Древнее племя Корела является предком современных карелов - финно-угорского малочисленного народа. Этногенез карел до сих пор является темой для научной дискуссии. Очевидно, что в формировании этой народности принимали участие разные древние племена. Предполагают, что корелы обособились от племени весь, которая сама являлась потомком Дьяковской культуры Железного века (VII в. до н. э. — V в. н. э.). В середине I тысячелетия н. э., представители дьяковской культуры под давлением балтийских племен, покинули свои земли (современные территории Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской области России) и ушли на север, образовав в конце I тыс. н. э. Белозерскую и Приладожскую весь. Именно в это время на Карельском перешейке и в Северном Приладожье складывается отдельная культурная общность, которая будет известна как карелы. Первое упоминание корел датируется 1075 -1100 годами (новг. берестяная грамота № 590), но в западных источниках, таких как «Деяниях данов» Саксона Грамматика (XIIв.) и в «саге об Инглингах» (XIIIв.) корелы упоминаются в событиях VII века. Трудно теперь точно определить время появления карел, но очевидно, что к Х-XI это уже было не племя, а народность со своей отличительной культурой. В этот период у древнего народа происходит разложение общинно-родового строя. Появляются вожди, у которых имеются дружины - воинские отряды. Наличие воинской элиты дали возможность осуществить экспансию, активно расширяя свою территорию. В XI веке корелы осваивают Олонецкий перешеек, Среднюю и Северную Карелию, где сталкиваются здесь с саамами и вепсами (потомки веси). Под давлением карельской экспансии, саамы вынуждены были уходить на север, на Кольский полуостров. Обосновавшись на территории современной Республики Карелия, карелы не остановились, а продолжили свое движение на северо-восток - на север современной Архангельской области.
Основное направление движения древних корел на Архангельском Севере происходило по южному побережью Белого моря. Первым был заселен бассейн реки Онега. Согласно топонимики, карельские названия местности встречается не только в нижнем течении Онеги, но поднимаются вверх по течению доходя до Каргополя и оз. Лача. Это касается не только течения самой Онеги, но и ее притоков. В Поонежье карельский субстрат прослеживается в Онежском, Плесецком, Каргопольском и Няндомском районах Архангельской области и перекрывает саамскую топонимику. О том, что корелы прочно осели в Нижнем Поонежье говорят сами названия: деревня Корельское, лес Корелка, ручей Корелов, поле Кореловщина, озеро Карельское, а наименования деревень Пянтино и Чекуево, ручья Кукуево и др. отражают карельские личные имена и фамилии. Основным занятием древних корел было животноводство. Конечно они кроме этого занимались земледелием, охотой и рыболовством, также корелы освоили железное дело. Но скотоводство было на первом месте. Главным животным была лошадь. Небольшие, не очень сильные лошадки корел возможно положили начало коневодству на Архангельском Севере. Для лошадей нужны пастбища, заливные луга берегов северных рек. В отличие от славян-земледельцев, земля под пашню их интересовала меньше. Именно в поисках лугов и продвигались карелы. Разность интересов была одной из причин, благодаря которой корелы и славяне в будущем могли мирно сосуществовать на одной территории.
От Онеги движение продолжилось к дельте Северной Двины. В низовье реки в начале II тысячелетия нашей эры проживали разные этнические группы. Ученые предполагают, что основным этносом были древние саамы. Также здесь могли жить небольшие группы чуди и коми-зырян, хотя о последних вопрос неопределенный. Карелы заселили Нижнее Подвинье, где в одном месте потеснили саам, а в другом их ассимилировали. Также возможной ассимиляции подверглось чудское и зырянское население. Предполагается, что к приходу славянских переселенцев в низовье Северной Двины местным населением главным образом были карелы, с небольшими поселениями саам у лесных рек и озер. Одной из крупных территорий компактного проживания саам в то время была река Лая. О карелах в устье Северной Двины сохранилась память в названиях реки Корелка, деревень Большие и Малые Карелы, в наименование бывшего Николо-Корельского монастыря в г. Северодвинске. По сравнению с Онегой, заселение в Нижнем Подвинье было не таким плотным. Есть предположение, что от устья Северной Двины корелы могли предпринять попытку продвижения на юг - в Среднее Подвинье и на восток - на Пинегу и Мезень. Однако, чем дальше древние корелы уходили от современного Архангельска, тем их влияние становилось все меньше. На востоке им противостояли племена чуди на Пинеге, саам и зырян на Мезени. На юге корелы, вероятно дошли до Двиноважья, но не дальше, так как территория бассейна реки Вага, согласно данным археологов, была плотно заселена племенами Заволочской Чуди, которую тоже относят к финно-угорским народам.
О схожести материальной культуры населения Нижнего, Среднего Подвинья и частично Пинежья и Мезени XI -XIII века говорят археологические находки. Подвески «конь на змее», бляшки с парой лапчатых привесок (украшение на обувь), полые подвески-барашки, привески бубенчики, фибулы и другие украшения часто встречаются на месте проживания финно-угорских древних племен на Русском Севере. Украшения в виде бляшки с парой лапчатых привесок вообще являются наиболее распространенными в Подвинье XI—XII веках. Металлические изделия финно-угорского происхождения находят в Архангельске (напр. у Троицкой церкви), Быстрокурье, Верколе, Заостровье (Приморский р-он), Копачево, Корбале, о. Кузомень, Кехте, Лопшеньге, Матигорах, на Мезени, в Орлецах, Соловках, Холмогорах, Шенкурске, Рочегде и в других местах Подвинья. Некоторые из них имеют аналоги с археологическими находками Каргополья и Белозерья. По мнению археологов, многие из них типичны для Севера и Поволжья. Однако встречаются украшения характерные только для Нижнего Подвинья. К сожалению, материальная культура не всегда говорит об этнической принадлежности её носителей. Найденные предметы характерны для всей финно-угорской культуры и утверждать, что они принадлежат именно древним корелам будет неправильно. Тем более в древности соседние народы тесно общались, у них происходило заимствование элементов культуры, да и торговля тоже была развита. И как уже говорилось, Поважье и Среднее Подвинье это земли заволочской чуди - находки в Шенкурске и Корбале однозначно относятся к чудским памятникам. Для определения этнического состава населения определенных мест требуются более серьезные исследования, где кроме археологии будут привлекаться такие науки как история, этнография, лингвистика (оманистика), генетика и другие смежные дисциплины. Пока можно только предположить, что с большой вероятностью племя корела заселила Поонежье и нижнее течение Северной Двины, а также могла частично обосноваться в Среднем Подвинье, Пинежье и Мезени.
Корелы были пришлым населением на Архангельском Севере. Они появились здесь примерно за 100-150 лет перед славянами. При этом карельская колонизация продолжалась довольно долгое время. Более того, часть карел принимало активное участие в новгородской колонизации. Известно, что в X-XII веках много карел проживало в Великом Новгороде. Некоторые из них входили в военизированные ватаги ушкуйников и вместе с новгородцами участвовали в славянском освоении Севера. Когда славяне пришли на северную землю, то они в большинстве мест встретили не враждебно настроенное к ним чудское или саамское население, а знакомый народ, с кем жили по соседству на протяжение последних столетий. Получается, что корелы подготовили почву для мирной древнерусской колонизации Поонежья, Подвинья и Пинежья. Надо отметить, что этнический состав карельской колонизации не был однороден. Вероятно, исходя из топонимики, вместе с карелами на Север продвигались небольшие группы финнов и вепсов (потомки приладожской веси), а возможно и других представителей племен относящихся к прибалтийским финнам. Племя весь, а позже и племя корела были союзным народом для древних славянских племен. Эти народы внесли значительный вклад в образование древнерусского государства. С приходом славян, корелы стали частью древнерусского населения Архангельского Севера и со временем, примерно к XIV - XV веку, были полностью ассимилированы. В настоящий момент только топонимика мест напоминает нам о богатом карельском прошлом на Архангельском Севере.
Источники:
Едовин А.Г. Средневековые финно-угорские украшения Белозерья и Нижнего Подвинья//Сборник материалов межрегиональной конференции «VII Кирилло-Новоезерские чтения» [Электронный ресурс]: / БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей» / Под редакцией Т.А. Москаленко, С.А. Удальцовой, – Белозерск: БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей, 2017. С. 221-230
Кабинина Н. В. Субстратная топонимия Архангельского Поморья . – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011 – 342 с.
Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера. Часть II. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 369 с.
Симина Г. Я. Географические названия. (По материалам письменных памятников и современной топонимики Пинежья). М.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - 112 с.