанавливать в небольшие казематы из-за опасности для экипажа. Хотя малоимпульсные пушки требовали большего мастерства от наводчиков – в частности, необходимо было учитывать сваливание снаряда, которое происходило быстрее, когда он летел с низкой скоростью.

Непосредственная защита боевой машины представляла собой два пулемёта – крупнокалиберный зенитный, устанавливаемый на крыше «Excalibur», и спаренный с пушкой стандартный пехотный пулемёт калибра 7,62 мм. Зенитный пулемёт обслуживался командиром машины, в то время как спаренный – заряжающим.

Ракета Swingfire, которую так и не разместили на чертежах. Фотография в свободном доступе.
Ракета Swingfire, которую так и не разместили на чертежах. Фотография в свободном доступе.

Планировалась и установка противотанковых реактивных ракет «Swingfire», которые к тому времени тоже были в разработке. Конструкторы из STT искренне надеялись, что им дадут «поиграться с новой игрушкой», но не срослось – пусковой комплекс к тому времени был жутко секретным, и STT имели доступ лишь к первичной технической документации, реальная же в то время была под семью замками. Хотя его установка была бы хорошим подспорьем для истребителя танков подобного класса.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

За движение «Excalibur» должен был отвечать многотопливный двигатель Leyland L50 мощностью в 580 лошадиных сил, соединённый с автоматической коробкой передач Allison XTG 411-3. Крутящий момент передавался бы на заднее приводное колесо, обеспечивая истребителю танков скорость до 77 км/ч – получился бы самый быстрый истребитель танков в мире. Питался двигатель дизельным топливом или бензином марки МТ80, а запас хода составлял больше 600 километров.

Чертёж-схема "Excalibur". На нём явно виден водомётный движитель в кормовой части. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема "Excalibur". На нём явно виден водомётный движитель в кормовой части. Изображение в свободном доступе.

Ещё одной особенностью двигателя была водомётная система – она впервые устанавливалась на британских танках, фактически превращая «Excalibur» в машину-амфибию.

Проектировалась установка торсионной подвески, к которой крепились пять пар сдвоенных опорных катков диаметром в 56 см. Стрельба на ходу никогда не планировалась, поэтому, судя по чертежам, комфортной езды от машины ожидать не приходилось. Передвигалась машина на гусеницах из шлифованной стали (имевшей к тому моменту невысокий ресурс на истирание) и никакой возможности двигаться на колёсах не имела – хотя конструкторы и пытались это ввести, военные решительно отмели затею.

Заключение

Истребитель танков «Excalibur» не был построен даже в качестве макета, однако идеи, применённые в его разработке, в будущем послужили базой для создания более перспективных машин. К сожалению, тоже так и не сошедших с чертежей.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!