Найти в Дзене
Петр Таргонский

Кадровый голод, 3 способа быстро найти сотрудников

Оглавление

В условиях растущей конкуренции на рынке труда и дефицита квалифицированных специалистов многие предприниматели сталкиваются с проблемой «кадрового голода». В поисках подходящих сотрудников вам приходится задаваться вопросом: “Где же все таланты?”Как привлечь нужных специалистов, если они не находятся на рынке?

Мы всё чаще слышим от предпринимателей, что на рынке нет нужных специалистов и им некого нанимать. Особенно остро стоит вопрос с наймом в компаниях, где узконаправленная специализация. Эта проблема коснулась многих ниш, а если вы это читаете, скорее всего знакома и вам. Мы также сталкивались с данной проблемой. Например, готовых специалистов по созданию баз знаний в принципе нет на рынке.

Что делать в такой ситуации? В данной статье рассмотрим несколько стратегий для преодоления этой проблемы и успешного закрытия вакансий.

Я — Пётр Таргонский, основатель Systemmatica. Наши клиенты увеличивают выручку, масштабируются и выходят из операционки благодаря систематизации. В прошлом бизнесе с помощью систематизации наша команда из 5 человек выросла до 45 а сумма договоров в месяц увеличилась с 1 млн до 15 млн. Всё это в условиях кризиса 2020 года.

1. Привлечение высококвалифицированных специалистов с помощью увеличенной зарплаты

-2

Первый и, пожалуй, самый очевидный способ — это предложить кандидатам зарплату, которая будет в 2-3 раза выше рыночной. Такой подход, безусловно, привлечет внимание соискателей, особенно если они ищут новые возможности и готовы поменять место работы ради выгодных условий. В этом способе не нужно заморачиваться с системой, просто вкладываете деньги, но хватит ли на это всё бюджета.

Преимущества этого подхода:

➕ Это самый быстрый способ привлечь специалистов, особенно если вы готовы предложить конкурентоспособные условия.

➕ Вы можете быстро найти профессионалов, которые смогут начать работать сразу, не требуя длительного обучения.

Недостатки:

➖ Основной минус — это высокая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ). Платить больше — значит увеличивать затраты на сотрудников, что может быть невыгодно в долгосрочной перспективе, особенно если у вас ограниченный бюджет.

➖ Кроме того, при таком подходе вам нужно будет решать дополнительные задачи по организации переезда, жилье и прочим условиям для привлеченных специалистов. Это требует дополнительных ресурсов и времени.

➖ Есть риск, что вы привлечете сотрудников, которых после изменения условий будет сложно удержать в компании, так как высокие зарплаты часто приводят к краткосрочному эффекту.

Решение:

Если у вас есть возможность и значительный бюджет, этот вариант можно использовать для быстрого закрытия вакансий. Важно не только предложить высокую зарплату, но и разработать систему удержания сотрудников, чтобы не столкнуться с проблемой частой текучести кадров.

2. Создание системного подхода к найму

-3

Если платить большую зарплату вам не позволяют финансовые возможности, но вы все равно хотите найти подходящих сотрудников, можно использовать более гибкий и системный подход — активный, целенаправленный найм. Вместо того чтобы просто разместить вакансию hh.ru и ждать откликов, вам нужно активно искать специалистов, которые могут подойти на ваши позиции. Это требует активной работы с кандидатами, и важно проявить креативность в поиске. Для данного способа нужно определить ценности вашей компании и целевую аудиторию. Искать сотрудников лучше среди нее. Для привлечения также потребуются все маркетинговые уловки, которые вы знаете. Ведь рекрутинг - это та же продажа, но продаете вы “свою компанию” и идею того, как классно у вас работать.

Преимущества:

➕ Вам не нужно зависеть от традиционных каналов поиска, таких как job-борды. Активное использование различных онлайн-ресурсов, социальных сетей и специализированных форумов позволит вам выйти на более широкий круг соискателей.

➕ Вы сможете привлечь кандидатов, которые не размещают резюме на крупных платформах, но при этом могут быть ценными сотрудниками.

Недостатки:

➖ Несмотря на все усилия, рынок может не предложить вам нужных специалистов в достаточном количестве.

➖ Системный подход требует времени и значительных усилий для разработки стратегии поиска кандидатов, организации контактов и активного мониторинга откликов.

Решения:

  • Используйте профессиональные социальные сети, специализированные форумы и отраслевые группы для поиска кандидатов.
  • Применяйте маркетинговые стратегии для «продажи» вакансии: создавайте привлекательные объявления, таргетируйте рекламу на тех специалистов, которые могут вас заинтересовать.
  • Обратите внимание на пассивных соискателей, тех, кто не активно ищет работу, но может быть заинтересован в предложении, если оно будет достаточно привлекательным.

3. Взращивание специалистов внутри компании

-4

Если у вас нет возможности платить высокие зарплаты или тратить много сил и времени на активный поиск специалистов, самый надежный и долгосрочный путь — это выращивание своих сотрудников. Подготовка специалистов с нуля или их адаптация под вашу компанию требует времени, но в итоге это не только экономически выгодно, но и создает внутри компании лояльных, квалифицированных работников, которые будут работать по вашим стандартам. Такой подход не только помогает закрывать вакансии, но и формирует в компании культуру роста и развития.

Преимущества:

➕ Вы создаете свою команду специалистов, которые точно понимают специфику вашего бизнеса и технологии работы.

➕ Преимущество этого подхода в том, что вы не зависите от рынка труда и можете контролировать процесс обучения сотрудников, обучая их под ваши стандарты.

Недостатки:

➖ На это потребуется время и усилия для создания качественной системы обучения.

➖ Начальные результаты могут быть не такими быстрыми, как при привлечении опытных специалистов, но это компенсируется более стабильным и устойчивым результатом в долгосрочной перспективе.

Как сделать?

  1. Разработайте четкую программу обучения и наставничества, которая позволит новичкам быстро освоить необходимые навыки. Создайте план адаптации, чтобы новые сотрудники не испугались и не убежали в конце первого дня с огромными от шока глазами. Причем обучение должно быть не только теоретическим, но и практическим, чтобы сотрудники на практике могли показать свои навыки. На первых порах хорошо давать обратную связь и регулярно поддерживать контакт с новичком. Когда он поймет, что вы от него хотите, какие у вас критерии оценивания работы, он сможет выполнять задачи автономно.
  2. Разбейте сложные процессы на простые шаги, чтобы сотрудники могли осваивать их постепенно, не перегружая себя лишней информацией. Напишите всю важную информацию о компании и добавьте наработки в базу знаний. Она может включать в себя инструкции, методические материалы и видеоуроки.Так новичкам будет легче ориентироваться. Им не придется заваливать руководителя вопросами.
  3. Применяйте систему наставничества, где более опытные сотрудники (мастера) будут обучать новичков, помогая им адаптироваться и развиваться в вашей компании.

Наш собственный кейс

-5

Основными задачами были найм и быстрое внедрение специалистов по базам знаний. На рынке есть множество специалистов, которые когда-то писали инструкции и создавали базы знаний. Однако часто их работы слишком сложны для восприятия. От этого неэффективны. Несмотря на то, что у таких специалистов есть опыт, их подходы и стандарты всё равно приходится адаптировать под конкретные требования компании.

Что было сделано:

  1. Сбор необходимой информации для базы знаний. Важно, чтобы все материалы были собраны в одном месте, наглядно оформлены и всегда доступны для сотрудников.(Примерный вид базы знаний — только часть из большого объема необходимой информации.)
  2. Разработка учебного плана. Мы продумали порядок и сроки, в которые новый сотрудник должен самостоятельно изучить все материалы базы знаний.
  3. Выбор кандидатов с хорошими исходными данными. Оценка софт-скиллов и предыдущего опыта, которые позволили ускорить процесс внедрения.
  4. Запуск обучения. Кандидатам предоставлялись
  5. Практическое освоение навыков. Проведение ролевых игр с имитацией реальных рабочих ситуаций для отработки всех моментов до первой встречи с клиентом.
  6. Регулярная обратная связь. Мы предоставляли кандидату регулярные замечания и корректировки по ходу процесса обучения.

Результат: с момента начала обучения до первой встречи с клиентом прошло всего 5 дней! Сотрудник был полностью готов к работе

Вывод

Самый оптимальный способ справиться с кадровым голодом – это обучать новых сотрудников внутри компании. Так вы получите компетентного специалиста без больших финансовых вложений. Однако для такого обучения сразу нужно выстроить и план адаптации, и всю систему внутри команды, чтобы новому сотруднику было легче влиться в работу.

Если статья оказалась полезной — поделитесь ей с коллегами, которым это может пригодиться. *Присоединяйтесь к моему Telegram-каналу,* где я делюсь полезными материалами по систематизации бизнеса и управлению.