Найти в Дзене

«От будуара до бульвара». Луи-Леопольд Буальи. Часть 1.

Художник Луи-Леопольд Буальи жил и работал в турбулентное время на переломе эпох: он застал последние годы правления Людовика XVI, пережил Французскую Революцию, взлет и падение Наполеона, реставрацию монархии Бурбонов. В такой неспокойный и насыщенный событиями исторический период Буальи не просто выживал, но и процветал. Лондонская национальная галерея в каталоге к монографической выставке Буальи обозначила его творческий путь кратко и емко: от Будуара до Бульвара. И действительно, начинал Буальи с небольших "галантных" сцен, сюжетами которых становились любовные свидания, сердечные переживания и семейные драмы. После революции художник обратился к изображению современного ему светского общества. Он писал элегантную французскую публику на прогулке, за игрой в бильярд, в саду Тюильри, во время карнавала, за игрой в карты и чтением газет, в театре и на приеме у врача, в художественной мастерской и музее. Буальи с тонкой иронией подмечал мельчайшие нюансы в жизни постреволюционного ф

Художник Луи-Леопольд Буальи жил и работал в турбулентное время на переломе эпох: он застал последние годы правления Людовика XVI, пережил Французскую Революцию, взлет и падение Наполеона, реставрацию монархии Бурбонов. В такой неспокойный и насыщенный событиями исторический период Буальи не просто выживал, но и процветал.

Лондонская национальная галерея в каталоге к монографической выставке Буальи обозначила его творческий путь кратко и емко: от Будуара до Бульвара. И действительно, начинал Буальи с небольших "галантных" сцен, сюжетами которых становились любовные свидания, сердечные переживания и семейные драмы.

"Необремененный музыкант". 1789-1793 Virginia Museum of Fine Arts
"Необремененный музыкант". 1789-1793 Virginia Museum of Fine Arts

После революции художник обратился к изображению современного ему светского общества. Он писал элегантную французскую публику на прогулке, за игрой в бильярд, в саду Тюильри, во время карнавала, за игрой в карты и чтением газет, в театре и на приеме у врача, в художественной мастерской и музее.

"Публика, рассматривающая «Коронацию» Давида в Лувре". 1810. Музей Метрополитен
"Публика, рассматривающая «Коронацию» Давида в Лувре". 1810. Музей Метрополитен

Буальи с тонкой иронией подмечал мельчайшие нюансы в жизни постреволюционного французского общества, отражая в своих произведениях смену нравов, новые увлечения и забавы, и конечно, капризы моды. Публика любила картины Буальи, потому что ей нравилось смотреть на себя со стороны, узнавая на холсте своего соседа.

До недавнего времени специалисты редко посвящали свои исследования творчеству Буальи, считая его поверхностным и второстепенным художником. Например, искусствовед Валентина Николаевна Березина в небольшой эрмитажной брошюре с описанием картины Буальи "Бильярд" в 1949 году отмечала: "Но напрасно бы мы стали искать у автора "Биллиарда" какого бы то ни было обличения нравов современного ему буржуазного общества; в лучшем случае мы встретим у него легкую иронию, но зато почти всегда найдем идеализацию буржуазного быта и любование им".

"Бильярд", 1807 г. , Государственный Эрмитаж
"Бильярд", 1807 г. , Государственный Эрмитаж

В последние годы интерес к творчеству Буальи неуклонно растет. В 1995 году была организована выставка картин Буальи в Национальной галерее искусств Вашингтона, в 2019 - в Лондоне. Хорошо бы и нам по-новому взглянуть на творчество этого художника, избавившись от советских штампов и не ожидая от него «обличения нравов, раскрытия социальной несправедливости и пороков буржуазного общества».

Конечно, тот, кто внимательно смотрит на картины Буальи, заметит среди блестящей публики и нищету, и воровство, и обман, и другие проблемы. Заслуга Буальи в том, что он создал настоящие живописные "хроники парижской жизни" начала 19 века. Многое в этих "хрониках" уже сейчас нуждается в толковании. Именно поэтому я планирую посвятить Луи-Леопольду Буальи несколько материалов. Я уверена, что этот художник еще не раз вас удивит.

Итак, приготовьтесь к путешествию во Францию рубежа 18 и 19 веков.

"Бедный котик", 1832 г. The Ramsbury Manor Foundation
"Бедный котик", 1832 г. The Ramsbury Manor Foundation

Очаровательный художник будуаров

В 1828 году, в возрасте 67 лет, Буальи составил небольшую автобиографию, возможно, предназначавшуюся для каталога к выставке-продаже произведений художника. В этом рассказе Буальи подчеркнул следующие особенности своей биографии. Во-первых, он был вундеркиндом, одаренным в художественном отношении от природы. Во-вторых, он не получил формального профессионального образования. В-третьих, он добился успеха самостоятельно, вопреки желанию отца и без родительской поддержки. Интригует, не правда ли?

Автопортрет, 1832 г.
Автопортрет, 1832 г.

Буальи родился 5 июля 1761 года в Ла-Бассе, деревне недалеко от Лиля на севере Франции. Его отец, Арнольд Буальи, был скульптором по дереву, он и стал для мальчика первым учителем рисования. В 9 лет Буальи отправили работать маляром - красить двери и окна. Отец запретил ему рисовать, однако Луи-Леопольд рисовал по ночам, в тайне от отца. Напряженность в их отношениях продолжала расти, и в возрасте 13 лет Луи-Леопольд ушел из дома, переехав в соседний городок Дуэ. Там он работал над портретами и жанровыми сценами. В конце года Луи-Леопольд смог послать отцу 600 франков, "чтобы доказать ему, что он может жить за счет своих талантов". В 19 лет Буальи переехал в город Аррас, а в 24 года наш молодой и амбициозный художник отправился покорять Париж.

"Переезд", 1832 г. Art Institute Chicago
"Переезд", 1832 г. Art Institute Chicago

Париж эпохи Людовика XVI сильно отличался от того города, который мы знаем. Это был средневековый город с лабиринтами узких улиц. В столице искусства господствовала система королевского патронажа и верховенства Королевской Академии живописи и скульптуры. Без членства в Академии художники не могли выставляться в "Салонах" - выставках, которые определяли культурную жизнь Франции той эпохи.

Убедившись, что двери в Академию для него закрыты, предприимчивый художник обратил свое внимание на частный рынок. Он стал специализироваться на жанровых сценах. Буальи писал картины, представляющие собой уникальную смесь "галантных сцен" эпохи позднего рококо и живописи "малых голландцев".

Во Франции второй половины 18 века были чрезвычайно популярны картины голландских мастеров "золотого века" - Герарда Терборха, Габриэля Метсю. Французы восхищались тщательной проработкой деталей и иллюзионистскими эффектами голландской живописи.

Не меньшее живописное мастерство демонстрировал в своих произведениях и Луи-Леопольд Буальи. Он словно состязался с голландцами в тщательности проработки деталей, а в некоторых его произведениях изображение ткани настолько восхитительно, что достойно сравнения с кистью Герарда Терборха.

Кроме того, тема любовных писем, популярная у голландцев 17 века, нашла новое звучание в произведениях Буальи.

Буальи попал в тренд, ориентируясь на вкусы и интересы нового зарождающегося класса буржуазии. И его работы имели большой успех - художник выполнял множество авторских копий своих картин, его живопись тиражировалась в гравюрах.

Копипаст

На ранних картинах Буальи мы видим миловидных героинь с кукольными личиками, словно сошедших с полотен Грёза или Фрагонара. Все они очень похожи друг на друга. Иногда лицо бывает буквально "скопировано" с одной картины на другую.

Действительно, лицо для Буальи не так важно. Настоящая страсть художника - это изображение роскошных интерьеров и натюрмортов, состоящих из предметов быта, мебели, посуды, прозрачных стеклянных емкостей, гипсовых слепков, различных тканей. Благодаря скрупулёзной детализации Буальи, мы можем увидеть, как выглядела камера-обскура в 18 веке, инструмент "хёрди-гёрди", популярный у бродячих артистов, и многие другие "исчезнувшие" предметы.

Фривольные сюжеты

Творчество Буальи лишено морализаторского духа, свойственного голландским мастерам. Художник работал в традиции 18 века, используя жанровую среду для изображения острых эмоциональных состояний – сентиментальных, эротических. Это обращение к чувственности было очень популярным мотивом во французском искусстве и литературе 18 века.

Например, на картине «Сравнивая ножки» изображены две элегантные дамы роскошном интерьере. Девушки снимают чулки и туфельки, чтобы сравнить свои крошечные ножки. Мы понимаем, что в данном случае сюжет – лишь формальность, чтобы зритель мог полюбоваться прекрасными героинями.

"Сравнивая маленькие ножки", 1791 г. The Ramsbury Manor Foundation
"Сравнивая маленькие ножки", 1791 г. The Ramsbury Manor Foundation

Были у Буальи и более рискованные и пикантные сюжеты - например, «Поцелуй двух подруг» или «Парочка с птицей». Их популярность и тиражирование в гравюрах впоследствии привели Буальи к немалым неприятностям.

Дама и ее портрет

Между 1789 и 1892 годами дворянин и адвокат из Авиньона Антуан Кальве де Лапалун заказал Луи-Леопольду Буальи 11 картин. Де Лапалун предоставил художнику подробные письменные инструкции, что должно быть изображено на каждом полотне.

Интересно, что на многих произведениях, созданных для де Лапалуна, главную роль играет женщина и ее портрет. Портрет становится своеобразным средством общения между влюбленными, выполняя роль «любовной записки».

Картина «Полученный визит» значится первой в каталоге картин Кальве де Лапалуна, поскольку была первой приобретена коллекционером. На картине изображена женщина, оглядывающаяся через плечо на кого-то невидимого нам и передающая письмо посыльному у двери. Письмо служит символом любовной интриги. Возможно, она отменяет встречу с официальным кавалером, чтобы провести время с другим. В этой сцене на полу за спиной женщины стоит овальный холст, повернутый лицом к стене. Возможно, это портрет ее жениха, который скоро будет отправлен «в отставку».

"Полученный визит", 1789 г. Собрание Уоллеса, Лондон
"Полученный визит", 1789 г. Собрание Уоллеса, Лондон

На картине «Ответный визит» дама неожиданно наносит визит своему возлюбленному и обнаруживает, что он занят написанием письма, вдохновленный ее прекрасным портретом.

"Ответный визит", 1789 г. Музей особняка Санделен, Сен-Оме
"Ответный визит", 1789 г. Музей особняка Санделен, Сен-Оме

В «Печалях любви» мы видим, что слуга джентльмена возвращает портрет даме, что сигнализирует об окончании романа. Это известие доводит молодую женщину до предобморочного состояния.

Картина «Женщина, демонстрирующая свой портрет» официально не входит в список картин, созданных Буальи для де Лапалуна. Однако, возможно, она присутствовала там, но под другим названием. А.А. Бабин предположил, что она могла называться «Четыре возраста жизни или Моралист», однако это весьма спорно. Картина принадлежала князю Юсупову и была куплена для его собрания в Архангельском. Сюжет произведения очень необычен и до сих пор точно не определен. Исследователи предполагают, что Буальи рассказывает нам следующую историю: дама заказала художнику свой портрет, готовую работу принес посыльный. Женщина приглашает свою семью полюбоваться произведением искусства. Однако молодой мужчина предпочитает рассматривать не портрет, а саму модель, видимо, чтобы удостовериться в наличии сходства.

Примерно на ту же тему произведение Буальи «Нежный подарок», написанное между 1789 и 1793 годами. На этой картине молодая женщина в сопровождении спутницы незаметно проскользнула в комнату своего возлюбленного. Она хочет положить в карман его пальто миниатюру со своим портретом, чтобы сообщить о тайной привязанности.

"Нежный подарок", 1793, Коллекция Бемберга во Франции
"Нежный подарок", 1793, Коллекция Бемберга во Франции

Революция

В 1789 году случилась Великая Французская революция. Она сильно повлияла на художника, который потерял своих прежних покровителей и заказчиков. Однако революция также открыла для Буальи фантастические возможности – с 1791 года художник смог публично выставлять свои картины на главных парижских выставках - «Салонах».

В 1794 году художник Жан-Батист Викар выступил на собрании Общества народного и республиканского искусства и призвал общество принять меры против того, что он назвал «произведения отвратительные и непристойные для республиканской морали». Призывы Викара были встречены страстными аплодисментами. Было решено, что список «недостойных» произведений и их авторов будет представлен печально известному Комитету общественной безопасности. И имя Буальи было в этом списке. В частности, его обвинили в нарушении общественной морали, поскольку он поставлял граверам непристойные сюжеты. Это было серьезное обвинение, которое могло привести к аресту и гильотине. В это время несколько известных художников, включая Юбера Робера, находились в тюрьме, около 350 человек были приговорены к смертной казни за растление нравственности. Страна была захвачена якобинским террором.

Чтобы показать себя патриотом, Буальи сразу же приступил к работе над картиной, изображающей триумф Марата, лидера революционного движения. И даже в этом произведении главную роль играет не сам Марат, а публика, которая присутствует на его выступлении.

Триумф Марата, 1794 г. Дворец изящных искусств, Лилль
Триумф Марата, 1794 г. Дворец изящных искусств, Лилль

Кроме того, Буальи не побоялся предстать перед Обществом народного и республиканского искусства и оспаривать выдвинутые против него обвинения. Он говорил о том, что аморальные названия его картинам придумали граверы, и писал он эти полотна очень давно, при старом режиме, а сам он всем сердцем поддерживает революцию. Видимо, Буальи обладал даром убеждения, поскольку Общество сняло обвинения и пригласило художника стать одним из его членов.

Это событие, безусловно, повлияло на творчество Буальи. Художник практически отказался от изображения томящихся в роскошных интерьерах миловидных дам и и легкомысленных сюжетов. Беззаботное проявление любовных чувств, свойственное эпохе рококо, было отвергнуто.

В конце 1790-х годов в живописи Буальи про­изошли три фундаментальных изменения: переход от маленьких полотен к большим; от простых композиций - к сложным, от отдельных фигур - к группам. Кроме того, художник переместился из салонных комнат и будуаров, с которых начинал свою па­рижскую карьеру, на улицы и бульвары города.

"Карточный шулер на Бульваре", 1806 г. Национальная галерея искусств в Вашингтоне
"Карточный шулер на Бульваре", 1806 г. Национальная галерея искусств в Вашингтоне

Уникальная наблюдательность Буальи нашла применение в исследовании современной городской жизни. В ранних работах художника мы "подглядывали" за частным миром его героев, затем Буальи перенёс фокус внимания на общественную жизнь. Задолго до Мане и импрессионистов Буальи доказал, что повседневная жизнь горожан может стать предметом высокого искусства.

Продолжение здесь

Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!

Музеи
137 тыс интересуются