Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Шопоголизм

Потребление товаров и услуг стало неотъемлемой частью жизни многих людей. Однако для некоторых шопинг превращается в настоящую зависимость, которая может привести к серьёзным финансовым и психологическим проблемам.

Что такое шопоголизм?

Шопоголизм, или ониомания, — это зависимость от процесса совершения покупок, которая проявляется в неконтролируемом стремлении приобретать большое количество товаров, часто ненужных или неподходящих для реальной жизни и может привести к негативным последствиям для человека и его близких. Люди, страдающие шопоголизмом, могут тратить значительные суммы денег на ненужные вещи, не задумываясь о последствиях.

Чаще всего покупаются:

  • одежда
  • предметы туалета
  • парфюмерия
  • бытовая техника

Признаки шопоголизма

Среди основных признаков шопоголизма можно выделить:

  • бессмысленность и беспорядочность совершения покупок;
  • изменённое состояние сознания в момент совершения покупок;
  • навязчивый характер желания покупать, особенно в моменты раздражения, неудовлетворённости, при чувстве одиночества или разочарования;
  • повышение толерантности (стремление совершать всё более крупные покупки в больших количествах с меньшими временными интервалами);
  • абстинентный синдром, проявляющийся в чувстве дискомфорта, раздражительности, озлобленности и т. д. в ситуации невозможности совершения покупок;
  • сильные угрызения совести после приобретения покупок.

Исследования шопоголизма

Учёные исследовали электрическую активность головного мозга женщин-покупательниц с помощью магнитно-резонансной томографии. Результаты экспериментов показали, что во время шопинга способность здраво и рационально мыслить значительно снижается, а напряжение в отделах мозга, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, возрастает.

Предвестники ониомании

  • привычка бродить по магазинам
  • потеря чувства времени в магазине;
  • проявление интереса к рекламе улучшение настроения от покупок;
  • переживание волнения во время совершения покупок;
  • появление чувства вины после приобретения товара;
  • возникновение внеплановых задолженностей из-за покупок.

Гендерные признаки ониомании

Ониомания является типично женской зависимостью (90 % ониоманов — женщины). Возрастной диапазон очень широк — от 18 до 50 лет.

Мужчины-шопоголики также существуют, но их интересы в покупках могут отличаться (чаще покупают инструменты, бытовую технику, часы, ручки, запонки, телефоны, ноутбуки, автомобили (Элтон Джон, Майк Тайсон «Пищевая Шопомания» тоже удел мужчин)

Психологические особенности ониоманов

  • низкая самооценка;
  • высокую тревожность;
  • склонность к депрессии;
  • недостаток острых ощущений;
  • повышенную эмоциональность, неуравновешенность;
  • развитое воображение;
  • импульсивность;
  • проблемы в отношениях с противоположным полом

Факторы, способствующие ониомании

  • распространение рекламы, создающей мощную иллюзию того, что купив товар (парфюм, машину, зубную щетку и др.), человек станет успешным, могущественным, удачливым, счастливым;
  • услужливость продавцов
  • упрощение способа совершения покупок (распространение системы купонов, интернет-магазинов и т.д.);
  • упрощение системы оплаты (использование безналичного способа);
  • кредитные карты (на 10 % тратится больше, чем при оплате наличными)
  • акции распродаж в магазинах.

Влияние рекламы на развитие шопоголизма

Реклама оказывает огромное влияние на нашу жизнь, формируя наши предпочтения и желания. Она создаёт иллюзию яркой и красочной жизни, обещая решение всех проблем с помощью определённых товаров или услуг.

Информация в рекламе обычно проста и завлекательна, что делает её доступной для широкой аудитории. Фразы в рекламе часто прямые и понятные, что облегчает восприятие информации.

Лотереи и соревнования, предлагаемые рекламой, создают ощущение участия в чём-то значимом и интересном. Конкретные императивы, такие как «купи сейчас» или «успей до конца акции», стимулируют немедленное действие и покупку товара.

Иллюзия единства, создаваемая рекламой, объединяет людей вокруг общих интересов и ценностей. Образ животных в рекламе часто ассоциируется с добротой, здоровьем и благополучием, что привлекает внимание аудитории.

Центральный образ для мужчин — женщина, а для женщин — ребёнок, так как они считаются символами красоты, нежности и заботы. Имитация абстинентного синдрома и повышения толерантности к определённым товарам или услугам создаёт ощущение необходимости покупки и привыкания к продукту.

Влияние "Магазинной реальность"

Каждый раз, когда мы заходим в магазин, нас окружают различные факторы, которые влияют на наши решения о покупке.

  1. Большие торговые тележки: за последние 40 лет их размер увеличился в два раза, что позволяет покупателям брать больше товаров.
  2. Фрукты и овощи на входе: сначала мы покупаем полезное, а потом уже расслабляемся.
  3. Цветы на входе: «ароматерапия» вызывает выработку гормона удовольствия дофамина.
  4. Дегустация пищи на входе: активирует чувство голода и стимулирует покупки.
  5. Молочные продукты в дальнем углу: это может вызвать желание купить что-то другое.
  6. Постоянная смена местоположения товаров: это замедляет ход покупателя и позволяет продавцам предлагать дополнительные товары.
  7. Мелкая плитка на полу: в дорогих отделах она заставляет тележку тарахтеть громче, что замедляет ход покупателя.
  8. Самые дорогие товары на уровне глаз: так они быстрее продаются.
  9. Сопутствующие товары рядом: чипсы рядом с пивом или шоколадки рядом с кофе.
  10. Мясо и рыба на белом фоне: так они выглядят свежее.
  11. Мелодичная музыка: увеличивает продажи на 40%.
  12. Товары для спонтанных покупок у кассы: жвачки, конфеты, газеты.
  13. Спец. освещение: человек моргает обычно 32 раза в минуту, а в магазине — 14 раз, что вызывает трансовое состояние и стимулирует покупки.

Причинами шопомании могут быть:

  • Недолюбленность в детстве
  • Детские психотравмы
  • Депривация материальных потребностей
  • Низкая самооценка
  • Проблемы с самоконтролем
  • Проблемы в семье

Шопоголики часто страдают от низкой самооценки, тревожности, депрессии и недостатка острых ощущений. Они могут покупать вещи, чтобы справиться со стрессом, улучшить настроение или заполнить пустоту в своей жизни.

Последствия ониомании

  • личностным изменениям (повышение уровня агрессивности, депрессивности);
  • нарушениям межличностных отношений (проблемы в семье, разводы);
  • появлению антисоциального поведения (растраты общественных денег, кражи и др.) и даже суицидальному поведению.

Лечение ониомании

Для лечения шопоголизма необходимо обратиться к специалисту. Среди методов лечения можно выделить:

  • Информационную изоляция от рекламы. Нужно ограничить воздействие рекламы и маркетинговых уловок, которые могут спровоцировать желание совершать покупки.
  • Антидепрессанты (по назначению врача). В некоторых случаях врач может рекомендовать приём антидепрессантов для снижения уровня тревожности и улучшения настроения.
  • Работу с причинами. Проанализировать свои психологические проблемы, детские травмы и другие факторы, которые могут способствовать развитию шопомании.
  • Работу с эмоциями (вина, страхи). Научится справляться со своими негативными эмоциями и страхами, которые могут провоцировать желание покупать.
  • Умение прощать себя. Принятие своих ошибок и умение прощать себя за прошлые покупки, чтобы двигаться дальше.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Работа с психотерапевтом для изменения негативных мыслей и поведения, связанных с шопоголизмом.
  • Принятие решений и ответственности за них. Необходимо принимать осознанные решения о покупках и нести ответственность за свои действия.
  • Планирование времени. Научиться организовывать своё время и финансы, чтобы иметь возможность планировать покупки и избегать импульсивных решений.
  • Регламентацию покупок (только наличными, с ограниченной суммой, по списку, на сытый желудок, в хорошем настроении). Установление правил и ограничений при совершении покупок.
  • Смена доминанты. Найти новые интересы и хобби, которые помогут отвлечься от мыслей о покупках и сосредоточиться на других аспектах жизни.

Помните, что шопоголизм — это серьёзная проблема, которая может иметь негативные последствия. Если вы подозреваете, что у вас есть эта зависимость, не стесняйтесь обратиться за помощью.

Автор: Трофимова Анастасия Борисовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru