Найти в Дзене
Дневник журналиста

«Слава труду!», плотник Митька и «гарем». Как 75 лет назад строили железную дорогу в Волгодонск и станцию Добровольская

Оглавление

С чего начиналась история Волгодонска, кто и когда построил первые дома на железнодорожной станции, в каком месте должен был находиться вокзал нашего города и при чём тут «гарем».

Узнала очень важное. История моей семьи тесно связана со строительством Волгодонска. Поэтому я и решила выяснить, как всё тут начиналось 75 лет назад. А начиналось всё не только с Цимлянского моря и ГЭС, Волго-Донского канала, но и с железной дороги и вокзала.

СПАСИБО, ЧТО ПОДПИСАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ
СПАСИБО, ЧТО ПОДПИСАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ

Сейчас это место «старта» Волгодонска отлично видно из окна моей 9-этажки, что стоит в первой линии высоток у залива в новом городе. В обзор попадает вся береговая полоса старого города: от кранов в порту и элеватора до «свечек» в районе ЮЗР. А ж/д станция прямо перед глазами: от розоватого здания вокзала, поднявшего свою башню, как человек поднимает руку в приветствии, до синего спецкрана.

Зимой сквозь деревья без листвы просматриваются проезжающие грузовые и пассажирские составы. А в хорошую погоду, особенно по утрам, отчётливо слышны команды и объявления по громкой связи дежурного диспетчера.

Южный участок

Веским основанием для появления в этом месте признаков цивилизации в виде железной дороги в конце 1940-х годов стала Цимлянская ГЭС. Масштабные работы по возведению её плотины требовали доставки огромного количества грузов и стройматериалов, а также десятков тысяч рабочих. Преимущественно – заключённых ГУЛага. Но не только. Было много комсомольцев и коммунистов, недавно вернувшихся с войны.

Единственным решением проблемы стало строительство железной дороги. Оно велось к плотине одновременно слева и справа: от железнодорожных узлов Морозовск (110 км) и Куберле (66 км). Так на южной ветке Куберле – Цимлянская появился строительный объект №609 – прародитель будущей станции и волгодонского ж/д вокзала.

Карта южного и северного участков ж/д на пути к Цимлянской ГЭС
Карта южного и северного участков ж/д на пути к Цимлянской ГЭС

На северном участке – от Морозовска до Цимлянска – профиль будущей дороги не представлял особых сложностей. Его завершили в октябре 1949 года.

Южный участок от станции Куберле оказался сложнее: на нём требовалось возвести мост через реку Сал. Здесь случилась авария: платформы и краны моста из трёх пролётов рухнули на 12-метровую глубину балки Нагибинская. ЧП произошло в обеденный перерыв, когда около 300 человек ушли в столовую. Благодаря такому совпадению никто не пострадал. Но пуск дороги был отсрочен на 4-5 месяцев, и поезда со стороны Куберле пошли только в мае 1950-го, начались регулярные грузовые операции.

В постоянную эксплуатацию обе линии приняли в 1951 году. Тогда же станции присвоили название Добровольская.

Что в имени тебе моём

В нескольких километрах от нынешнего Волгодонска, ещё с 1930-х годов на берегу Сухосолёновской балки существовал хутор Добровольский (сейчас это несколько улочек Красного Яра, зажатых между заливом и железнодорожными путями).

Именем этого хутора, как ближайшего географического пункта, и была названа строящаяся железнодорожная станция. Утверждали название в управлении Сталинградской железной дороги и не приняли в расчёт того, что хутор уже поглощён другим населённым пунктом – Красным Яром.

А как будет называться посёлок эксплуатационников, который строился в границах улиц Волгодонская – Советская – Пушкина – Ленина и переулка Почтового, ещё никто не знал.

Так новая станция и получила первое имя Добровольская: по исчезнувшему в год её появления хутору. И только в 1964 году её переименуют в станцию Волгодонская в составе Сальского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Первые дома

Известно, что строительство жилья началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска. Первыми справили новоселье счастливчики из дома №2 по пер. Пушкина. Было это в феврале 1951-го.

Но доподлинно известно, что ещё в конце 1949 года рядом со станцией Добровольской началось строительство домов для железнодорожников. Первым заложили двухэтажный дом по улице Морской, 23 в. Его успели построить за три месяца. В начале 1950-го заложили ещё три жилых дома – №№ 17 в, 17 г и 17 д. С другой стороны ж/д вокзала выстроили три одноэтажных домика на две семьи – каждый, для руководящего состава станции. Все дома были с печным отоплением.

Очевидно, что дом на ул. Морской, 23 в построили на год раньше, чем на ул. Пушкина, 2. Но здания в посёлке эксплуатационников и возле вокзала принадлежали разным ведомствам. Станционные – железной дороге, и городскими объектами не считались.

При этом факт первоочередности строительства остаётся фактом. И, возможно, к юбилею стоит подумать об установлении таблички на первом доме города по ул. Морской.

Как и о сохранении водонапорной башни. Она существует с 1950 года. Обеспечивала водой первое жильё, нужды станции и гидроколонки для заправки паровозов. С каждым годом башня разрушается всё больше, хотя по праву может считаться символом юного Волгодонска.

Доброволец Дмитрий Гладков

Среди вольнонаёмных, которые обеспечивали строительство станции Добровольская с октября 1950 по декабрь 1952 года был и мой дед по маме фронтовик Гладков Дмитрий Алексеевич.

К началу строительства порта пяти морей ему 37 лет. За плечами – Великая Отечественная. В ряды РККА Дмитрий Гладков призван Зимовниковским РВК ещё в мае 1941-го, зачислен стрелком в 42-й зсп, а 18 июня, за три дня до нападения гитлеровцев, принял присягу.

Воевал в составе 755-го стрелкового полка 217-й стрелковой дивизии Западного фронта. В сентябре 1941-го под Смоленском получил серьёзное осколочное ранение в левую ногу.

После мытарств по госпиталям, с ноября 1944-го по июнь 1946-го служил повозочным гужтранспортного взвода 55-го восстановительного железнодорожного батальона 36-й железнодорожной бригады. В августе 1946 г. награждён медалью «За боевые заслуги».

С войны дедушка вернулся только поздней осенью 1946-го. Кроме фронтового опыта он имел 5 классов образования, профессии техника-животновода и плотника, брался за любую работу. К концу 1949 года у него уже двое детей. Нужно было кормить семью, которая к началу строительства станции «Добровольская» переехала в хутор Раздорский, что в пяти километрах от Куберле.

Как вспоминает моя мама, её отец устроился в новую контору. В народе её называли «гарем». Это был штаб строительства железной дороги Куберле – Добровольская, которая проходила в 500 метрах от подворья Гладковых.

По этой «железке» по утрам на товарняке вольнонаёмных специалистов увозили в будущий Волгодонск, а вечером привозили назад. На нашей станции как раз строили двухэтажные домики.

Между прочим, на открытие Волго-Донского судоходного канала (к Цимлянской ГЭС) 27 июля 1952 года все работники стройки ехали со стороны Сальска на железнодорожных платформах. В том числе и плотник Дмитрий Гладков со своей старшей дочерью - 9-летней Таей, теперь - моей мамой.

Помню, что в детстве, на мои вопросы о больных руках, дедушка отвечал: когда работал на Добровольской, один таскал тяжёлые доски на второй этаж, брёвна на крышу – не чувствовал усталости. Старался, всё делал на совесть, хотя бригадир нет-нет, да ругался: «Митька-Митька, щё ты робиш?! Хиба ж так можно…» Вот и вышел к 60-ти годам энтузиазм боком.

Контора же, как выяснилось из трудовой книжки деда, это вовсе не гарем, а сокращение «Горем-39 МПС» – головной ремонтный поезд №369Министерства путей сообщения, куда мамин отец был зачислен сначала плотником, а потом переведён на должность столяра-станочника.

Всю жизнь дедушка хромал. После нагрузок рана сочилась, и когда дед её бинтовал, порой сквозь лопнувшую розовую кожу можно было видеть большую берцовую кость.

Инвалидность по своему ранению он так и не оформил. Но его случайная встреча в зимовниковском госпитале с женой в 1942-м, после которой родилась моя мама, стала счастливой. И это уже совсем другая история…

Ушёл из жизни Дмитрий Алексеевич в 1982-м. Ему было 69 лет. А первые дома в нашем городе (им скоро 75 лет!), построенные с участием деда и других фронтовиков и тружеников тыла, стоят.

Запись про "гарем" в трудовой книжке деда
Запись про "гарем" в трудовой книжке деда

Нынешним летом мы с младшей дочерью сходили к ним на экскурсию. Сняли видео. Пообщались с жителями, посмотрели. Квартиры приватизированы. Деревянные оконные рамы заменены на пластиковые.

Людмила Афанасьевна, которая последние 20 лет живёт в доме по ул. Морской, 23 в, рассказала, что сохранились и деревянные полы. Они поскрипывают, кто-то покрыл их линолеумом или ламинатом, но в квартирах тепло зимой и прохладно летом. Полы тоже стелил мой предок.

Думаю, что и фигурные балки, на которых лежат крыши двухэтажных зданий, помнят прикосновение его рук.

Железнодорожный вокзал

Первое время это были три вагона. В одном из них находился дежурный по станции, в других оборудовали билетные кассы и небольшой зал ожидания.

Настоящий одноэтажный появился в 1951 году. В правом его крыле находились кабинет начальника станции и отделение милиции, в центре – зал ожидания и билетные кассы, в левой части – телеграф. На просторной привокзальной площади, работал небольшой продуктовый, он же и промтоварный магазин, единственный в округе.

Строительство Атоммаша потребовало расширения станции. В 1976 году здесь уложили пять дополнительный путей, со временем их стало 14. Приёмо-отправочные пути удлинили на 200 метров. В 1984-м ввели пост электрической централизации: он переводил стрелки с пульта управления дежурного.

Событием для Волгодонска стало введение в эксплуатацию нового вокзала. По первоначальному Генплану вокзал должны были строить в месте размещения сейчас знака «Слава труду!» на ул. Морской с выходом на площадь Победы. А старое здание подлежало сносу.

Не случилось. Во-первых, уже красовалась улица 50 лет СССР с общежитиями, сформировавшая «выход» в город. Во-вторых, железнодорожники не хотели нести затраты на перенос платформы и части приёмо-отправочных путей.

Поэтому старый вокзал надстроили вторым этажом с высоким перроном, усилили техпомещениями, облицевали плиткой и соединили все корпуса общей крышей с навесом. Так в 1977 году появился новый комплекс, объединивший в себе и ж/д вокзал, и автостанцию.

-10

#история #стройки #волгодонск #железныедороги #вокзалы #станциядобровольская #фронтовики #цимлянскоеводохранилище #цимлянскаягэс