- Сбежала! Батюшки! Федосья-то наша сбежала! - причитали дворовые девушки.- Ох, что будет, коли догонят ее и найдут.
Федосьи нигде не было.
В имении князей Куракиных начался переполох. Крепостную девушку искали весь вечер и всю ночь, но она как испарилась. Просто исчезла.
- А, может, не сбежала, а в реку бросилась? С тоски… - предположил кто-то из ее подруг.
Так что же на самом деле случилось с Федосьей и действительно ли она сбежала?
Обычная крепостная
История эта произошла в Саратовской губернии в 1847 году. В имение, принадлежавшее князю Куракину, прибыл Михаил Дубный - австрийский капельмейстер. Его назначили учителем музыки для детей хозяина имения, также он руководил хором музыкантов.
Сам князь Куракин в имение приезжал редко - по долгу службы находился то в Петербурге, то в Москве, а то и вовсе за границей. А потому в момент прибытия Михаила в имении его не было.
Австрийский музыкант быстро освоился на новом месте, со многими, в том числе и крепостными крестьянами, подружился - Дубному тут нравилось. Простор, природа, тишина, а какие девушки красивые - загляденье!
Одна из девиц - дочь крепостного приказчика - сразу приглянулась Михаилу. К сожалению, имя этой девушки не известно, поэтому условно пусть будет Федосья.
Федосья была обычной крепостной - необразованной, умеющей выполнять только работу по дому да безропотно принимающей свою участь невольницы. По всем “правилам” тогдашнего времени она должна была выйти замуж за такого же крепостного крестьянина и родить детей, которые тоже априори становились крепостными.
Но ей была уготована другая судьба.
Федосьино счастье
Музыкант Михаил Дубный ей тоже сразу понравился. Высокий, статный, симпатичный, галантный и вежливый, он даже к крепостным, выполняющим самую черную работу обращался на “Вы”. Михаил совсем не был похож на местных парней и этим покорил Федосью!
Он передавал ей записки с признаниями, но она не понимала, что там написано.
- Безграмотная я, - краснея отвечала Федосья и возвращала Михаилу его письма.
Но ему было все равно на уровень образования - он так влюбился, что готов был сразу же жениться на Федосье.
- А грамоте я тебя и наших детей научу, - говорил Михаил возлюбленной и тут же отправился к ее родителям свататься.
Родители Федосьи, конечно, ответили согласием - о таком женихе для своей дочери они и мечтать не могли! Думали отдадут ее за такого же крепостного, как и она сама, а тут музыкант посватался, да еще и иностранец.
Свадьбу сыграли уже через неделю, и казалось бы, молодожены могут спокойно жить и быть счастливыми.
Но был один нюанс. И даже не нюанс, а НЮАНСИЩЕ!
Свободному Михаилу, имеющему австрийское подданство, никто не сказал, что если он женится на крепостной, то и сам становится крепостным того человека, которому принадлежит его жена. То есть, крепостным князя Куракина.
Не предупредили
Почему его никто не предупредил? Почему не рассказали о том, какие в Российской империи законы относительно крепостного права?
Федосья и ее родители, вероятно, и сами не знали этих моментов. Возможно не знал и священник, проводивший обряд венчания. Ну а князьям Куракиным, на которых работал Михаил, то ли все равно было, то ли тоже не знали об этом.
В общем, по незнанию свободный Михаил стал крепостным.
О своем незавидном положении и новом статусе Михаил узнал случайно от приятеля Ивана Михайловича Кабештова, с которым познакомился в имении Куракиных.
Кабештов не понаслышке знал, что такое, когда свободный человек становится крепостным - он сам в детстве вместе с матерью был ввергнут в крепостную зависимость по незнанию.
К сожалению, в тот момент, когда Федосья и Михаил венчались, его в имении не было - иначе он бы предупредил их о последствиях такого брака.
Молодожены пригласили Кабештова в гости на новоселье, когда он уже вернулся. Они были очень веселы и счастливы, и Кабештов понял: Михаил Дубный совершенно не знает о том, что он стал крепостным. Иначе, какое тут веселье?
“... Им было непонятно, почему я не радуюсь такому счастливому событию? … Его, Михаила Дубного, никто не предупредил, что в России существовал закон: кто бы ни женился на крепостной девушке, должен тоже сделаться крепостным …В первое время, не желая мешать их счастию, я ничего не сказал об этом…” пишет И.М. Кабештов в своих мемуарах.
Лишь только через несколько дней он решился рассказать им обо всем. Михаил Дубный был сильно взволнован, и не знал, что ему теперь делать.
Федосья плакала…
- Так значит, если бы ты сначала знал, что станешь крепостным - не женился бы на мне? Так вот, значит, как ты любишь меня!
- Ну что ты такое говоришь? Женился бы! Но сначала бы купил тебе вольную у князя Куракина, - успокаивал любимую жену Михаил.
Что же делать?
Казалось, единственное решение - это просить у князя Куракина вольные. Михаил Дубный имел кое-какие сбережения, и был готов все отдать за вольные для себя и Федосьи.
В отчаянии Михаил написал письмо Куракину, рассказал всю ситуацию, но ответа никакого не получил. Он писал еще и еще - по-прежнему тишина. Вероятно, до князя эти письма так и не дошли, ведь он постоянно был в разъездах.
Просто так сидеть и ждать ответа от своего хозяина Михаил Дубный не мог. Нужно было что-то делать!
Выход он видел только один: бежать! Бежать за границу, на родину Дубного.
Вообще побеги крепостных не были редкостью. Но чаще всего их находили в первые же дни, возвращали, и беглецов ждали самые суровые наказания. Поэтому нужен был такой план, чтобы с большей долей вероятности удалось его осуществить....