Ещё не настал тот день, когда оркестр Beijing Union Symphony Orchestra будет исполнять знаменитую оперу Моцарта.
Поэтому продолжаю тему "Волшебной флейты". Впереди ещё много интересного!
В мире музыки есть тональности, которые становятся "дверями, входом" в другой мир.
Ми-бемоль мажор — одна из таких. Это не просто лад, а "звучащий храм", где каждая нота — ступень к свету.
А в масонском контексте тональность ми-бемоль мажор (E♭ major) — это не просто музыкальный выбор, а зашифрованное послание.
Может показаться, что многие трактовки "притянуты за уши".
Но даже это "действие" подтверждает ту мысль, что мир состоит из деталей, которые, как в пазлах, подходят друг к другу и идеально соединяются.
- Три бемоля — три ключа
На нотном стане они стоят, как "стражи порога":
→ Си-бемоль — «Познай себя»,
→ Ми-бемоль — «Умей молчать»,
→ Ля-бемоль — «Действуй».
Это масонская троица, зашифрованная в нотах.
Когда Моцарт выбирал E♭ для «Волшебной флейты», он знал: три знака при входе — как три удара молотка перед началом ритуала.
Тройка — сакральное число масонов, символизирующее 3 степени посвящения, 3 главных символа (циркуль, угольник, книга) и 3 свечи в ложе.
- Акустика света и тьмы или Гармония Золотого сечения
E♭ major у Моцарта звучит как «тональность преображения», о которой можно сказать: "Тёплая, но не броская".
В ней есть баланс между силой и мягкостью.
Эта тональность — не огонь и не лёд. Она — "утреннее солнце на гранитных колоннах".
В масонских ритуалах этот баланс символизирует «Золотую середину» — равновесие между разумом (солнце) и страстями (луна).
- Исторический контекст
В XVIII веке E♭ major ассоциировалась с героическими темами (как в симфониях Бетховена), с сакральной музыкой (использовалась в церковных сочинениях).
Масоны же видели (или слышали?) в ней «просвещённую» тональность — не слишком яркую (как До мажор), но и не мистически-тёмную (как ре минор).
- Почему не До мажор?
До мажор — это явный свет, как полдень. Масоны же искали тайное знание.
А Ми-бемоль мажор — тональность
Глубины (но не тьмы)
Достоинства (но не гордыни)
Равновесия — между землёй и небом
- Нотные шифры
В нотной записи E♭ (Es в немецкой традиции) — намёк на «Эликсир жизни» (лат. Elixir).
Es-dur: «Es» — «Оно» (безличная истина),
«Dur»— «Твёрдый» (как камень, который держит храм).
3 бемоля на нотном стане визуально напоминают пирамиду (масонский символ) и три колонны храма Соломона.
А теперь сыграйте гамму — и услышите, как "циркуль чертит окружность"...
- Почему Моцарту близка эта тональность?
Композитор знал: музыка — это "математика, которая может стать откровением".
E♭ major для него — не просто гамма, а
идеальное воплощение масонских идей: ясных, но не кричащих.
- Интересный факт
Когда в 1791 году Моцарт дирижировал премьерой «Волшебной флейты», он стоял лицом к залу в белых перчатках — как Мастер ложи во время ритуала. Возможно, в тот момент E♭ major звучал для него наиболее значимо.
- Когда Ми-бемоль мажор звучит особенно хорошо?
— На рассвете, когда граница между ночью и днём тоньше бумаги,
— В моменты, когда нужно принять решение, но разум молчит,
— Когда кажется, что тьма победила — а она уже отступает.
- Последний аккорд
В одном из писем Моцарт назвал E♭ major «своей» тональностью. Возможно, потому что в ней есть:
Тайна, Порядок и Надежда.
И ми-бемоль мажорная тоника - последний победный аккорд в опере "Волшебная флейта".
В жизни всё может быть...