Найти в Дзене
Слово за слово

Сухарь как имя собственное

Русские фамилии – поистине неисчерпаемый кладезь информации о культуре, традициях, обычаях и о языке наших предков. Порой только фамилии хранят пласт лексики, навсегда утраченной русским языком, доносят до нас слова диковинные и неслыханные. Но ценность родовых прозваний не только в этом. Случается и так, что в основе фамилии лежит самое обычное слово, и тем не менее, за ним кроется любопытная история. Возьмем фамилию Сухарев. На первый взгляд, она совершенно прозрачна: происходит от прозвища Сухарь, которое могли дать человеку односельчане по самым разным поводам. Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище издревле существовала у восточнославянских народов. Это объясняется тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись, создавая неудобства в общении. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем и позволял выделить человека в обществе. Поэтому прозвища прибавлялись к церковным именам, а порой и полность

Русские фамилии – поистине неисчерпаемый кладезь информации о культуре, традициях, обычаях и о языке наших предков. Порой только фамилии хранят пласт лексики, навсегда утраченной русским языком, доносят до нас слова диковинные и неслыханные. Но ценность родовых прозваний не только в этом. Случается и так, что в основе фамилии лежит самое обычное слово, и тем не менее, за ним кроется любопытная история.

Возьмем фамилию Сухарев. На первый взгляд, она совершенно прозрачна: происходит от прозвища Сухарь, которое могли дать человеку односельчане по самым разным поводам. Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище издревле существовала у восточнославянских народов. Это объясняется тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись, создавая неудобства в общении. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем и позволял выделить человека в обществе. Поэтому прозвища прибавлялись к церковным именам, а порой и полностью заменяли их как в обиходе, так и в официальных документах.

Большую группу старинных прозвищ составляли именования, отражающие какие-то личностные особенности человека, его внешности, характера, поведения или же образа жизни. Во многих случаях сегодня бывает сложно понять, почему человеку давалось то или иное прозвище, даже если значение самого слова известно. Происхождение прозвища Сухарь как будто бы понятно без объяснений. Да и в словаре В.И. Даля написано: «Сухарь – это засушенный ломоть хлеба». Но в старину сухарём называли и засохшее дерево. А в переносном смысле так называли сухого, поджарого человека. Михайло Лукьянов сынъ собою сухъ, носъ прямовостръ (1600 г.).

Могли назвать Сухарем и человека, скупого на выражение чувств, неразговорчивого, неэмоционального. Овы же паки и от свирепыя мысли и сушающего естества и гордаго сердца прослезити не могут (1656 г.)

Сухая голова – говорили о человеке, лишенном всякого имущества, но сохранившем жизнь. А у Мамишекова царевича одна сухая голова: столько у него ордынцы поимали нынеча, какъ въ сем писано, что ни было, безъ остатка (1793 г.). То есть Сухарем могли прозвать человека, обанкротившегося или ограбленного.

Как бы то ни было, в архивных актах издавна встречаются упоминания о людях с прозванием Сухарь, например, мозырский крестьянин Сухарь Глушенин (1552), Иванко Сухарь (1563 г.), витебский мещанин Яков Сухарь (1755) и многие другие.

Но это ещё не всё. Сравните слово сухарь и фамилию Сухарев. Не замечаете разницу между ними? Они отличаются позицией ударения. Если бы фамилия происходила от слова суха́рь, то фамилия имела бы вид Сухарёв. Однако в подавляющем большинстве случаев рядом с нами живут Су́харевы, а это значит, что прозвище первопредка было не Суха́рь, а Су́харь. На первый взгляд разница невелика, но это только на первый взгляд. Прозвище Су́харь укладывается в ряд старинных обозначений: пахарь, знахарь, лекарь, пекарь, мытарь, токарь, писарь, бондарь, а также псарь, рыбарь, скобарь, пушкарь, вратарь, чеботарь, золотарь и т.д. Сравните, в первой части этого ряда позиция ударения приходится на корень, во второй – на суффикс. Причем суффикс образовывал имена существительные, обозначающие людей по роду их профессиональных занятий. Конечно не всегда, но на этапе начала второго тысячелетия – регулярно. А это значит, что су́харь – могло быть профессиональным обозначением человека, занимающегося сушкой чего-либо.

Конечно, более вероятно, что в данном случае суффикс –арь уже не образовывал профессиональные обозначения, а служил для названия людей по их чертам или характеристикам: жихарь, ухарь, дикарь, главарь

В XV-XVI веках на Руси начали формироваться фамилии как особые наследуемые семейные именования. Потребность дать человеку более точное именование, чем личное имя или прозвище, связана с укреплением государственной власти, ростом городов, увеличением массовых переселений людей, связанных с освоением новых территорий. Уже в XVI веке самой распространенной моделью образования фамилий было прибавление к основе суффиксов -ов/-ев, ставших со временем типичными показателями русских фамилий, которые по своему происхождению являются притяжательными прилагательными от имени или прозвища отца. Так потомки человека, прозываемого Су́харь, стали носить фамилию Сухаревы.

-2

Су́харева башня – несохранившийся памятник русской гражданской архитектуры, построенный в 1695 году в Москве. Башня была названа в честь одного из стрельцов – полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Очевидно, что его дед или прадед были известны по прозвищу Сухарь.

Сухарева башня была разрушена при реконструкции Москвы, однако именование живо в других топонимах: Большой Сухаревский переулок, Малый Сухаревский переулок, Большая Сухаревская площадь, Малая Сухаревская площадь, Садовая-Сухаревская улица.