Президент Соединённых Штатов Дональд Трамп в среду намерен объявить о самых масштабных торговых ограничениях США за столетие, которые одним махом перевернут послевоенную мировую торговую систему и создадут труднопрогнозируемые экономические риски.
Планы американской администрации по введению сборов, которые Трамп называет взаимными тарифами, заставили инвесторов, руководителей, правительственных чиновников и потребителей по всему миру гадать, что ждёт их после того, как президент США встанет за трибуну на мероприятии в Розовом саду Белого дома в 16:00 по местному времени.
Накануне знакового события агентство Bloomberg предлагает подробный обзор ситуации.
Мир в тупике
По словам главного экономиста Nomura Роба Суббарамана, из-за отсутствия подробной информации о структуре, размере и целях сборов мир оказался в тупике в преддверии дня важных заявлений.
«Предложенные администрацией Трампа взаимные тарифы означают различные вещи для разных людей», - написал Суббараман в статье для клиентов.
В то время как прямой подход означает, что США должны соответствовать налогам, которые другие страны взимают с американских товаров, «мы подозреваем, что критерии для взаимных тарифов США будут гораздо шире, и их действительно будет сложнее определить количественно», добавил эксперт.
На прицеле
Хотя Трамп ещё не уточнил цели, он и его помощники назвали ЕС, Мексику, Канаду, Японию, Южную Корею, Вьетнам и Индию подлежащими наказанию за то, что они считают нечестной торговой практикой. Китайские товары уже обложены пошлиной в 20%.
По данным Bloomberg Economics, объём мировой торговли составляет около 33 триллионов долларов. Страны от Бразилии до Китая сталкиваются с сокращением экспорта в США на 4-90%. Рассчитываемый командой индекс неопределённости глобальной торговой политики во вторник взлетел до самого высокого уровня за всю историю наблюдений с 2009 года.
По мнению экономистов Goldman Sachs, средний тариф США для всех стран может вырасти на 15% в этом году, что приведёт к повышению базовой инфляции, ослаблению экономического роста и увеличению риска рецессии.
Мир тарифов
Потенциальные новые тарифы дополняют шаги, которые уже сделал Трамп с момента вступления в должность президента США в январе. Его администрация ввела совокупный дополнительный налог в размере 20% на весь импорт из Китая, а на ряд товаров из Мексики и Канады действуют ставки в размере 25%. Применён глобальный тариф в 25% на импорт стали и алюминия.
Трамп подписал указ о введении пошлины в 25% на импорт автомобилей и некоторых автозапчастей, который должен вступить в силу 3 апреля. В будущем ожидаются дополнительные сборы в ряде отраслей - например, на фармацевтические препараты.
Определение взаимности
Трамп заявил, что его так называемые ответные тарифы будут направлены на устранение различных барьеров, которые торговые партнёры устанавливают для американских компаний, включая то, что официальные лица считают чрезмерным положительным сальдо торгового баланса с США, а также некоторые налоги и сборы на уровне отдельных товаров.
Чуть более месяца чиновники пытались выполнить объявленную им 13 февраля директиву о «справедливой и взаимной торговле».
Экономический удар
В течение нескольких месяцев аналитики пытались спрогнозировать потенциальные последствия аморфных тарифов, опираясь на различные сценарии. Bloomberg Economics утверждает, что максимальный подход увеличит средние тарифные ставки в США на 28%, что приведёт к снижению ВВП США на 4% и росту цен почти на 2,5% в течение двух-трёх лет.
Последствия для торговых партнёров при любом сценарии будут серьёзными. Китай, ЕС и Индия могут возглавить список пострадавших, когда речь заходит о влиянии на экспорт в США, хотя их экономики способны справиться с этим. Согласно анализу Bloomberg Economics, Канада и страны Юго-Восточной Азии могут ощутить на себе более сильное общее воздействие.
Привет, стагфляция?
Вызывает озабоченность стагфляция, при которой медленный экономический рост сочетается с устойчиво повышенным ценовым давлением. По словам бывшего главного экономиста Азиатского банка развития Шан-Цзинь Вэя, ныне работающего в Колумбийской школе бизнеса в Нью-Йорке, можно провести параллели со стагфляционным периодом 1970-х годов, вызванным нефтяным шоком.
«Оба периода были очень неприятными для американского общества и привели к нищете многих семей. На этот раз мы рискуем повторить тот опыт из-за ненужных политических решений, которых можно было избежать», - уточнил эксперт.
Но многое зависит от неизвестных факторов, на значительную часть которых не будут даны ответы в Розовом саду, включая точные окончательные тарифные ставки по продуктам и странам, ответные меры торговых партнёров и реакцию предприятий и потребителей.
Око за око?
Торговые партнёры США до сих пор применяли различные подходы. Китай, который долгое время был в центре внимания Трампа, ранее в этом году нанёс ответный тарифный удар, хотя его дополнительные сборы были меньше, чем в США, и распространялись на более ограниченный набор американских товаров. ЕС и Канада немедленно отреагировали на введённые Трампом пошлины на металлы.
Многие крупные экономические державы пытались договориться об отмене пошлин. Страны вроде Вьетнама пообещали закупать больше американских товаров, чтобы попытаться компенсировать свои излишки в США, и снизили импортные пошлины на ряд товаров.
Последствия
За первые три месяца 2025 года американские фондовые индексы продемонстрировали худшие квартальные показатели с 2023 года, хотя во многих других странах мира наблюдался рост. Казначейские облигации США подорожали почти на 3% отчасти из-за растущих опасений по поводу рецессии в американской экономике. Золото достигло рекордных высот, в то время как доллар ослаб. Однако некоторые инвесторы утверждают, что пессимизм преувеличен, и отмечают потенциал для заключения торговых сделок со временем.
Крупный бизнес
Многие американские компании выразили обеспокоенность по поводу того, что новые пошлины приведут к росту издержек и уменьшат прибыль. Иностранным руководителям приходится взвешивать, стоит ли переносить хотя бы часть производства в США, чтобы обойти тарифы.
«Очевидно, мировое деловое сообщество смотрит на это с тревогой, учитывая отсутствие ясности и высокие ставки, связанные с восстановлением баланса экономики, на долю которой приходится около четверти мирового ВВП», - сказал Джон Дентон, бывший австралийский дипломат, а ныне генеральный секретарь Международной торговой палаты.