Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Прогнозы всё хуже: стагфляция, ставки и экономические обещания

Высокая инфляция, замедляющийся рост ВВП и непоколебимая ключевая ставка — российская экономика словно застряла в стагфляционной паузе, где обещания улучшений остаются лишь делом далёкого 2027 года. Если у российской экономики есть девиз на ближайшие годы, то это что-то вроде: «Ждите улучшений в 2027 году». Именно тогда, по прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), инфляция снизится до долгожданных 4–4,5%, а экономический рост покажет хоть какие-то признаки бодрости. Однако в настоящем сценарий больше напоминает зловещее затишье перед бурей — или, точнее, стагфляцию: редкое сочетание высокой инфляции и отсутствия роста. Центробанк уже несколько месяцев держит ключевую ставку на запредельных уровнях под девизом: «Дорогие деньги — дешёвые мечты». Да, в 2024 году инфляция, вероятно, снизится до 6%, но ценой чего? Сокращения потребительского спроса и кредитных возможностей населения. Прогноз роста ВВП тоже не радует. Если в этом году рост со
Оглавление

Высокая инфляция, замедляющийся рост ВВП и непоколебимая ключевая ставка — российская экономика словно застряла в стагфляционной паузе, где обещания улучшений остаются лишь делом далёкого 2027 года.

коллаж ForPost
коллаж ForPost

Если у российской экономики есть девиз на ближайшие годы, то это что-то вроде: «Ждите улучшений в 2027 году». Именно тогда, по прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), инфляция снизится до долгожданных 4–4,5%, а экономический рост покажет хоть какие-то признаки бодрости.

Однако в настоящем сценарий больше напоминает зловещее затишье перед бурей — или, точнее, стагфляцию: редкое сочетание высокой инфляции и отсутствия роста.

Рекордный финиш и слабый старт

Центробанк уже несколько месяцев держит ключевую ставку на запредельных уровнях под девизом:

«Дорогие деньги — дешёвые мечты».

Да, в 2024 году инфляция, вероятно, снизится до 6%, но ценой чего? Сокращения потребительского спроса и кредитных возможностей населения.

Прогноз роста ВВП тоже не радует. Если в этом году рост составит 3,5–3,6% (и это ещё можно назвать «успехом» на фоне текущих реалий), то уже в 2025 году он замедлится до жалких 1,7–2%. А дальше, несмотря на все мечты, останется в пределах 2,5% к 2027 году.

Центробанк против всех?

ЦБ не устаёт повторять, что главная его задача — борьба с инфляцией. И действительно, регулятор скорее готов пожертвовать экономическим ростом, чем допустить, чтобы деньги граждан сгорели в инфляционном пламени.

Однако, как метко заметил кандидат экономических наук Михаил Беляев, высокая ставка не только не спасает ситуацию, но и усугубляет её, замораживая кредитование и тормозя развитие бизнеса.

Эксперты указывают на парадокс: ЦБ рассчитывает, что инфляция упадёт благодаря нынешним мерам.

Но если ставка уже сегодня так высока, почему её эффект не виден?

Может, это просто вера в магию? Или в то, что потребители внезапно перестанут есть, пить и покупать?

Что делать?

Выходов, как всегда, много, но все они требуют политической воли. Постепенное снижение ключевой ставки — первая рекомендация, которую эксперты повторяют как мантру. Однако ЦБ здесь остаётся консервативным.

Экономисты предлагают целый список стратегий: поддержка автоматизации и роботизации, развитие высокотехнологичного экспорта, пересмотр национальной конкурентоспособности. Однако пока это всё лишь разговоры о «создании условий», а реальный сектор остаётся заложником оборонного заказа.

Итак, мы движемся к 2027 году с надеждой, что экономика, словно герой трилогии Толкина, всё-таки «вернётся на трон».

Правда, у многих возникает вопрос: а есть ли у Центробанка план, или всё ограничивается благими пожеланиями? Пока что это больше похоже на предсказания шамана, который сам не уверен, что именно он увидел в своём хрустальном шаре.

Высказывайте мнение. Понравилось? Жмите лайк и подписывайтесь.