Когда в воздухе витает аромат воспоминаний о Советском Союзе, одним из первых символов былой эпохи вспоминаются мотоциклы "Урал". Да, было ещё немало мото-техники, начиная от "Восходов" и "Минсков" и заканчивая "Ижами" и "Явами", но именно "Урал" считался флагманом отечественного мотоциклетного производства. Он конкурировал в своё время с моделью Днепр, но именно техника Ирбиртского завода считалась наиболее надёжной и неприхотливой. В юношестве, когда я ездил за рулём обоих мотоциклов, могу сказать, что модели от ИМЗ мне были ближе, чем МТ.
Было время, когда этот трёхколесный транспорт имел очень много поклонников как среди молодёжи, так и среди возрастных групп населения, однако после распада Советского Союза, постепенно такая техника перестала пользоваться спросом, да и цены на новые "Уралы" начали серьёзно ползти вверх. И уже с начала 2000-х годов многие могли подумать, что Ирбитский мотозавод прекратил своё существование, ведь новых моделей на дорогах не появлялось, никаких рекламных кампаний в СМИ не было, в общем - на заводе было затишье. Тем не менее, позже выяснилось, что завод никуда не пропадал, работа на нём ведётся, правда, сборка теперь ограниченная и мощности предприятия уже не те, что были раньше.
Но буквально пару лет назад производство снова вставло, и многие снова подумали, что на этом может закончиться история ИМЗ, однако и на этот раз поспешили с выводами. Эти легендарные машины, украшенные мощной коляской, словно мост между временами, возвращаются на российский рынок. Но на этот раз путь их начинается не в Ирбите, а в Казахстане, где теперь будет сосредоточена их сборка.
Производство "Уралов" берет свое начало еще в 1941 году, когда завод был эвакуирован из Москвы в Ирбит для обеспечения фронта мотоциклами М-72 — советскими клонами немецкого BMW R71. После войны "Уралы" стали не только символом надежности, но и олицетворением технической мысли: боковая коляска, усиленная подвеска и мотор, способный выдерживать любые климатические условия, превратили мотоцикл в идеальный транспорт для суровых дорог СССР.
Начиная с 1955 года, они стали доступны гражданским, но только с обязательной регистрацией в военкомате — символ безопасности на случай войны. С тех пор "Уралы" видели все: триумфы, кризисы, экспорт в США и Европу и даже спад производства после распада Союза.
В 2023 году Ирбитский завод столкнулся с трудностями: санкции и проблемы с поставками комплектующих ударили по объемам производства. Годовой выпуск упал до 400 мотоциклов — это значительно меньше докризисных показателей. В таких условиях решение перенести сборку в Казахстан стало не только вынужденным, но и перспективным шагом. Уже сейчас на новой площадке собирают до 300 мотоциклов в месяц, что обещает значительно увеличить объемы поставок и вернуть былую популярность модели.
Сборка в Казахстане позволит вновь наладить продажи мотоциклов на родине, где интерес к ним только растет. Главной особенностью новых моделей останется соответствие стандарту Евро-5, что делает "Уралы" конкурентоспособными даже по сравнению с зарубежными аналогами. Генеральный директор Ирбитского завода Денис Кузнецов отмечает, что ежегодный рост заказов составляет 5–10%, а это значит, что впереди у легендарных мотоциклов новое дыхание.
Но сколько стоит мечта?
Теперь самое главное — цена. Как и в Советском Союзе, эти мотоциклы остаются символом не только мощности, но и статуса. В России стоимость "Урала" с коляской составит порядка 1,8–2 миллионов рублей. Да, это уже не "трудовая лошадка" для села, а высокотехнологичный байк, сравнимый с Harley-Davidson. Но разве можно измерить ностальгию и мечту о свободной дороге?
Таким образом, "Уралы" возвращаются не только как техника, но и как символ эпохи. А для тех, кто помнит, как ветер свистел в ушах, пока коляска мчалась по грунтовке, это, возможно, шанс вернуть утраченную часть молодости, правда, обойдётся эта мечта по цене как Лада Веста. Готовы поностальгировать за 2 млн. рублей? Пишите своё мнение ниже в комментариях, и не забывайте поставить лайк в поддержку канала. Спасибо за внимание.