17 сентября 2023 года полковник Чарльз "Тре" Дель Пиццо катапультировался из истребителя-бомбардировщика F-35B Lightning II Корпуса морской пехоты США, а тот летел ещё 11 минут и 21 секунды, прежде чем рухнуть в сельской местности, преодолев 64 морские мили к северо-востоку от аэродрома в округе Уильямсбург, Южная Каролина
Расследование пришло к выводу, что длительный беспилотный полет самолета был обусловлен устойчивостью, обеспечиваемой усовершенствованными автоматическими системами управления полетом F-35.
А также, что авария произошла из-за ошибки пилота. Пилот неправильно диагностировал неконтролируемую аварийную ситуацию в полете и катапультировался из пригодного к полету самолета, хотя и во время сильного ливня, усугубленного неисправностями бортовой электроники и индикации.
Однако не всё так просто. Для начала о пилоте.
Опытный летчик, налетавший за 31 год службы более 2800 часов на 12 различных типах военных самолетов, из которых 759 часов в боевых условиях, Дель Пиццо изначально летал на "Харриерах" , заслужив такие награды, как медаль «За выдающиеся заслуги в обороне», орден «Легион почета», Бронзовая звезда и 19 воздушных медалей.
После боевых полетов на Harrier он был назначен в Объединенный комитет начальников штабов и штаб ВМС в Пентагоне, а после работал в офисе совместной программы F-35. Затем, в 2022 году, он был выбран для командования VMX-1 (Marine Operational Test and Evaluation Squadron One - испытательная оперативная эскадрилья Корпуса морской пехоты). Продолжая работать в Пентагоне, он начал тренироваться на F-35B.
На снимке полковник Чарльз «Тре» Дель Пиццо разрезает торт в честь 247-го дня рождения Корпуса морской пехоты США во время праздничной церемонии
Теперь об упомянутом шлеме, ценой, кстати, в полмиллиона долларов. Создан в стремлении максимально облегчить пилоту управление, боевое применение и оценку состояния самолёта, равно как и возможность видеть окружающую обстановку в любое время суток и погоду даже сквозь конструкции своего самолёта, например, что творится у него под ногами в нижней полусфере, закрываемой корпусом.
Так называемая система распределённой апертуры DAS выполняет свою уникальную задачу с помощью группы электрооптических камер, установленных на корпусе F-35, каждая из которых смотрит в отдельном направлении. Затем мощный компьютерный процессор «сшивает» эти видеоизображения вместе, чтобы создать непрерывную видимую видеосферу. Когда изображение DAS сопряжено с усовершенствованным дисплеем, установленным на шлеме , который подчиняется системе пространственного слежения, человек, носящий этот шлем, может осмотреться и виртуально «увидеть» окружающую среду вокруг себя, передаваемую сетью камер, даже в полной темноте и, в некоторых случаях, в других ослепляющих условиях окружающей среды.
Так видит пилот в обычном режиме процесс стыковки с заправщиком. Дуга жёсткости фонаря кабины постоянно перекрывает ему обзор.
DAS устраняет эту проблему.
Ещё её называют "рентгеновским зрением". Однако технология Distributed Aperture не только обеспечивает синтетическое зрение. В сочетании с высокоскоростными компьютерами, загруженными новейшим программным обеспечением для распознавания изображений и отслеживания объектов, система может обеспечить обнаружение и отслеживание запуска ракет, отслеживание и распознавание наземных целей , инфракрасные функции поиска и отслеживания и даже возможности отслеживания баллистических ракет .
Ход событий.
До инцидента Дель Пиццо испытывал самолет, изучая его сильные и слабые стороны, прежде чем принять командование VMX-1 , ключевой эскадрильей эксплуатационных испытаний и оценки в Юме, штат Аризона. Несчастный случай произошел, когда Дель Пиццо пытался выполнить посадку по приборам в вертикальном режиме F-35B в условиях нулевой видимости во время бушующего шторма. В отличие от палубного варианта F-35A ВВС и палубного варианта F-35C ВМС, версия B, на которой летает морская пехота, обладает возможностями короткого взлета и вертикальной посадки (STOVL), что позволяет ей взлетать, приземляться и зависать аналогично самолетам "Харриер", на которых летал Дель Пиццо.
В 1:32:05 нашлемный дисплей (HMD) Дель Пиццо начал мерцать, сопровождая это многочисленными визуальными и звуковыми оповещениями, сообщавшими о сбоях в ключевых системах. Затем, 15 секунд спустя, и HMD, и панорамный дисплей в кабине погасли.
Когда HMD снова включился, пилот обнаружил, что все еще находится в облаках, примерно в 230 м над землей, на глиссаде к взлетно-посадочной полосе со скоростью около 240 метров в минуту.
В качестве меры предосторожности Дель Пиццо решил уйти на второй круг, чтобы отдалиться от земли и лучше оценить ситуацию. Когда он перенастроил самолет для набора высоты и отдал команду на переход F-35 обратно в обычный режим полета (самолет уже находился на конечном этапе захода на посадку в режиме короткого взлёта и вертикальной посадки) HMD опять погас, перестали работать системы связи.
Дель Пиццо, по его рассказу, фрагменты которого далее выделены кавычками, «потянул ручку назад, чтобы подняться, переместил дроссель вперед для тяги. Убрал шасси. Нажал кнопку, которая переводит самолет из вертикального режима в обычный. Он попытался связаться по радио со своим ведомым, с диспетчерской вышкой. Ничего. Связь отключилась. Затем дисплей вспыхнул вместе с еще одной тучей предупреждений, более 25 сообщений, говорящих ему, что самолет находится в серьезной беде и положение становится все хуже».
Всего через 11 секунд оборудование снова отказало.
« Шлем и главный дисплей вышли из строя в третий раз, теперь по-другому, как будто отключились навсегда. Приборы исчезли, море серого за фонарём кабины. Самолет реагирует? Он потянул дроссель назад. Почувствовал, как нос самолета поднялся вверх. Он почувствовал, как падает. И все еще не видел землю. Он находится над базой? Над деревьями?»
В руководстве по летной эксплуатации F-35B говорится, что «самолет считается находящимся в неуправляемом полете (OCF), когда он не реагирует должным образом на команды пилота», добавляя в нескольких разделах ««если он выходит из-под контроля ниже1800 м над уровнем земли, катапультируйтесь».
В отчете USMC упоминается, что в момент катапультирования F-35B находился на высоте около 570 м.
Одним быстрым движением он потянулся между ног к желтой ручке, положил левую руку на правое запястье. И потянул.
При катапультировании потоком воздуха шлём сорвало с его головы. Мелкие металлические осколки после взрыва пиропатрона вонзились в шею. Кроме того, он получил травму позвоночника.
Оказавшись над жилой зоной, он отсоединил сиденье с набором для выживания и плотом, чтобы не запутаться в близлежащих линиях электропередач, и спланировал в безопасную зону. Оказавшись на земле, постучал в дверь дома, на заднем дворе которого он приземлился, и попросил живущую там семью позвонить по номеру 911.
Самолёт, продолжил полёт ниже видимости радаров и его обломки обнаружили только через сутки, к счастью, при его падении никто не пострадал.
Расследование.
Первое расследование — это Navy Aviation Mishap Board, в рамках которого летчики, инженеры и эксперты F-35 работают над выявлением ошибок и слабых мест и составлением уроков для предотвращения будущих неудач. Это также включает правовую защиту, которая не позволяет начальникам наказывать пилотов и экипажи за то, что они рассказали следователям.
Второе расследование — это Field Flight Performance Board, который возглавляет старший пилот F-35 при поддержке опытных военных летчиков и экспертов. Этот совет специально рассматривает действия пилота.
Третье расследование — это командное расследование, которое возглавляет старший офицер, и определяет, совершил ли пилот проступок. Это единственное расследование, результаты которого публикуются.
Первые два расследования привели к схожим результатам, обнаружив, что самолет испытал существенную неисправность в электронике, которая вывела из строя ключевые системы. Это, и неблагоприятные погодные условия, считались вероятными причинами пространственной дезориентации пилота.
Кроме того, расследование добавило, что текущая подготовка не готовит пилотов к подобным ситуациям с учащением отказов систем в сложных погодных условиях на малой высоте, и пришло к выводу, что большинство высокоопытных пилотов катапультировались бы, следуя определению неуправляемого полета в руководстве, как и Дель Пиццо.
Более того, Совет по летной эффективности на местах похвалил его: «Полковник Дель Пиццо — высокоэффективный морской летчик и офицер на протяжении всей своей карьеры. Нет никаких признаков того, что полковник Дель Пиццо был слишком самоуверен в своих способностях или безрассуден при выполнении задания… Совет единогласно считает, что полковник Дель Пиццо проявил здравый смысл в своих действиях 17 сентября 2023 года».
В ходе расследования было рекомендовано внести ряд изменений для решения аналогичных ситуаций, включая новые сценарии на симуляторах и изменения в обучении.
После катапультирования и приземления с парашютом у Дель Пиццо обнаружили трещины позвонков в нижней и средней части позвоночника, хотя прогноз был благоприятным. В апреле 2024 года, семь месяцев спустя, ему снова разрешили летать, и он возобновил полеты на F-35B.
Месяц спустя начал переезд в Юму, и он также получил орден Легион Почета за свою работу в Пентагоне. Генерал Эрик Смит, комендант Корпуса морской пехоты США, посетил Юму и сказал Дель Пиццо, что «VMX-1 не была его последней главой в качестве морского пехотинца». Далее добавил: «Мы назначили вас сюда не просто так», что Дель Пиццо интерпретировал как вотум доверия относительно его будущего в морской пехоте.
Но тут произошло следующее. Третье расследование установило, что авария «произошла в результате ошибки пилота, поскольку пилот-неудачник неправильно диагностировал аварийную ситуацию в полете OCF и катапультировался из пригодного для полетов самолета» - говорится в пресс-релизе.
«Комендант корпуса морской пехоты постоянно оценивает вопросы, связанные с командирами и их подразделениями», — сказал представитель корпуса морской пехоты подполковник Джошуа Бенсон. «После его подробного обзора [в сентябре] расследования командования по факту инцидента с F-35 17 сентября 2023 года он принял решение освободить командира VMX-1 Дель Пиццо от занимаемой должности "из-за уникальной миссии VMX-1"».
Официальной причиной его отстранения от командования, по данным Marine Corps Times , была «утрата доверия и уверенности в его способности выполнять обязанности своего командования».
Дель Пиццо было отказано в просьбе провести церемонию смены командования, а также в просьбе поговорить со Смитом, чтобы получить ответ на многочисленные вопросы, которые возникали. Освобождение от командования таким образом ощущалось как наказание за катапультирование.
Короче, он плюнул и подал в отставку. «Возможно, это было просто деловое решение», — сказал Дель Пиццо о своей потере командования. «Но есть человеческий фактор, о котором нужно заботиться. Вы не можете просто выбросить кого-то, потому что это неудобно или плохой заголовок в прессе, верно?»
P.S. Дзен ввёл функцию донатов - это кнопка справа внизу после оглавления журнала. "Другая сумма" - это минимум 50 р. Казалось бы, пустяк, а приятно:)
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4