Маргарита Семёновна в последний раз окинула взглядом своё жилище, утирая слезу, и заперла замок. Немного поразмыслив, она вернула ключ на привычное место — под консервную банку, приютившуюся на крылечке.
Она немного подтянула к себе трость, служившую ей опорой при ходьбе. Ноги в последнее время подводили, из-за чего она и решилась податься в дом для престарелых. Маргарита Семёновна пережила много потерь — в молодости она похоронила родителей, позже мужа, который трагически погиб на мотоцикле. Со временем вышла замуж снова, но судьба, как оказалось, уготовила ей хоронить своих близких в одиночестве.
🔹 Рассказ авторства Надежды Боковой
Сына она потеряла молодым, он простудился и не смог оправиться. В больницу его положили, да обратно он так и не вернулся. Супруг тоже ушёл из жизни, едва достигнув 60 лет, и Маргарита Семёновна к старости осталась одна. С тех пор, как она похоронила мужа, прошло уже 15 лет, а ей самой перевалило за 70.
Она держала огород в порядке, ухаживала за курочками. Всё шло своим чередом, пока здоровье не начало подводить. Городской врач говорил, что ноги нужно лечить постоянно. Но где взять силы, учитывая, что за курочками тоже надо присматривать? Да и кошка, которая стала почти родной, тоже требовала внимания — её покойный муж ещё полуслепым котёнком принес.
Полгода назад кошка ушла на радугу, прямо у Маргариты Семёновны на руках. Оставшись одна, она начала неспешно собираться. Договорилась с соседкой, чтобы та забрала курочек — те были молоды, и года им не исполнилось. Огород тоже оставила соседке, кто знает, может, удастся ещё повидаться.
— Ох, Рита, жаль мне, — соседка вытерла глаза. — Взгляну на дом — слёзы наворачиваются. Как же так?
— Так надо, — ответила Маргарита Семёновна. — Там уход хороший, воду носить не нужно, и дрова колоть тоже. Ты же знаешь, как мне тяжело с этими делами управляться.
— Понимаю, дорогая, потому и не отговариваю, — призналась соседка.
Маргарита Семёновна закончила свои дела и отправилась к автобусной остановке. Ей предстояло добраться до автовокзала, немного переждать и затем сесть на другой автобус, делающий остановку возле дома престарелых.
Вместе с внучкой соседки они позвонили в дом престарелых. Там приветливая женщина всё подробно объяснила, и Маргарита Семёновна всё записала.
Автобус пришёл вовремя, но без малых неприятностей не обошлось: одну ногу она смогла поставить на подножку без проблем, а вторая отказывалась слушаться. Тогда она попробовала с другой ноги начать, но теперь первая двигаться не хотела. Водителю и пассажирам пришлось прийти на помощь.
— Не переживай, бабуль, выходить будет легче, всё с горочки пойдёт, — подбодрили её парни, помогавшие забраться в автобус.
Маргарита Семёновна рассмеялась вместе с ними. Что делать, пинок к жизни пинком остаётся, а ниже земли не упадёшь.
Во время поездки Маргарита Семёновна от усталости немного задремала, ведь ночью она почти не смыкала глаз, размышляя о доме. Продавать его нет смысла — даже красивые хоромы у них в деревне годами стоят без покупателей. Она тщательно подготовилась к поездке: напекла пирожков, блинов и заварила большой термос чая.
На автовокзале оказалось немного людей, и Маргарите удалось занять свободную лавочку в углу. Она решила перекусить, развернула пакетики, но почувствовала, что кто-то смотрит на неё. Подняв глаза, она увидела девочку лет десяти, а может и старше, с умными глазами, но маленького роста. Рядом сидела женщина, наверно, её мать, излучая какую-то тоску.
— Иди сюда, — с доброй улыбкой пригласила Маргарита девочку.
Малышка в ответ тоже улыбнулась и стала спрашивать маму, можно ли подойти.
Женщина по имени Инна растерянно огляделась, но, увидев взгляд дочери, разрешила приблизиться. Девочку звали Мариша, и она с жадностью принялась за угощение, тогда как мать взяла только чай.
— Не стесняйтесь, это от чистого сердца. Там, куда я еду, меня кормить будут, — сказала Маргарита, протягивая пирожок Инне.
— А куда вы направляетесь? — спросила женщина.
— В дом престарелых, — ответила Маргарита Семёновна.
Инна поперхнулась от неожиданности.
— Как же вас родственники отпустили? — удивилась она.
— Да нет у меня никого, не переживай. С моими ногами одной жить тяжело, так что я сама всё обдумала и решила, — пояснила Маргарита. — А вы почему здесь одна с дочкой? — поинтересовалась она, заметив, как сытая Мариша уже бегает по залу.
— Мы от свекрови сбежали, — вздохнула Инна.
— Как это от свекрови? Не от мужа? — удивилась Маргарита.
— Да и сама не знаю, от кого. Вместе год жили, сейчас муж в другом городе, и свекровь заявила, что он там себе новую жену нашел, лучше, чем я. Я не удалась — не из благородных, как говорится, и с чужим ребенком, — усмехнулась Инна.
— Вы были женаты всего год, а он уже ушел? И ты поверила? — спросила Маргарита.
— А что мне ещё оставалось? Он сам мне так сказал по телефону, — пожала плечами Инна.
— Куда же теперь направляетесь? — поинтересовалась Маргарита.
— Пока не знаю. Наверное, я плохая мать, раз просто схватила ребёнка и ушла, — сказала Инна.
— Нет у тебя совсем никого, кто бы помог? — спросила Маргарита.
— Есть тётя, но она давно переехала и вышла замуж за границей. Мы сильно поссорились перед её отъездом... — ответила Инна.
Пожилая женщина немного задумалась, а потом предложила:
— Знаю, как тебе помочь. Если что, продать сможешь.
— О чём вы? — удивилась Инна.
Маргарита Семёновна посмотрела на часы и сказала:
— У нас есть почти час. Пошли, недалеко отсюда нотариус.
Они быстро направились туда, хотя Маргарите и нелегко было идти. По дороге она размышляла о подробностях и строго сообщила:
— Жаль, конечно, такие дела впопыхах не делаются.
***
Маргарита Семёновна пыталась объяснить у нотариуса:
— Вы меня не понимаете. Нам очень важно это сделать прямо сейчас. Я еду в дом престарелых, а Инна с ребёнком может оказаться без крыши над головой. Вы бы могли помочь?
Нотариус смягчился:
— Могу составить предварительные документы, а затем приеду к вам в дом престарелых для окончательного оформления.
— Вот видите, можно иногда поступать по-человечески!
— Вам не кажется, что это неправильно — просто так отдать дом? — сомневалась Инна.
Маргарита с теплой улыбкой ответила:
— Это не просто так. Я не хочу оставлять дом пустовать и зарастать бурьяном. Пусть там живут хорошие люди, и он принесёт пользу.
Через полчаса Инна, обняв Маргариту, тихо плакала:
— Огромное спасибо вам.
— Знаешь, Инна, хотя мы и немного знакомы, чувствую, что хорошие вы с дочкой люди, — смахнула слезу Маргарита. — Теперь пора мне в путь, а то расстроюсь, давление поднимется. А тебе желаю встретить там хорошего друга, — добавила она, смеясь, и Инна помогла ей подняться в автобус.
— Мы обязательно вас навестим с Маришкой, — пообещала Инна.
— Приезжайте, я буду рада. Но если не выйдет — не обижусь. Я понимаю, жизнь штука непростая.
***
Маргарита Семёновна начала привыкать к новой обстановке. В комнате с ней жили ещё две женщины.
Одна из них, хотя и не была совсем старой, потеряла ноги из-за несчастного случая на железной дороге 15 лет назад. Спустя три года дети привезли её сюда. Другая женщина, постарше, сидела у окна с книгой и постоянно ждала своего сына, который уже никогда не придёт — соседка шепнула Маргарите, что он погиб 10 лет назад. Её в дом престарелых привезла невестка, у которой больше не оставалось сил ухаживать за ней, хотя она и раз в неделю навещает, привозя гостинцы. Однако они редко общались.
Спустя неделю соседки уже немного знали друг о друге. Елена Михайловна, потерявшая ноги, вздохнула и сказала:
— Пожалуй, ты правильно сделала, Маргарита. Когда никого не остаётся, тут всё же спокойнее.
— Ноги мои совсем отказали, а дом у меня был большой, деревенский. И воды принести, и дрова, и снег расчистить — всё на мне. Однажды пошла за валежником, а обратно не могу вернуться. Думала, так и останусь там, в лесу. Тогда и подумала: пора туда, где помогут, — поделилась Маргарита. — Давайте чаю выпьем, девчонки, повеселее будет. Вино нам нельзя — давление, а вот чаю заварю. У меня есть свой сбор, лесной, садовый. Такого вы ещё не пробовали, — предложила она.
Они устроили чаепитие, и даже та соседка, что обычно сидела у окна и ни с кем не разговаривала, поддалась аромату и сказала одно слово: «Вкусно». Елена Михайловна пододвинула к ней вазочку с конфетами:
— Ешь, не стесняйся.
Затем обратилась к Маргарите:
— А дом-то твой жалко, без хозяйки остался...
Маргарита спокойно ответила:
— Не волнуйся, не зарастёт. Я его перед отъездом отдала хорошей семье с автовокзала — они уж точно о нём позаботятся.
— Прямо на автовокзале кому-то отдала? — удивилась Елена Михайловна.
— Да, но не первому встречному, а тем, кто в нём действительно нуждается, — улыбнулась Маргарита.
Елена Михайловна, поражаясь, сказала:
— Да у тебя сердце доброе, пережив столько, оставаться такой.
— Да я сама счастлива, — ответила Маргарита. — Так бы стоял дом да разрушался. Пусть лучше заботятся о нём.
Тут они замолчали каждая о своём, пока не услышали, как к дому престарелых подъехало несколько машин.
— Что-то новенькое! — воскликнула Елена. — Может, проверка?
Маргарита подошла ближе к окну:
— Нет, смотри, это мои Инна и Мариша!
Выйдя навстречу, Маргарита не могла сдержать слёз. Она обняла Инну, а затем почувствовала, как и Мариша прижимается к ним.
— Здравствуйте. Я Андрей, муж Инны, — начал молодой человек, подошедший к ним. — Надеюсь, вы выслушаете меня.
Когда они вошли в гостиную для встреч с посетителями, расселись на диване, он начал свой рассказ:
— Всё, что произошло, — это из-за моей мачехи. Она строила планы, чтобы наследство досталось ей, но отец сделал иначе. Она устроила ловушку — нашла человека с голосом, похожим на мой, чтобы разрушить мою семью. И она почти получила то, что хотела.
— Если бы не вы, Маргарита Семёновна... — сказала Инна. — Мы приехали попросить, чтобы вы жили с нами в городе. У нас большая квартира. Пусть ваша доброта станет частью нашей семьи. И ваш дом не будет забыт: мы будем приезжать туда как на дачу.
Все жильцы дома престарелых наблюдали за происходящим у окон. Для многих это было редким событием, и кто-то с сочувствием, а кто-то с завистью провожал Маргариту взглядами, когда она садилась в машину с новой семьёй.
Конец.
👍Ставьте лайк и подписывайтесь на канал с увлекательными историями.✅