Совершенно справедливо сказано древними «Все дороги ведут в Рим». Действительно в центре Рима находился столб обитый позолоченной бронзой и установленный еще императором Августом в начале нашей эры – именно сюда сходились мощеные камнем, крепкие римские дороги. По империи было проложено семьдесят тысяч километров дорог. Путешественники сравнивали их с прочными крепостными стенами, как бы лежащими в горизонтальном положении. Именно так они могли образно подчеркнуть значение дорог в жизни , торговле и военном деле империи.
Римские дороги - это кровеносная система империи, от которой зависели все области жизни Римского государства . Первые римские дороги были проложены в военных целях, и позднее власти постоянно следили за ними, как за стратегическими объектами. Их строили для того, чтобы легионы могли быстро добраться до «горячих точек» на границах. Поэтому вполне естественно, что строительство дорог было заботой самих военных. Закладка римских дорог начиналась с тщательных землемерных работ. По открытой местности дороги пролегали по прямой линии, а по пересеченной — петляли, взбираясь выше. Кое-где в холмах прорывали тоннели, а среди болот громоздили гати и по ним прокладывали дорогу дальше.
Часто землемеры с наступлением сумерек разводили костры, чтобы по ним выравнивать дорогу. Им помогали в работе самые современные для того времени приспособления : переносные солнечные часы — чтобы определять направление; грома — шест с горизонтальной перекладиной, с которой свисали четыре шнура с грузилами — для откладывания ровных линий и прямых углов; и хоробат — инструмент наподобие нивелира, определявший рельеф местности. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м, на поворотах — 4, 9 м. Дороги строили в четыре слоя. Основание делалось из булыжника. Затем шла опалубка из дроблёных камней, скреплённых бетоном. Над опалубкой клали слой кирпичной крошки. Верхним покрытием служили плоские плиты или крупные булыжники. Дороги специально делали чуть выпуклым в центре, чтобы дождевая вода и грязь сливались на обочины. Вдоль главных дорог, размещали межевые столбы с указанием расстояния до Рима. Самой старой дорогой считается Via Appia, или Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. э. Аппием Клавдием.
Серебряный денарий представленный на фото - это дневной заработок римского легионера, их чаще всего привлекали к строительству дорог, в перерывах между завоевательными походами. Денарий был равен 10 ассам, отсюда и его название, от латинского «denаrius» — «из десяти». На этом денарии мы видим чеканеный профиль римского императора Марка Ульпия Траяна (правил в 98-117 г.г. н.э.) круговая легенда содержит в себе весьма обширную титулатуру этого принцепса: IMP TRAIANO AVG GER DAC P M TR P COS VI , P P. мы это можем прочитать так - император Траян Август Германский , Дакийский, Великий понтифик, Народный трибун. Консул в 6-ой раз, Отец Отечества. (на монете легенда почти стерта, но легко восстанавливается по аналогичным экземплярам). Подробнейшее перечисление титулов позволило не только представить все победы над врагами империи и заслуги Траяна перед римским народом, но и с точность до года датировать монету. Шестое консульство Марк Ульпий Траян получил в 109 году н.э. - эта дата и является годом чеканки монеты.
На реверсе изображена женская полулежащая фигура с колесом в руках. Если это Фортуна – Богиня удачи, то помимо ее символа колеса судьбы, у нее должны быть и рог изобилия, и корабельный руль. Корабельного руля сдесь точно не наблюдается. Зато достаточно уверенно, прочитывается круговая легенда:
S P Q R OPTIMO PRINCIPI Сенат и народ Рима даровал Траяну титул Лучший Принцепс. Римляне действительно, еще долго считали Траяна лучшим правителем за всю свою историю. Этот титул был преподнесен Траяну в том числе и в благодарность за строительство новых дорог в Римской империи. Для Траяна, как полководца - дороги имели ключевое значенние в военном деле. Но вместе с тем положительно влияли и на всю экономику государства.
Под фигурой с колесом читаем: VIA TRAIANA– дорога Траяна. Все ясно перед нами персонификация ( символическое обозначение) Дороги Траяна и поныне сохранившейся в Италии! На реверсе денария изображена женщина олицетворяющая VIA TRAIANA, она лежит опираясь на скалу, в руках держит колесо повозки и ветвь. В 109 году серия этих монет из золота, серебра и бронзы, как свежий выпуск газеты, разлетелась вместе с торговыми караванами и легионами по отличным римским дорогам во все концы Pax Romano - римского мира, сообщая о благом деянии лучшего из правителей империи! Римляне ценили точность в цифрах. Поэтому, так точно датируется выпуск денария по VI консульству Траяна и эта же дата обозначает не менее точно, год строительства дороги Траяна!
Траянова дорога, более короткий путь, по сравнению с Аппиевой дорогой, идущая в портовый город Бриндизи. Она была построена по личному распоряжению императора Траяна на собственные его деньги, дорога сокращала время в пути от Рима до порта на 2—3 дня. Это имело очень важное значение, для снабжения римского плебса зерном и продуктами питания. Если строительство Амфитеатра Флавиев (Колизея) императорами Веспассианом и Титом, решало проблему «зрелищ», то строительство кратчайшей дороги к крупному порту решало проблему «хлеба» потому, что именно в Брундизи причаливали суда груженые зерном из житницы Римской империи - Египта.
Римляне любили и умели обставлять все значимые события своей жизни помпезными мероприятиями и запечатлевать это не только в монетной чеканке, но и в памятниках архитектуры. В начале Траяновой дороги (в Беневенте), в 114—117 гг. была установлена массивная триумфальная арка в честь императора. А через каждую милю устанавливали указатель с информацией о расстоянии до ближайшего города и о том, кто построил дорогу. Один из «мильных» столбов стоявших на Via Traiana сохранился до наших дней , надпись на нем гласит: «71 миля до Рима, Император Нерва Траян Август, Сын обожествлённого Нервы, Победитель германцев и даков, Великий понтифик, в 13 й раз трибун, в 6 й раз военачальник, в 5 раз консул, отец Отечества, на свои средства приказал построить дорогу из Беневента в Брундизий.»
Сеть римских дорог пронизывала практически всю Европу и Ближний Восток, Сирию и Иудею. На строительстве дорог трудились сами легионеры, получая в день плату равную одному серебряному денарию. Сохранились остатки старой римской дороги и на территории России. В Крыму до сих пор можно пройтись по древним камням , что слышали звон римских гладиусов в ножнах легионеров и увидеть колеи от римских повозок оставивших свой след на дорожных плитах . Эта древняя дорога называлась «Via militvm» и в начале нашей эры соединяла Харакс - римский военный лагерь на мысе Ай-Тодор, крупнейшая известная римская крепость в Крыму и город Херсонес.
Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.