Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
1967 г.
Арсений Тарковский
«В Зоне прямой путь не самый короткий».
Сталкер
Центральная тема Невидимого Мира
Актуальный сегодня фильм о том, что Будущее уже пришло. Навсегда. Человек – это его Желание. А оно всегда сбывалось. Тысячелетиями. Денежное рабство.
Роман Стругацкий относится к разряду «неэкранизируемых», подобно «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, «Солярису» Станислава Лема и «Смершу-2» Василия Головачева (обидно слабая экранизация 2009 г. под названием «Запрещённая реальность»).
Атмосфера мистицизма плохо переносится фото и видеоплёнкой, и первая версия фильма была полностью «убита» при проявке. Первоначальное место съёмки (Исфар, Таджикистан) был полностью разрушен землетрясением. Три раза менялась съёмочная группа. В ходе работы девять раз переписывался сценарий, в котором Тарковский был настойчивым соавтором именитых писателей. В ходе длительной адаптации романа главный герой Александра Кайдановского из крутого похитителя волшебных артефактов стал юродивым проповедником. В первые месяцы после премьеры факт выхода очередного фильма Тарковского никак не был отмечен в советской прессе. «Сталкера»! показали всего в трёх кинотеатрах Москвы на дневных сеансах. И это при полной поддержке Тарковского председателем Госкино СССР Филиппом Ермашем.
В 1981 году фильм получил премию Каннского кинофестиваля, Тарковский уехал за границу, а через 5 лет умер. Это был его последний фильм, снятый на родине.
Обзор философско-образной сценографии романа (Не познав себя, не узнаешь истинных желаний… своей Души, Атмана)
Пост-апокалипсис в 1979 году… Хаос, смута, диссолюция сознания в навязчивый скепсис были литературно «предписаны» человечеству Стругацкими, чтобы люди-таки встали на «Путь возврата к себе» через Мистическое Путешествие, как во всех легендах, мифах и религиозных историях мира.
«ЗОНА» НЕВИДИМОГО – это единственное, что осталось в фильме Тарковского от романа Стругацких. И ЭТО – ГЛАВНОЕ. Тарковскому в соавторстве с писателями удалось воссоздать ФЕНОМЕН ФАНТАСТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Зона – это проекция Невидимой Вселенной, рождённой из вакуума, его отрицательной гравитации и виртуального наполнения в ПЛАЗМУ ТВОРЕНИЯ, состоящую из доатомарного ПОТЕНЦИАЛА, создавшего не только звёзды, но и 9 измерений, в которых, по мнению современных учёных, спрятано 95% массы и «объёма» Невидимой Материи и Невидимой Энергии Мироздания.
Зона – это метафизическое ВСЕПРИСУТСТВИЕ, ЧИСТАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ «Я ЕСТЬ», лифт в Зазеркалье.
Тарковский, при глубоком рассмотрении, предлагает обновлённую живой этикой концепцию христианства, Таинства которого подобны Тайной комнате в фильме.
Последний эпизод с девочкой Мартышкой (в фильме нет имён, только Матрицы Идентичности), владеющей телекинезом – это пророчество Мастера о «детях индиго», для который силами нездешних Учителей строится новое, Космическое мировоззрение, СИНТЕЗ мудрости, направленной, как лазерный луч – в Небо, за пределы познаваемого, там где Истина открывается потерявшим надежду.
Спойлер. Скорее всего, говоря о Зоне, речь идёт о «петле времени», когда люди по своему желанию попадали туда, где можно было бы изменить всю их жизнь. Зона – это портал, открытый в наше время потусторонними существами из других измерений скорее всего по небрежности. Там не действуют некоторые физические законы и возникают крайне опасные явления, ввиду чего вход в Зону запрещён под страхом уголовного преследования. Тем не менее проводник (Сталкер) выполняет свою работу, которая в фильме похоже больше на монашеское послушание для покаянной души.
Эзопов символизм – давно забытое искусство советской театральной эпохи. Особенным мастерством «тайной выразительности», конечно же, владели Марк Захаров и Юрий Любимов. Тарковский, безусловно, перенёс эзотерико-символический театр на экран, сделав его живым художественным полотном загадочных образов и происшествий на гранях реальности. Но он добавил к этому открытое вертикально пространство чуда и прозрения. Люди, (уже) не знающие чего хотят – это в каком-то смысле приговор Системе «развитого социализма».
Персонажи созданы, конечно же, не Стругацкими, а лично Тарковским.
Нервно больной Кайдановский-Сталкер-Молитвенник не живёт в физическом теле, он часть мыслящего организма зоны, гибридное существо, разделённое между двумя мирами по линии сверхчувственного восприятия. Повязка на шее так и символизирует отделённость его головы от тела, сверхматериального от плотского. Он чувствует пространство как открытый космос. Он парит. Его Путь-в-Себя не имеет границ. Черная дыра отсутствия обычного смысла вибрирует у него в голове. Депрессия, безнадежность, тайноведение делает его «лёгким», не привязанным эмоционально к миру за пределами Иного. Он знает, что самый важный момент жизни – это встреча с Богом, который внутри нас и «комната» этой встречи – это вера заблудшего, вера ребёнка в любовь родителей, Зона Молитвы.
Романтическая жена-неврастеничка Сталкера(Алиса Фрейндлих): демон-мучитель и ангел-судья в одном лице. Сталкер привык к этому шуму в форме постоянного звучания тревоги и страха. Сталкер движется по Зоне не по своему желанию, а вследствие всеобъемлющего Закона Неизбежности, который Зона олицетворяет. Жена и мать их ребёнка - лунная тень Сталкера, собеседница от его имени с «другими», с нами, с кем Сталкер просто не стал бы говорить. Она вневременной Свидетель того, что «всё суета сует и всяческая суета». «Лучше горькое счастье со Сталкером, смертником и вечным арестантом, странником, чем серая унылая жизнь». Во как! Евангельский принцип следования за Благодатью…
Анатолий Солоницын, потерявший себя тщеславный Писатель - алкоголик и социопат, устал от собственного скепсиса, эмоционального уплощения, безверия, надвигающейся старости и от безысходности пустился во все тяжкие, включая пошлый флирт и экстремальное путешествие в Неизведанное, где теплится его надежа на Сверх-чего-то-там. Выученная беспомощность («мечтаешь об одном, а получаешь совсем другое») – самый убедительный тезис советской публики эпохи застоя, озвученный Писателем. Этим жил и Тарковский. Он хотел выйти из «Зоны нереализованности», тупиковой развинченности желаемого, возможного и НЕОБХОДИМОГО.
Авторы истории на экране были бы обескуражены парадоксом, что все желания исполняются, когда они пропадают, когда «и так хорошо», как у Сталкера, который не вхож в заветную комнату.
Почему-то Учёный-Маньяк в исполнении Николая Гринько (другой турист в Зону после Писателя) убеждённо считал Машину Желаний чистым Злом. Он напророчил, что Вечной Удачей воспользуются именно «тысячи несостоявшихся императоров, Великих инквизиторов, фюреров всех мастей, этаких благодетелей рода человеческого». Казалось бы Учёный, призванный к высокому интеллектуальному творчеству, является ярым противником «переделки мира, людей, законов жизни». Он уверен в том, что в подсознании человека живёт Преступление, мотивированное стихией разрушения как таковой, мафиозная эстетика власти. Он как-то рассчитал, что человечество рождено, чтобы уничтожить самоё себя, кстати в списке апокалиптических сценариев у Учёного была пандемия. Бомба, которой он собирался уничтожить Машину Желаний – это как «кубик Рубика», который в собранном виде представляет из себя вечный Абсурд, бег по кругу, отчаянное бессилие Разума перед Смыслом, точнее Замыслом.
Когда смотришь фильм, полезно «принюхиваться» к тонкоматериальной полевой атмосфере, смешанным запахам леса, ржавой военной техники и предгрозового электричества. Микс из давно разлитой солярки и диких цветов – это запах Зоны.
Интересно заметить, что в концепции романа прямое, необусловленное и не отложенное исполнение желаний – это вызов и угроза Системе, которая держится на недостатке у большинства и избытке у меньшинства. Ограниченность ресурсов – источник власти (Герберт Маркузе).
Вообще-то «система ловушек», Зона, в метафизическом смысле – это восьмиобразной круг Сансары, «американские горки» перерождений – воплощений-становлений-реализаций: «здесь не возвращаются тем путём, каким приходят». В психологическом плане Зона – мерцающая область самовнушения, зеркало отражения собственных состояний, ЛАБИРИНТ ИЛЛЮЗИЙ, Эго, основанное на концептуальном мышлении. Именно сложносоставная личность, «заряженная» желаниями, производными от гордыни, тщеславия, азарта, потребительского гедонизма, внушенных общественно ценных «идеалов» в итоге НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ХОЧЕТ САМА. Незнание того, чего хочет человек не в данный момент, а в целом, в своей жизни и есть канва романа Стругацких. Желание и есть ловушка, потому что оно ПРИДУМАННОЕ, а значит не сделает человека по-настоящему счастливым, психически здоровым.
В ходе просмотра фильма возникает несколько несущественных вопросов: почему в Зону не пускают женщин, отчего в Зоне так обильно растёт дикая конопля, отражает ли операторская работа ИСЗ (изменённое состояние сознания) режиссёра и символизирует ли загробный мир собака* и проход по тоннелю (напоминающий ускоритель элементарных частиц), как в фильме Шахназарова «Город Зеро»?
* Ксолоитцкуинтли (скоращенно Ксоло)– очень древняя порода собак, её история насчитывает больше 7000 лет. Этих грациозных животных ацтеки почитали как священный дар Бога Огня Ксолотля и как проводников душ умерших в подземное царство мёртвых Миктлан.
И ещё остаётся вопрос. Почему героине Алисы Фрейндлих ХОРОШО с таким человеком-катастрофой? Что имел в виду Тарковский? Может быть то, что у некоторых в крови, что Счастье, по сути, не имеет единственного числа?
Финальный план фильма – «неработающий» промышленный ландшафт. Не потому, что кто-то НЕ ХОЧЕТ и не потому, что кто-то НЕ МОЖЕТ, а потому что НЕ НАДО. Взгляд ребёнка в пустоту…
Конечно, после вселенной «Чужих», «Сталкер» покажется детской мистификацией, но этот фильм вдохновил и будет вдохновлять целые поколения Искателей, в том числе Евгения Александровича Файдыша, основателя школы трансперсональной психологии и реального Сталкера наших дней.
Но главный христианский мотив и Сталкера, и Соляриса, и Зеркала – это жизнь, ставшая молитвой, жизнь Творца своей Души.
«Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…
Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке».
Андрей Арсеньевич Тарковский
«Не надо мне числа. Я был и есть и буду».
Арсений Александрович Тарковский