Здравствуйте, уважаемые читатели. Задумал обзор межавторского цикла по мотивам произведений Аркадия и Бориса Стругацких, но решил повременить с этим делом. Были, некоторое время назад, планы создания новой рубрики, посвященной межавторским сериям. Даже опубликовал несколько постов о разных циклах. Дальше этого не пошло. Решил «реанимировать» тему, только уже в формате полновесных статей, с более детальным разбором той или иной межавторской фантастики. Ну а этот материал будет вводным: предваряющим обзоры «материальной части».
Несколько лет назад, готовясь к написанию небольшого поста о Рэе Брэдбери, читал о том, что в детстве, будущий писатель сочинял свои истории о Джоне Картере (серия Эдгара Берроуза «Джон Картер – марсианин»). Очень ему хотелось продолжений приключений полюбившегося героя. Как и миллионам других читателей по всему миру. И ведь не только читателей. Этим «грешат» и профессиональные писатели. Так, американский фантаст Лайон Спрэг де Камп увлекался творчеством другого американского фантаста Роберта Говарда. Он работал над биографией Говарда, разбирал черновики его произведений. В том числе, неопубликованные истории о Конане-варваре. Спрэг де Камп настолько вдохновился неистовым киммериийцем, что отредактировал эти самые черновики, дописал недостающие фрагменты и опубликовал истории, как соавтор Роберта Говарда. В дальнейшем, Спрэг де Камп, совместно с несколькими другими авторами, сочинил еще несколько новелл о приключениях Конана. Эти новые приключения не противоречили изначальной «биографии» героя, придуманной Говардом, а лишь дополняли ее. Это потом, многочисленные продолжатели уже не оглядывались на книги создателя Конана и продолжателей, сочиняя тысячи новых томов.
Не знаю, как там у Спрэга де Кампа и остальных авторов Саги обстояли дела с авторским правом. Перефразируя королевского стрелка Боромира из Винтерфелла, нельзя просто так взять и опубликовать фанфик, не обращая внимания на автора оригинала. Но, углубляться в эту тему не буду. Все-таки, посещающие мой блог юзеры, в подавляющем большинстве читают фантастику, а не пишут.
Еще одним известным ранним межавторским циклом стала серия «Мифы Ктулху», основанная на мистической фантастике Говарда Филлипса Лавкрафта. И «Ктулху» и «Конан» насчитывают, в настоящее время, десятки томов сотен авторов (если не больше).
В принципе, современные читатели могут даже и не знать о родоначальниках миров Конана и Ктулху и никогда не брать в руки книги Р. Говарда и Г. Лавкрафта. Они читали других авторов серии. Но бывает и наоборот, когда авторский цикл давно превратился в межавторский, но по-прежнему ассоциируется, главным образом, с его создателем. Так, одним из самых популярных циклов мировой научной фантастики является «Основание» Айзека Азимова, выведшее ее автора на вершину мировой фантастики. Гораздо менее известно, что в серии работали также и другие фантасты: Грег Бир, Дэвид Брин, Роберт Силверберг и др. Известный фантаст становится обладателем бренда, если можно так выразиться, и распоряжается этим интеллектуальным капиталом, по собственному усмотрению. Почему бы и нет, его право. Так, к примеру, фантаст Гарри Гаррисон имел гораздо большую популярность в нашей части света, чем у себя на родине. Потому, продолжения его известной серии «Мир смерти» написаны на русском языке Михаилом Ахмановым и Антом Скаландисом. Роман «Волкодав» Марии Семеновой стал знаковым событием для нашей фантастики. После его публикации, Семенова продолжила писать о приключениях Волкодава из рода серых псов (если не ошибаюсь, всего семь книг, включая первый «Волкодав»). Далее, была серия «Спутники Волкодава», в которой писали такие авторы, как: Павел Молитвин, Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая и др.
В общем и целом, все перечисленные межавторские циклы не задумывались изначально, а возникали на волне успеха фантастики одного автора (книги, или серии). Однако, та или иная литературная серия вполне может сразу планироваться как межавторский проект. Назову пару примеров таких проектов. В 1978-ом году зародился проект фэнтезийного меажвторского цикла «Мир воров». Первым делом придумали сеттинг, то есть фантастический мир, в котором работали авторы. Результат их работы сводился в издаваемый сборник – антологию. Редактором антологий, а также творцом фэнтезийного мира цикла, был фантаст Роберт Асприн. Всего, под редакторством Асприна вышло около двенадцати антологий «Мира воров», в которых включены новеллы таких маститых авторов, как: Пол Андерсон, Джо Холдеманн, Филип Фармер, Альфред ван Вогт, Джон Браннер, Кэролайн Черри и др. К фэнтези можно добавить пример проекта научной фантастики, с нуля развивавшегося, как межавторский. Так, космооперный цикл «Боевой флот», выходил в 1988 – 1983 гг. Над ним работали Пол Андерсон, Кристофер Сташефф, Энн Маккефри, Кэтрин Куртц, Стив Перри и другие авторы. Редактировали и курировали серию писатели Дэвид Дрейк и Билл Фоссет. Основой легендариума серии стало противостояние Альянса планет, населенных землянами, и защищаемых централизованным Флотом, и злобных инопланетян - халиан, совершающих набеги на миры человечества.
Вспомню пару – тройку наших проектов фантастических циклов. О большой серии «Этногенез» делал пост на канале. В основу сюжета его сеттинга, заложено допущение существования могучих древних артефактов. Также, писал о серии «Анабиоз», где авторы работали в постап – мире, в котором человечество впало в забытье на несколько десятилетий, а потом пришлось начинать все сначала. Межавторский цикл S-T-I-K-S основан и ведется популярным современным фантастом Артемом Каменистым. Сеттинг (фант. мир) цикла представляет собой некий парралельный мир, или пространство, хаотически устроенное, куда перемещаются куски (кластеры) из других измерений (в том числе, нашей Земли). Место это не сильно веселое, но дюже опасное, что способствует приключениям героев. Многие принципы и законы мироздания Улея (мира цикла) совпадают с функциями виртуальных игр (типа, сохраняться – прокачаться). Такое фантастическое допущение соответствует фантастическому жанру РеалРПГ. В цикле S-T-I-K-S, кроме самого Каменистого, пишут Кирилл Шарапов, Юрий Уленгов, Наиль Выборнов, Денис Владимиров и др. Последние книги серии вышли в 2022-ом году
Из этих авторов, читал только Каменистого и Шарапова. Но это нормально в наше время, когда имеется много жанров и направлений, в которых работают самые разные фантасты. Всего и всех знать невозможно и я, в этом плане, не исключение.
Приведу еще один пример из классической фантастики, с более знакомыми мне писателями. В 2013 г., под эгидой Сергея Лукьяненко, был дан старт серии «Пограничье», главной особенностью ее вселенной стало наличие «центрального» мира для многих измерений, который так и называется – Центрум. С 2013 – 2018 гг. в цикле опубликованы десять романов, над которыми работали Сергей Лукьяненко, Михаил Тырин, Александр Громов, Владимир Васильев и др.
Остается упомянуть межавторские литературные серии, являющиеся производными от фильмов, сериалов, компьютерных игр, комиксов и т.п. Они более свойственны для заокеанской фантастики, где извлечение прибыли поставлено на поток. К примеру, успех того или иного фильма, запускает параллельный литературный цикл, сувениры, бренды, футболки, настольные и компьютерные игры. Правильно, в принципе, делают. В рамках научной фантастики и фэнтези можно создавать шедевры, выражать нетривиальные идеи, баловать читателей авторским подходом, стилем и языком. Но сам жанр коммерческий, по сути. Его главное назначение – развлечение зрителя, а значит, как ни крути, закон спроса и предложения тут должен главенствовать. Но это так, банальное отступление от темы. Литературную часть одной из самых знаменитых фанатстических франшиз, по мере сил, стараюсь обозревать здесь, на канале. Речь идет о межавторском цикле «Звёздные войны». По объему, литературная Вселенная ЗВ может и уступает циклу о Конане и Ктулху, но ненамного. Сделал восемнадцать обзоров по ЗВ и есть еще про что писать. И это только переведенные книги. Довольно обширна литературная часть франшизы «Звездный путь». А есть еще книги по Warhammer 40 000, Warcraft, «Вавилон – 5» и многим другим франшизам.
У нас с этим не так хорошо, просто потому, что масскультура на порядок меньше, по масштабу. Ну и особо примеров то привести не могу. Знаю, что первый фильм кинофраншизы «Последний богатырь» был новеллизирован (роман Алины Кусковой «Последний богатырь»). Правда, это один роман, а обзор посвящен межавторским циклам. Также, есть компьютерная игра «Последний Богатырь: Герои Белогорья». Супергеройская киносерия о майоре Грома возникла на основе комиксов. Но, это скорее ближе к экранизациям.
Наверное, полноценной литературной межавторской серией можно считать Вселенную «Миры Содружества - EVE Online». В ее основе популярная во всем мире сетевая игра (ММOG – массовая многопользовательская онлайн-игра) EVE Online, легендариум которой включает космические альянсы и планеты, заселенные потомками землян, особенные технологии, корабли, вооружение. Особо не интересовался переводной литературой по EVE Online, но насколько понял, она более смахивает на классическую космооперную фантастику. В русском сегменте, серия «Миры Содружества - EVE Online» обзавелась своеобразным каноном, по которому главный герой – это попаданец из нашего времени в космическое будущее, осваивающийся с низов в новом мире. Конечно же, по законам жанра, в подавляющем большинстве подобных сюжетов, героев ждет успех. В цикле пишут такие, специализирующиеся на всяком разном попаданстве авторы, как: Константин Муравьев, Андрей Дай, Константин Шаров, Андрей Буревой, Николай Дронт и… несть им числа.
На этом буду закругляться. Всего не перечислишь, но что-то вспомнил, а еще, надеюсь, в комментариях меня дополнят. Думается, что задачу представления рубрики выполнил, сделал какую-никакую попытку классификации, вспомнил истоки межавторских фантастических циклов. Надеюсь, было нескучно. Читайте фантастику.
Ссылки на все опубликованные материалы канала дублируются в ТГ Интересной фантастики: https://t.me/infantastika