Найти в Дзене

Тайные знаки Ми-бемоль мажора или Как масоны кодировали музыку

Ещё не настал тот день, когда оркестр Beijing Union Symphony Orchestra будет исполнять знаменитую оперу Моцарта.

Поэтому продолжаю тему "Волшебной флейты". Впереди ещё много интересного!

В мире музыки есть тональности, которые становятся "дверями, входом" в другой мир.

Ми-бемоль мажор — одна из таких. Это не просто лад, а "звучащий храм", где каждая нота — ступень к свету.

А в масонском контексте тональность ми-бемоль мажор (E♭ major) — это не просто музыкальный выбор, а зашифрованное послание.

Может показаться, что многие трактовки "притянуты за уши".
Но даже это "действие" подтверждает ту мысль, что мир состоит из деталей, которые, как в пазлах, подходят друг к другу и идеально соединяются.
  • Три бемоля — три ключа

На нотном стане они стоят, как "стражи порога":

→ Си-бемоль — «Познай себя»,

→ Ми-бемоль — «Умей молчать»,

→ Ля-бемоль — «Действуй».

Это масонская троица, зашифрованная в нотах.

Когда Моцарт выбирал E♭ для «Волшебной флейты», он знал: три знака при входе — как три удара молотка перед началом ритуала.

Тройка — сакральное число масонов, символизирующее 3 степени посвящения, 3 главных символа (циркуль, угольник, книга) и 3 свечи в ложе.
  • Акустика света и тьмы или Гармония Золотого сечения

E♭ major у Моцарта звучит как «тональность преображения», о которой можно сказать: "Тёплая, но не броская".

В ней есть баланс между силой и мягкостью.

Эта тональность — не огонь и не лёд. Она — "утреннее солнце на гранитных колоннах".

В масонских ритуалах этот баланс символизирует «Золотую середину» — равновесие между разумом (солнце) и страстями (луна).

  • Исторический контекст

В XVIII веке E♭ major ассоциировалась с героическими темами (как в симфониях Бетховена), с сакральной музыкой (использовалась в церковных сочинениях).

Масоны же видели (или слышали?) в ней «просвещённую» тональность — не слишком яркую (как До мажор), но и не мистически-тёмную (как ре минор).

-2
  • Почему не До мажор?

До мажор — это явный свет, как полдень. Масоны же искали тайное знание.

А Ми-бемоль мажор — тональность

Глубины (но не тьмы)
Достоинства (но не гордыни)
Равновесия — между землёй и небом
  • Нотные шифры

В нотной записи E♭ (Es в немецкой традиции) — намёк на «Эликсир жизни» (лат. Elixir).

Es-dur: «Es» — «Оно» (безличная истина),

«Dur»— «Твёрдый» (как камень, который держит храм).

3 бемоля на нотном стане визуально напоминают пирамиду (масонский символ) и три колонны храма Соломона.

А теперь сыграйте гамму — и услышите, как "циркуль чертит окружность"...
  • Почему Моцарту близка эта тональность?

Композитор знал: музыка — это "математика, которая может стать откровением".

E♭ major для него — не просто гамма, а

идеальное воплощение масонских идей: ясных, но не кричащих.

  • Интересный факт

Когда в 1791 году Моцарт дирижировал премьерой «Волшебной флейты», он стоял лицом к залу в белых перчатках — как Мастер ложи во время ритуала. Возможно, в тот момент E♭ major звучал для него наиболее значимо.

  • Когда Ми-бемоль мажор звучит особенно хорошо?
— На рассвете, когда граница между ночью и днём тоньше бумаги,
— В моменты, когда нужно принять решение, но разум молчит,
— Когда кажется, что тьма победила — а она уже отступает.
-3
  • Последний аккорд

В одном из писем Моцарт назвал E♭ major «своей» тональностью. Возможно, потому что в ней есть:

Тайна, Порядок и Надежда.

И ми-бемоль мажорная тоника - последний победный аккорд в опере "Волшебная флейта".

В жизни всё может быть...