Есть мнение, что самый ценный капитал это люди. Кадры решают всё. Как известно, это мнение Сталина. Данное высказывание любят цитировать, ибо утверждения бесспорны. Они бы даже свидетельствовали о мудрости вождя, если бы сам Сталин озвученными принципами руководствовался.
А он руководствовался?.. Ну… не будем слушать «злые языки». Послушаем добрые, – причём добрые конкретно к Сталину.
Главным достоинством методов Отца Народов сталинисты, – а мало какой из современных «советчиков» не сталинист, – считают именно то, что с кадрами Сталин не церемонился. Из живших в тридцатые-пятидесятые годы людей известных, прославленных, половина отсидела, как Королёв, Туполев и Рокоссовский, кто-то (почти все остальные) был близок к этому, а кто-то и не выжил, как Вавилов… Прочие же, – комментатор приводит в пример Жукова, – если и не побывали в лагерях, то – зря. Следовало бы для порядка.
И это – лишь вершина айсберга: те люди, которые успели совершить что-то выдающееся и прославились в советскую эпоху. Причём, именно в СССР, а не за границей. Но большинство же из попавших в жернова сталинской кадровой политики предсказуемо пользы стране принести не успели. Например, из группы конструкторов, во главе с Сикорским, семидесяти пять человек создававших первый в мире четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик, послужить Советскому Союзу смогли только девять. Кого-то убили, кого-то сгноили в лагерях, почти половина же, во главе с Сикорским, эмигрировала – в высшей степени плодотворно занявшись развитием заокеанского авиапрома.
Можно, конечно, сказать, – сами сбежали, негодяи, что тут поделаешь? Но, во-первых, судя по судьбам тех кто остался, сбежали конструкторы не без причин, мягко говоря. Как минимум, одну уважительную причину уехать из Страны Советов в любую другую, хоть бы и африканскую, можно назвать уверенно. В других странах почему-то «вредителей» ни одного не имелось. Соответственно, отсутствовал и риск по ошибке быть причисленным к таковым. Хотя, да. Если иметь ввиду именно Африку, то людоеды и там встречались. Но дело, как минимум, не было поставлено на поток.
...Пыталась ли Советская власть как-то кадры поберечь, чтоб они всё решили? Удержать учёных, конструкторов, деятелей искусства честно пытались. Здесь можно вспомнить, – хотя это и художественное произведение, – «Собачье сердце»… Да и автора произведения, если на то пошло… Однако, получалось у власти плохо. То что долго выезжать на мировой славе и очевидной полезности ненавистник пролетариата профессор Преображенский не сможет, – интуитивно понятно. В перспективе у него либо Стокгольм, либо Колыма, tertium non datur…
Но не суть.
Если же к сути, возникает вопрос, – а может, так с ними и надо обходиться, как Сталин делал? С кадрами? Накосячил, – сгоряча не тех расстрелял, например, или народные деньги растратил, – к стенке. Бодрит же… Дисциплинирует… Следовательно, далее для простоты будем исходить их того, что все косяки «кадров» реальные и практические. Были же примеры бесспорные. Например, расстрелянный конструктор Таубин, – создатель опережающего эпоху на 30 лет автоматического гранатомёта. Если бы Таубина стали исполнять из изобретённого им же оружия, – он вечно бы жил. Ничего у него не стреляло.
Ну… Если бы метод был хорош, хоть кто-нибудь прибегал бы к нему. Но даже Гитлер так с кадрами не обходился. В лагерь, конечно, могли отправить, – за то что еврей или коммунист, или даже просто так, – но только не за провалы. Хотя эпичнейших провалов у немцев именно в области конструирования (раз уж упомянут Таубин) было – книгу можно писать.
То есть, проблема не в провалах, а во «вредителях». Другим властям во всём мире, почему-то, никто умышленно не вредил. Иностранные шпионы, правда, везде попадались, но едва ли буржуйских в СССР было больше чем советских у буржуинов. Буржуины же, если иной раз и начинали паниковать из-за «красной угрозы», – а такое бывало, даже Чарли Чаплину прилетело, – как минимум… Чаплин-то выжил. Даже с большого перепугу не расстреливали там никого.
То есть, проблема во «вредителях». Ибо тот же Таубин «вредителем», конечно же, не был, а был гениальным, раз уж дошёл до принципиально новой концепции оружия, изобретателем. Много бы пользы мог принести, если бы ему позволили, и даже дожить до времён, когда технологии действительно позволят автоматический гранатомёт изготовить.
Везде всегда было так: тем кто с возложенными задачами не справился, впредь поручаются менее ответственные задачи, – но так чтобы кадр свой опыт использовать на благо общества мог.
...Любопытно, что сталинисты и не отрицают, что «вредители» не являлись таковыми. Просто, террор представляется им простым и действенным методом повышения эффективности работы… А потери… Ну ладно. Главное, чтобы люди боялись.
Но на практике террор – плохая идея. Ибо главное, как раз, чтобы не боялись люди. Людям это не нравится.