15 августа 2019 года аварийная посадка самолета Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» на кукурузное поле под Жуковским вызвала общественный резонанс. СМИ быстро превратили экипаж во главе с Дамиром Юсуповым в героев, а президент России всего через два дня после инцидента присвоил пилотам звания Героев Российской Федерации.
Однако спустя несколько лет, когда расследование окончательно завершилось, мнение авиационных экспертов о действиях экипажа оказалось не столь однозначным.
Инцидент стал ярким примером того, как общественное восприятие может резко расходиться с профессиональной оценкой. Для авиапассажиров и широкой аудитории аварийная посадка, при которой все 233 человека на борту остались живы, выглядела подвигом. Однако в профессиональном авиационном сообществе, где оценка действий экипажа опирается на строгие стандарты и процедуры, ситуация приобрела совершенно иной оттенок.
Что произошло в тот день
Самолет A321 вылетел из аэропорта Жуковский в Симферополь рейсом U6-178. Практически сразу после взлета лайнер столкнулся с крупной стаей чаек. Птицы попали в оба двигателя, что вызвало их значительные повреждения. Левый двигатель остановился, а тяга правого упала ниже минимально необходимого уровня. Через 40 секунд после отрыва от земли экипаж совершил аварийную посадку на кукурузное поле за пределами аэропорта.
Удивительно, но никто из 233 человек на борту не пострадал. Самолет был списан и впоследствии утилизирован, однако сам факт успешной посадки на неподготовленную поверхность позволил многим считать действия пилотов выдающимися.
Что с расследованием?
Ключевой аспект, вызывающий недоверие у профессионалов, – это поспешность в оценке действий пилотов и награждении их высшими государственными наградами. По словам авиационного обозревателя Андрея Меньшенина, назначение наград менее чем через 48 часов после аварии ставило под сомнение беспристрастность расследования.
Ситуация резко контрастирует с подходом в США, где после успешной посадки самолета на Гудзон пилот Чесли Салленбергер был отстранен от полетов на время расследования, которое длилось около года. Только после подтверждения правильности его действий экипаж получил признание.
«В российской посадке на кукурузу проблема совсем не в личности Дамира Юсупова. Проблема в нарушении алгоритма расследования подобных происшествий, когда какой-то из потенциально неправильно сработавших элементов системы заранее оправдывают на основе эмоций.
Ход расследования нештатной посадки самолета “Уральских авиалиний” показывает, что в следующий раз может случиться так, что никто не будет разбираться в реальных причинах происшествия просто потому, что пилоты – “хорошие парни”, одобренные сверху, хотя, возможно, они такие и есть на самом деле», – говорил Меньшенин.
В России же отчет МАК был завершен лишь спустя три года и опубликован неофициально. По мнению авиационных экспертов, этот временной разрыв и утечка данных свидетельствуют о давлении на комиссию и возможных попытках скрыть недочеты в действиях экипажа.
Впоследствии были опубликованы данные, которые поставили под сомнение компетенцию экипажа. В отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), неофициально появившемся в сети, сообщается о неуравновешенном психоэмоциональном состоянии пилотов, ряде ошибок в принятых ими решениях, явных признаках дезорганизации и непоследовательности их действий
Среди них:
- Шасси не были убраны. После взлета экипаж не выполнил действия по уборке шасси, что увеличивало сопротивление и ухудшало аэродинамику.
- Игнорирование процедур. Пилоты не следовали стандартным действиям при отказе двигателя: не стабилизировали самолет по показаниям приборов, не скорректировали режим работы двигателей и не предприняли попытку вернуться в аэропорт.
- Неисправные двигатели. Двигатели не были намеренно выключены – они вышли из строя сами, так как забились остатками кукурузы и земли во время аварийной посадки.
Заслуженный летчик-испытатель России Александр Гарнаев выразил мнение, что экипаж действовал хаотично и не справился с ситуацией. Он подчеркивал, что самолет фактически «сам» вошел в режим защиты от превышения угла атаки, благодаря чему и удалось избежать трагедии.
«Я тут же поехал, походил по кукурузе и посмотрел. Шасси у самолёта не были убраны, а двигатели не были выключены. И правый, и левый двигатели остановились только потому, что нажрались кукурузы и земли. Бортовые регистраторы, и речевой, и параметрический, были совершенно целы, их тут же сняли и провели экспресс-анализ. И неограниченный круг людей в первый же день увидел: самолёт никто не сажал, экипаж действовал абсолютно безграмотно», – говорил Гаранаев.
Гарнаев также предположил, что везение — это единственная причина, по которой самолёту удалось уцелеть, поскольку экипаж действовал панически и несуразно, не выполнив при этом необходимых действий: командир хаотично двигал рулями управления, а общались пилоты между собой исключительно нецензурной бранью.
По его мнению, самолёт самостоятельно вошёл в режим «Angle of Attack Protection» и смягчил вертикальную скорость в момент падения, что позволило ему не разбиться о землю.
Альтернативная реальность: что могло быть иначе?
Согласно данным расследования, одной из ключевых ошибок экипажа стало игнорирование возможности вернуться в аэропорт Жуковский.
Авиационные симуляции, проведенные МАК, показали, что самолет мог бы безопасно сесть на взлетно-посадочную полосу, если бы пилоты сразу приняли решение об экстренной посадке. Однако в кабине не было четкого плана действий, что привело к выбору неподготовленной площадки. И только наличие большого поля и отсутствия препятствий не помешали пилотам.
Кроме того, эксперты отмечают недостатки в орнитологическом обеспечении полетов из Жуковского. Стая чаек, столкновение с которой стало причиной аварии, могла быть обнаружена заранее при наличии должных мер контроля за орнитологической ситуацией.
Не только кукуруза
Интересно, что «Уральские авиалинии» через четыре года после посадки в кукурузу повторили посадку в поле. Но на этот раз – в пшеничном.
12 сентября 2023 года Airbus A320, следовавший из Сочи в Омск, экстренно сел на пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту находились 161 пассажир и 6 членов экипажа, никто не пострадал. ЧП случилось из-за отказа гидросистемы.
Пилоты побоялись, что длинны взлётной полосы в аэропорту Омска не хватит для успешного приземления, и решили лететь в Новосибирск. Однако по пути обнаружили ещё одну проблему — раскрытые створки шасси перестали подниматься и увеличивали тем самым расход топлива. Пилоты поняли, что могут не долететь до Новосибирска, и экстренно посадили самолёт в поле.
В этот раз героями пилотов никто уже не называл.