Найти в Дзене
Библиотекарь

Моления царя Давида

Из всех многочисленных произведений поэта и царя выраженных в книге под названием Псалтирь, вниманию вдумчивого читателя предстает картина молений Давида, где он выставляет наружу свои личные переживания и просьбы. Не ускользает то, что чаще всего Давид испытывал разного рода потрясения и скорби, что в свою очередь вылилось в душераздирающие вопли, направленные к Богу в надежде на избавление и прощение. Во времена бегства от Саула он искал утешение в своих песнях/молитвах, прося Господа избавить и отбиться от преследователей. Во времена собственных падений мы можем наблюдать за ним, насколько ему было тяжко и отвратительно испытывать на себе гнев Божий. Душевное состояние царя вылилось в песни плача и хвалы, восторга и горечи, и до сего дня они остается ценным наследием всех, кто переживает нечто подобное и ищем успокоения у Всевышнего. Сегодня мы рассмотрим один примечательный на мой взгляд аспект, где на первый план выходит идея открытости для Бога абсолютно всего, что человек, може

Из всех многочисленных произведений поэта и царя выраженных в книге под названием Псалтирь, вниманию вдумчивого читателя предстает картина молений Давида, где он выставляет наружу свои личные переживания и просьбы. Не ускользает то, что чаще всего Давид испытывал разного рода потрясения и скорби, что в свою очередь вылилось в душераздирающие вопли, направленные к Богу в надежде на избавление и прощение. Во времена бегства от Саула он искал утешение в своих песнях/молитвах, прося Господа избавить и отбиться от преследователей. Во времена собственных падений мы можем наблюдать за ним, насколько ему было тяжко и отвратительно испытывать на себе гнев Божий. Душевное состояние царя вылилось в песни плача и хвалы, восторга и горечи, и до сего дня они остается ценным наследием всех, кто переживает нечто подобное и ищем успокоения у Всевышнего.

Сегодня мы рассмотрим один примечательный на мой взгляд аспект, где на первый план выходит идея открытости для Бога абсолютно всего, что человек, может быть, хотел бы скрыть, или напротив представить Богу честно и правдиво.

Простите меня за косноязычие, у меня иногда не совсем получается выразить мысль как можно точнее, поэтому попробую в этой публикации рассказать, что имею в виду.

Условно, основные моления Давида можно подразделить на три группы. Это связано с такими концепциями, как "открыть", "сокрыть" и "покрыть". Все три группы обьединенны одним и тем же еврейским глаголом (str), в своей однокоренной форме. Мое внимание остановилось сегодня утром на этом моменте, при чтении 68-го Псалма и вылилось в удивительную по своему значению идею, что и хочу с вами обсудить.

Все начинается восторженно и прекрасно.

"Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было". (Пс. 138:15-16)*

Именно связь между такими понятиями, как "сокрыт/видел" и дало толчком для размышлений над данной темой. Давид с восторгом утверждает, что его рождение или даже зачатие оставалось очевидным для Бога. То, что происходит в тайне жизни для Господа не представляет никакой загадки, и Давид с удивление признает этот факт.

Дальше- больше. Давид продолжает признавать и восхищается этим, когда говорит о малейших деталях, не ускользающих от лица Божия.

"Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя".(Пс. 38:9)

От зародыша царь переходит к открытости для Бога всех желаний и воздыханий. Малейшее движение души, неосознанные мотивы, невысказанные просьбы, еле уловимые, не до конца понятные даже самому человеку, Богу предстают как полностью законченные, целиком сформированные и хорошо понятные. Давид с радостью делиться этой идеей, выражая ее словами "воздыхание мое не сокрыто от Тебя".

Повзролев, и набив шишек, Давид приходит к выводу, что от взора Божия не сокрыт не только "зародыш", но и прегрешения и откровенное зло.

"Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою". (Пс. 69:17-19)

Из 34-ти случаев употребления глагольных форм, связанных с идеей "сокрыть/открыть", чаще всего однокоренные встречаются в текстах, где Давид умоляет Бога не скрывать свое лицо. Это и удивляет более всего. Четырнадцать раз царь обращается к Нему и горячо умоляет не отворачиваться, не скрываться, не прятаться, а прийти на помощь, простить и помиловать.

"Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой"! (Пс. 27:9)

И таких и подобным им текстов более всего в Псалмах Давида. Жизнь царя изобиловала событиями. Войны, семейные дрязги, личные кризисы, глубокие падения, стыд, радость, гнев, милость, смирение и возвышение - это неотъемлемая часть жизни царя, и он испытал на себе весь спектр Божьей милости и гнева. Не ему ли делиться своими переживаниями с последующими веками, где каждый из нас может обнаружить нечто полезное для себя самого.

Более того, Господь Иисус чаще всего обращался к поэтическим изысканиям своего предка, когда пребывал среди грешников и потерянных, целиком отождествляя Себя с ними. Потрясающе!

Третья группа слов (семь раз) объединена немного другими оттенками глагола "скрывать/открывать". Это уже исполненные избавления и надежды слова. Чего только стоит хорошо известный в народе Псалом 90, так называемые "живые помощи".

"Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится". (Пс. 90:1)

Семь раз подобные ноты звучат на просторе книги Псалтырь. Оказывается, Бог может как скрыть лице Свое, так и прокрыть/спрятать, человека под Своей защитой. Не перестаю удивляться, насколько многогранен язык Ветхого Завета, где один и тот же глагол может обладать большим количеством значений.

Бог скрывает/прячет лице Свое от злодеяний и с равным успехом прячет сокрушенного грешного человека в тени крыл, под сенью/тенью божественной защиты и не перестает проявлять милость и заботу о нем. От Его взора не проходит рождение человека, все обнажено и открыто пред очами Его и в то же время Он может отвернуться, скрыть Себя, и никакими дарами и приношениями не получиться ничего изменить.

Давид чаще всего молил Его не скрываться, не прятаться, не отворачивать Свое лицо. Давид умолял простить, помиловать и очистить, чтобы всегда пребывать пред Ним.

"Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих". (Пс. 61:4)

(*Здесь и далее приводится англоязычная классификация книги Псалмов, в которой главы сдвинуты на одну вперед или назад. Если желаете самостоятельно прочесть приведенные тексты в синодальном переводе, смело двигайтесь на плюс/минус один)

Список текстов, где встречается еврейский корень "str" в книге Псалмов, может кому-то будет интересно.

Пс. 10:1, Пс. 13:2, Пс. 17:8, Пс.. 18:12, Пс. 19:7, 13, Пс. 22:25, Пс. 27:5, 9, Пс. 30:8, Пс. 31:21, Пс. 32:7, Пс. 38:10, Пс. 44:25, Пс. 51:11, Пс. 54:2, Пс. 55:13, Пс. 61:5, Пс. 64:3, Пс. 69:18, Пс. 81:8, Пс. 88:15, Пс. 89:47, Пс. 91:1, Пс. 101:5, Пс. 102:3, Пс. 104:29, Пс. 119:19, 114, Пс. 139:15, Пс. 143:7.

Еще раз повторяю. Тексты приведены в англоязычной варианте, но с синодальным переводом. Особенности комьютероной программы таковы, что приходится учитывать эту деталь. Прошу меня за это извинить.

Если желаете поддержать автора: Сбер: 4276 2200 1586 0243