В первой части своего материала, посвященного художнику Луи-Леопольду Буальи, я рассказала о дореволюционном творчестве художника. Вынужденный работать на частного заказчика, Буальи создавал произведения на самые "продающие" темы своего времени. Он писал прекрасных барышень, сравнивающих свои ножки, сцены флирта, свиданий и душевных терзаний. После Великой Французской революции Буальи воспользовался возможностями, предоставленными новой республикой, и начал выставляться в Салонах. В 1794 году коллега Буальи, художник Жан-Батист Викар, публично осудил его за создание "работ, подрывающих нравственность новой Республики". Буальи грозил арест и гильотина, но он сумел оправдаться. С тех пор открылась новая глава его живописи, которую можно назвать "хроники парижской жизни".
Художник переместился из салонных комнат и будуаров на улицы и бульвары города. Выдающийся наблюдатель повседневной жизни, Луи-Леопольд Буальи запечатлел для потомков обычаи и причуды парижан первой четверти 19 века. Буальи смотрел на общественную жизнь Парижа с улыбкой, подчас саркастичной, но не злой. Приглашаю вас на прогулку по Парижу вместе с Луи-Леопольдом Буальи.
Ливень
Картина «Ливень» 1804 года выставляется в Лувре. Ее второе название - Pay to cross или Passez-Payez (Плати, чтобы пересечь). На полотне изображена парижская действительность. Тротуаров на улицах французской столицы тогда еще не было, и любой дождь превращал дороги в стекающие потоки грязи, которые невозможно было перейти. Предприимчивые мужчины бросали через дорогу несколько досок и взымали с проходящих по ним плату.
В центре композиции – элегантно одетая семья. Первым идет мальчик, за ним - отец, который ведет за руку девочку лет пяти. Молодая мать одной рукой приподнимает подол своего платья, а другой держит собачку, няня несет на руках младенца. Как всегда, Буальи изумительно изображает одежду. Мы видим, что семья одета по последней моде: на белое платье "а-ля антик" наброшена вышитая шаль – непременный атрибут гардероба модницы эпохи Наполеона. Правда, такая шаль не спасала девушек от ветра и холода, и они часто простужались. Тонкие тканевые или кожаные туфельки также совершенно не приспособлены для прогулки под дождем. Слева мы видим мужчину, протягивающего руку – он требует оплату за пересечение улицы по сооруженному «мосту». С ним расплачивается экономка. Справа Буальи показывает нам, как переходят улицы менее состоятельные парижане - мужчина переносит женщину через дорогу на своей спине.
Вакцинация от оспы
На картине "Вакцинация от оспы" Буальи изображает событие, взволновавшее французское общество в эпоху Наполеона.
Первая вакцинация по методу Дженнера была проведена во Франции в 1799 году. Напомню, что Екатерина Вторая сделала прививку от оспы в 1766 году. Однако вакцинация во Франции встретила отчаянное сопротивление. Несмотря на поддержку Наполеона Бонапарта, доверие к вакцине формировалось медленно. Скорее всего, на картине изображен известный французский фармацевт и гигиенист Антуан-Огюстен Пармантье, который организовал бесплатные сеансы вакцинации. На картине Буальи изображены испуганные дети и взволнованные взрослые, полные недоверия к новой практике.
Бильярд
Одна из лучших картин Буальи находится в Эрмитаже. Бильярдные залы в период Директории и первой Империи становились клубами, куда приходили целыми семьями не только ради игры, но и для того, чтобы встретиться с друзьями, завести новые знакомства, посплетничать, пофлиртовать. На полотне представлена игра в "карамболь" - игра в три шара (один красный и два белых) на бильярдном столе без луз. А главным действующим лицом является женщина в полупрозрачном облегающем платье в момент удара кием. Игра, прежде популярная только среди мужчин, стала привлекать и девушек.
Вход в театр Амбигу-Камеди в день бесплатного представления
Театр Амбигу – бульварный театр, который ориентировался на низкий вкус обывателей и развлекательный репертуар с заметной долей эротики. Буальи изображает настоящую схватку людей перед входом в театр Амбигу в день бесплатного представления. Люди толкают друг друга и взбираются буквально по головам. В стороне стоит богатый мужчина, отец семейства, созерцающий драку с презрительной улыбкой на лице. За ним спрятались его дети, им некомфортно находиться в этом месте, они просят его уйти. Однако состоятельный буржуа не в силах оторваться от захватывающего зрелища. Перед ним стоит со шляпой для подаяний нищий мальчишка, но богатый месье не обращает на него никакого внимания.
Вход в кафе Turc
Турецкое кафе (cafe Turc) было одним из самых популярных мест Парижа и часто не могло вместить всех желающих. Оно отличалось изысканным оформлением в турецком стиле и просторными садами с экзотическими павильонами, где можно было наслаждаться прогулкой. Однако Буальи изображает только внешние стены кафе - для него происходящее на бульваре гораздо интереснее, чем представление в искусственно созданном пространстве внутри кафе.
Слева мы видим, как мальчик-савоярд показывает дрессированного сурка элегантно одетой паре. А юный каталонец устроил для детей весьма своеобразный кукольный спектакль. Один конец верёвки привязан к его ноге - артист двигает ногой и передвигает куклу. Параллельно он крутит ручку удивительного круглого ящика - это старинный инструмент хёрди-гёрди (вид струнной лиры), особенно популярной у бродячих артистов.
Среди зрителей кукольного спектакля Буальи написал и самого себя - как всегда, в шляпе и очках.
Переезд
Буальи считал это произведение одной из лучших своих работ. Картина была создана специально для Салона 1822 года, а поэтому должна была привлекать внимание и затрагивать темы, представляющие интерес для салонной публики. На картине изображена ситуация, которая происходила каждые три месяца в Париже. Когда истекали сроки аренды и нужно было платить за квартиру, улицы наполнялись бедняками. Они тащили свою мебель, отправляясь на поиски нового жилья. В книге 1781 г. "Картины Парижа" Л.С. Мерсье пишет: "В предместьях насчитывается три или четыре тысячи домовладельцев, которые никогда не платят арендную плату. Каждые три месяца, когда приходит срок платить за квартиру, они переносят с чердака на чердак мебель, стоимость которой не превышает и 80 франков. Они переезжают из комнаты в комнату, не платя, а просто оставляя какой-нибудь предмет мебели в качестве компенсации. Так по истечению 2-3 лет у них больше не остается мебели".
Буальи опирается на стереотипные образы бедняков, также, возможно, руководствуясь описаниями Мерсье: "Продавец золы для уборки, продавец битых бутылок, скребок для сточных канав, разносчик железного лома и старых шляп..." Буальи смягчает эти образы, превращая "продавца битых бутылок" в молодую и прекрасную продавщицу битых бутылок. Вглядитесь в центральную женскую фигуру, которая оглядывается на нас - ее корзина наполнена стеклянными бутылками. Слева телега, нагруженная мебелью, перевозит молодую женщину с ребёнком. Рядом пожилая пара толкает повозку со своими небогатыми пожитками. Кто-то впрягается сам, слева мы видим собачью повозку. На спине одного из мужчин Буальи запечатлел оригинальную конструкцию из скрученного матраса и разборной кровати. Справа в глубине мы видим чёрный катафалк, направляющийся в церковь - это последний переезд человека в вечное пристанище.
Политиканы в саду Тюильри
В конце 18 века доступ в сад Тюильри открылся для всех - до этого простой народ допускался туда лишь раз в году, в день святого Людовика. Центральная аллея Тюильри оставалась излюбленным местом прогулок светских дам. В других частях сада можно было встретить самую разнообразную публику. Однако вход в рабочей одежде сюда был запрещен. Служанку в фартуке и чепце могли пропустить только в том случае, если она сопровождала ребёнка на прогулку. Буальи изображает на картине группу пожилых мужчин, которые жадно читают и слушают последние новости из газет. Каждого из них мастер наделил выразительной позой, жестами и мимикой. В левой части картины маленькая девочка прыгает через скакалку, концы которой держат девочки постарше.
Карточный шулер на бульваре
Бульвары Парижа привлекали публику всех сословий, актёров, фокусников, воришек, савоярдов.
Буальи изображает бульвар дю Темпл. В центре толпы - фокусник в чёрной шляпе, который обращается к молодой богатой женщине с детьми с просьбой выбрать карты. Вокруг него собрались зрители из более низких социальных слоев. За женщиной в фисташковом платье уже стоит нищий со шляпой для подаяний. На столе мы видим и другой реквизит фокусника - кости, чаши, шары. Этот восхитительный кусочек парижской жизни в первые годы Империи сейчас не менее привлекателен, чем во времена Буальи.
В мастерской Гудона
Художник переносит нас в мастерскую одного из величайших скульпторов 18 века Жана-Антуана Гудона.
Эта картина объединяет 3 темы: изображение мастерской скульптора, портрет Гудона в процессе работы и портрет его семьи. Скульптор окружен множеством своих произведений - портерных бюстов великих современников. Гудон находится в центре полотна, завершая моделирование бюста математика Лапласа. Известно, что в процессе создания скульптурного портрета мастер делал точнейшие измерения лица, чтобы достичь полного сходства с натурой и передать личность портретируемого.
Бедный кот
Первый рисунок к этой картине Буальи создал в 1825 году, а к живописному воплощению приступил лишь в 1831 году.
Толпа собралась перед уличным кукольным театром. Мы видим коричневую будку, похожую на шкаф. Справа стоит кукловод, стараясь быть незаметным. Он управляет куклой, которая пытается заставить белого котика прыгнуть через обруч.
В центре композиции ярким цветовым пятном выделяется женщина в сиреневом платье и шляпке со страусиным пером. Мы можем увидеть, что платья на более раннем рисунке и живописном полотне различаются - Буальи обновил фасон в соответствии с последней модой на пышные рукава и укороченные подолы. С двух сторон от женщины стоят ее дочери, наряженные в одинаковые белые платья и соломенные шляпки.
На контрасте с этой обеспеченной семьей, стоящей на ярком солнце, мы видим нищую женщину с детьми, расположившуюся в тени дерева. Словно солнце и изобилие этого мира на нее не распространяется. Женщина держит на руках младенца, чьи босые ножки контрастируют с изысканными туфельками девочек в соломенных шляпках.
За "попрошайками" стоит черно-желтый кабриолет, который часто используется как символ нуворишей. Двое солдат вносят тревожную ноту, напоминая о недавних военных действиях. Маленький мальчик-воришка в коричневой кепке роется в кармане женщины, внимание которой полностью захвачено представлением.
Буальи изображает на картине колоритных персонажей современного ему Парижа, показывая людей из разных социальных слоев. Мы видим, что Париж был и остается городом контрастом, где чрезмерное богатство соседствует с лишениям и нищетой.
Игра в бочонок
Игра в бочонок, или jeu du tonneau, была очень популярна в Париже. По правилам игры нужно было забросить металлические диски в отверстия, вырезанные в деревянной столешнице.
На картине Буальи изображает шумную игру в бочонок, происходящую возле винного магазина. Мускулистый мужчина в шляпе рабочего сосредоточенно наклонился вперед, готовясь бросить металлический диск. Другой мужчина поднимает диск с земли. В игре явно идет ожесточенная борьба , участники мрачно наблюдают за бросками соперника. А в стороне группа женщин восхищается ребенком, который, пошатываясь, идет к дверям, чтобы взять яблоко. У них свой мир.
Сцена карнавала
Зимним днем под розовым небом по улицам Парижа с шумом проходит карнавальная процессия. В этой картине есть что-то сказочное: обычная жизнь переворачивается с ног на голову, когда фигуры с гигантскими головами бродят по улицам рядом с переодетыми обезьянами и мохнатым зверем, сидящим верхом на лошади. В толпе мы видим персонажей Комедии дель Арте - арлекины в костюмах с ромбовидным узором, Пьеро, одетые во все белое, а также дьяволы, монахини и другие ряженые в масках. В центре композиции, в напудренных париках и изысканных шелках, прогуливаются два аристократических призрака Старого режима.
Карнавальная сцена - последний шедевр Буальи. Это его самая масштабная уличная сцена, написанная в возрасте 71 года. Несмотря на восьмой десяток, Буальи не утратил присущее ему чувство юмора. Попробуйте найти мужчину в женском платье, который забрался на карету и приподнял юбки.
Эту работу, безусловно, можно считать символом и подведением итогов всей художественной жизни Буальи. Он пережил не одну смену режимов: работал при Короле Людовике XVI, во время Великой французской революции, при Наполеоне и новой монархии. Костюмы, которые сейчас стали карнавальными, Буальи когда-то писал на своих ранних картинах... Как предположил искусствовед Андре Мабиль де Поншвиль в 1931 году, Буальи словно бы хотел увидеть снова всех персонажей из прошлого, готовясь в последний раз взяться за работу по изображению современной городской жизни.
Продолжение следует...
Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!