Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Почему авиаторы считают не героизмом, а ошибкой знаменитую посадку в кукурузу

Оглавление

15 августа 2019 года аварийная посадка самолета Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» на кукурузное поле под Жуковским вызвала общественный резонанс. СМИ быстро превратили экипаж во главе с Дамиром Юсуповым в героев, а президент России всего через два дня после инцидента присвоил пилотам звания Героев Российской Федерации.

Однако спустя несколько лет, когда расследование окончательно завершилось, мнение авиационных экспертов о действиях экипажа оказалось не столь однозначным.

Инцидент стал ярким примером того, как общественное восприятие может резко расходиться с профессиональной оценкой. Для авиапассажиров и широкой аудитории аварийная посадка, при которой все 233 человека на борту остались живы, выглядела подвигом. Однако в профессиональном авиационном сообществе, где оценка действий экипажа опирается на строгие стандарты и процедуры, ситуация приобрела совершенно иной оттенок.

Что произошло в тот день

Самолет A321 вылетел из аэропорта Жуковский в Симферополь рейсом U6-178. Практически сразу после взлета лайнер столкнулся с крупной стаей чаек. Птицы попали в оба двигателя, что вызвало их значительные повреждения. Левый двигатель остановился, а тяга правого упала ниже минимально необходимого уровня. Через 40 секунд после отрыва от земли экипаж совершил аварийную посадку на кукурузное поле за пределами аэропорта.

-2

Удивительно, но никто из 233 человек на борту не пострадал. Самолет был списан и впоследствии утилизирован, однако сам факт успешной посадки на неподготовленную поверхность позволил многим считать действия пилотов выдающимися.

Что с расследованием?

Ключевой аспект, вызывающий недоверие у профессионалов, – это поспешность в оценке действий пилотов и награждении их высшими государственными наградами. По словам авиационного обозревателя Андрея Меньшенина, назначение наград менее чем через 48 часов после аварии ставило под сомнение беспристрастность расследования.

Ситуация резко контрастирует с подходом в США, где после успешной посадки самолета на Гудзон пилот Чесли Салленбергер был отстранен от полетов на время расследования, которое длилось около года. Только после подтверждения правильности его действий экипаж получил признание.

-3
«В российской посадке на кукурузу проблема совсем не в личности Дамира Юсупова. Проблема в нарушении алгоритма расследования подобных происшествий, когда какой-то из потенциально неправильно сработавших элементов системы заранее оправдывают на основе эмоций.
Ход расследования нештатной посадки самолета “Уральских авиалиний” показывает, что в следующий раз может случиться так, что никто не будет разбираться в реальных причинах происшествия просто потому, что пилоты – “хорошие парни”, одобренные сверху, хотя, возможно, они такие и есть на самом деле», – говорил Меньшенин.

В России же отчет МАК был завершен лишь спустя три года и опубликован неофициально. По мнению авиационных экспертов, этот временной разрыв и утечка данных свидетельствуют о давлении на комиссию и возможных попытках скрыть недочеты в действиях экипажа.

Впоследствии были опубликованы данные, которые поставили под сомнение компетенцию экипажа. В отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), неофициально появившемся в сети, сообщается о неуравновешенном психоэмоциональном состоянии пилотов, ряде ошибок в принятых ими решениях, явных признаках дезорганизации и непоследовательности их действий

Среди них:

  • Шасси не были убраны. После взлета экипаж не выполнил действия по уборке шасси, что увеличивало сопротивление и ухудшало аэродинамику.
  • Игнорирование процедур. Пилоты не следовали стандартным действиям при отказе двигателя: не стабилизировали самолет по показаниям приборов, не скорректировали режим работы двигателей и не предприняли попытку вернуться в аэропорт.
  • Неисправные двигатели. Двигатели не были намеренно выключены – они вышли из строя сами, так как забились остатками кукурузы и земли во время аварийной посадки.

Заслуженный летчик-испытатель России Александр Гарнаев выразил мнение, что экипаж действовал хаотично и не справился с ситуацией. Он подчеркивал, что самолет фактически «сам» вошел в режим защиты от превышения угла атаки, благодаря чему и удалось избежать трагедии.

-4

«Я тут же поехал, походил по кукурузе и посмотрел. Шасси у самолёта не были убраны, а двигатели не были выключены. И правый, и левый двигатели остановились только потому, что нажрались кукурузы и земли. Бортовые регистраторы, и речевой, и параметрический, были совершенно целы, их тут же сняли и провели экспресс-анализ. И неограниченный круг людей в первый же день увидел: самолёт никто не сажал, экипаж действовал абсолютно безграмотно», – говорил Гаранаев.

Гарнаев также предположил, что везение — это единственная причина, по которой самолёту удалось уцелеть, поскольку экипаж действовал панически и несуразно, не выполнив при этом необходимых действий: командир хаотично двигал рулями управления, а общались пилоты между собой исключительно нецензурной бранью.

По его мнению, самолёт самостоятельно вошёл в режим «Angle of Attack Protection» и смягчил вертикальную скорость в момент падения, что позволило ему не разбиться о землю.

Альтернативная реальность: что могло быть иначе?

Согласно данным расследования, одной из ключевых ошибок экипажа стало игнорирование возможности вернуться в аэропорт Жуковский.

Авиационные симуляции, проведенные МАК, показали, что самолет мог бы безопасно сесть на взлетно-посадочную полосу, если бы пилоты сразу приняли решение об экстренной посадке. Однако в кабине не было четкого плана действий, что привело к выбору неподготовленной площадки. И только наличие большого поля и отсутствия препятствий не помешали пилотам.

-5

Кроме того, эксперты отмечают недостатки в орнитологическом обеспечении полетов из Жуковского. Стая чаек, столкновение с которой стало причиной аварии, могла быть обнаружена заранее при наличии должных мер контроля за орнитологической ситуацией.

Не только кукуруза

Интересно, что «Уральские авиалинии» через четыре года после посадки в кукурузу повторили посадку в поле. Но на этот раз – в пшеничном.

12 сентября 2023 года Airbus A320, следовавший из Сочи в Омск, экстренно сел на пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту находились 161 пассажир и 6 членов экипажа, никто не пострадал. ЧП случилось из-за отказа гидросистемы.

-6

Пилоты побоялись, что длинны взлётной полосы в аэропорту Омска не хватит для успешного приземления, и решили лететь в Новосибирск. Однако по пути обнаружили ещё одну проблему — раскрытые створки шасси перестали подниматься и увеличивали тем самым расход топлива. Пилоты поняли, что могут не долететь до Новосибирска, и экстренно посадили самолёт в поле.

В этот раз героями пилотов никто уже не называл.