Буржуазная формация явилась началом конца узаконенной кастовой власти. Демократия вступала в свои права, с нею свободы.
Итог: образование, религия, наука и воспитание перестали быть одним целым.
Пик нравственности буржуазной формации сформулировал Франклин Делано Рузвельт как общечеловеческие ценности: свобода слова, свобода совести, свобода от нищеты и свобода от страха. Эти ценности были сформулированы в то время, когда здоровье через край не било. Очевидно, надо крепко заболеть и находиться в затяжной депрессии, чтобы такое сформулировать. Это серьезная почва для размышлений – и для психологов, и для историков.
Свойство демократии – политизированность. Она требует иметь свое мнение о законности, справедливости. А это психология интереса, где главный интерес – закон, т.е. выгодно–невыгодно. Как история показывает, интерес возникает у здорового, что естественно: у здорового организма здоровый аппетит. Никакого отношения к нравственности это не имеет, это вопрос физиологический. Это почва, где общечеловеческие ценности и личные интересы приходят в столкновение. Как во взаимоотношениях человека с человеком, человека с государством, государства с государством, так и во взаимоотношениях человека и природы. Почва для конфликта как в себе, так и вовне.
И по сегодняшний день мир бьется в попытках ответить на вопрос, что такое добро и что такое зло.
Зло и добро во времени понятийно видоизменяются, приспосабливаются, цивилизуются и даже приобретают лоск. Бытовала интеллигентная формулировка «двойная мораль», сегодня она приобрела несколько отстраненный характер: «двойной стандарт» – машинный век, трансформеры между собой общаются. Человеку чтобы такое понять, надо стать компьютером, как минимум, первого поколения.
Чтобы лучше понимать, что стоит за такими мотивациями, обратимся к Платону. Он ясно сформулировал сущность властей. Там незримо присутствует и психотип, который в них формируется. В платоновских оценках найдете себя и того, о ком судите. Это даст возможность уравновесить общечеловеческие ценности с собственными интересами, найти компромисс.
«Власть разделяется на пять частей: по закону, по природе, по обычаю, по происхождению, по насилию. Если правители государства избираются гражданами, то они правят по закону. По природе правит, например, мужской пол, и не только у людей, но и у животных, ибо всюду самцы весьма и весьма правят самками. Власть по обычаю – это, например, власть воспитателей над детьми и учителей над учениками. Власть по происхождению – это такая власть, какою пользуются цари в Спарте, где царское достоинство передается по происхождению, и в Македонии, где тоже установлено царствование по происхождению. А если правитель пришел к власти с помощью насилия или коварства против воли граждан, то это называется властью по насилию. Таким образом, бывает власть по закону, по природе, по обычаю, по происхождению, по насилию.» (цит. по Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Платон, «Разделения»)
[ВЗ 1.5:1–10]
<< к предыдущей части [ … ] к следующей часи >>
©Мастер ХОРА, 2000
«ВОСТОК – ЗАПАД, ГОД 2000»