Имя новой модели Lada Iskra, руководство АвтоВАЗа озвучило на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году. Спустя год было подтверждено снятие Granta с производства на протяжении пяти лет, фото Лада Искра получили большее распространение. А в начале 2025-го «Искру» презентовали, подводя итоги работы завода за год, и вскоре продемонстрировали лично Президенту России.
Автомобиль не только позволил автопроизводителю показать свою продуктивность, которая никуда не делась, но и предложить покупателям совершенно новую машину, которая может стать одной из наиболее востребованных на рынке. Новинка позиционируется как бюджетная и доступная по цене, но в то же оснащенная на одном уровне с новейшими зарубежными аналогами бизнес-класса, с современным дизайном интерьера и экстерьера.
История создания проекта
В разработке концепции Lada Iskra активно участвовал французский завод Renault, пока еще не покинул российский рынок. Изначально новинку анонсировали как бюджетную, способную к 2026–2027 годам заменить устаревшую Granta. Однако позднее подход производителя изменился, хотя АвтоВАЗ по-прежнему рассматривает «Искру» как доступную по цене и способную составить «Гранте» конкуренцию. Предполагается, что Iskra займет пустующую нишу между Granta и Vesta.
Хотя первые разработки были получены благодаря сотрудничеству с коллегами из Франции, в дальнейшем АвтоВАЗ завершил проект самостоятельно. Поэтому все достижения можно считать исключительно результатами работы российских конструкторов. Бюджет проекта составил 23 млрд рублей, в ходе реализации задействовано более четырехсот совершенно новых комплектующих.
Технические характеристики
В 2023–2024 годах произошли изменения на рынке, в первую очередь связанные с уходом Renault из России. Из-за этого АвтоВАЗ начал производить часть комплектующих собственными силами. Это обусловило не только перенос старта продаж на 2025-й, но и полную трансформацию платформы CMF-B-LS, использованной в моделях Clio и Duster, к локализованной концепции XJO.
Габариты автомобиля — 4,33 × 1,78 × 1,52 м. По размерам Лада Искра заметно больше, чем «Гранта», хотя и меньше, чем «Веста». Предусмотрены три варианта кузова Искра седан/универсал/кросс — на выбор.
Новинка получит три разных силовых установки. Базовая версия — 90-сильный мотор на 1,6 с пятиступенчатой МКП. Более продвинутый двигатель Лада Искра — с аналогичным объемом, но уже 106-сильный, с шестиступенчатой «механикой» или «автоматом». Все комплектации — переднеприводные, с задней полузависимой подвеской.
Дизайн и экстерьер
Концепция сохраняет дизайнерский X-стиль, разработанный Стивом Маттином и презентованный еще в 2016 году. К отличительным чертам этой стилистики относятся «бумеранги» на переднем бампере и боковые выштамповки. Хотя дизайн Лада Искра уже не раз сравнивали с Vesta, многие отметили, что очертания кузова и соотношение пропорций делают новинку больше похожей на Granta.
Вопреки некоторым черты дизайна не были заимствованы у Renault Logan. Фары, так же как крышка багажника и бамперы, выглядят по-новому благодаря собственному рисунку, что ослабляет сходство с внешним видом «Весты». Бамперы не окрашены, накладки предусмотрены для колесных арок и нижней части кузова. Радиаторная решетка получила мощные горизонтальные линии.
На презентации новая Лада 2025 года была представлена в темно-красном цвете с официальным названием «Огонь». Стандартная гамма аналогична той, которая уже есть у «Гранты»: белый, коричневый, серый. Из специальных оттенков предусмотрены синий и оранжевый, причем последний — для модификации кросс-универсал.
Интерьер и комфорт
Концепцию салона производитель разрабатывал с учетом пожеланий молодой аудитории. Новую центральную консоль спроектировали, вдохновившись дизайном, который применялся в Renault Duster II. Для отделки используются износостойкие, долговечные материалы. Предусмотрено два варианта обивки: черно-серая гамма и контрастная прострочка с цветными вставками.
Эргономику усилят такие опции, как зеркала с электрическим приводом и подогревом, мультируль, ограничитель скорости. Сиденья имеют анатомический профиль. Подголовников в топовом исполнении будет три, их дизайн изначально основан на концепции Renault. Все это дополнит вместительный 500-литровый багажник.
Комплектации и оснащение
Для базовой комплектации Лада Искра предусмотрены аналоговая приборная панель и комбинированная тканевая отделка салона, а также электрический усилитель руля «Итэлма». Размерность шин для младших версий — 185/65 R15.
Своим покупателям производитель предложит такие ряд опций и дополнительное оснащение, в частности:
- подушки безопасности для водителя и переднего пассажира;
- ESP и ABS;
- климат-контроль;
- парктроник;
- электропакет;
- мультимедийную систему;
- круиз-контроль;
- датчик дождя;
- подогрев для сидений и стекла.
Начиная с 2023 года, появлялись сообщения о том, что новинка получит панорамную крышу. В 2025-м эти сведения наконец были уточнены: такая опция предусмотрена для отдельных топовых комплектаций, стоимость которых официальный дилер Лада может установить на уровне 1,4 млн рублей.
Цена и позиционирование на рынке
Предварительно ожидаемая цена Lada Iskra — от 1 млн до 1,4 млн рублей. Это практически столько же, сколько составляет в настоящее время диапазон для Granta. В то же время это существенно меньше, чем стоимость Vesta — от 1,4 до 2,0 млн рублей. На сегодняшний день «Гранта» считается наиболее бюджетной, поэтому «Искру» некоторые заранее рассматривали как ее замену с более продвинутым дизайном и новым оснащением, хотя производитель в 2024-м перестал позиционировать новый автомобиль таким образом.
Что касается «Весты», то она по-прежнему остается флагманской моделью, более комфортной и высокотехнологичной. Однако технические характеристики Лада Искра повышают шанс представленной на заводе АвтоВАЗ новинки стать для покупателей гораздо привлекательнее.
Производство и выход на рынок
Выпускать новый российский автомобиль 2025 года будет завод в Тольятти. Серийное производство намечено на начало апреля. Что касается старта продаж, то он запланирован на рубеж первого и второго кварталов 2025-го.
Перспективы модели
В дальнейшем производитель планирует расширить линейку, чтобы предложить пользователям еще больше вариантов. Модель получается более доступной, чем «Веста», и поэтому может оказаться привлекательной для более широкой аудитории — для всех, кому интересны преимущества бизнес-класса при сохранении довольно низкой цены. Озвученные для Лада Искра характеристики дают понять: автомобиль явно превосходит широко распространенную на рынке «Гранту», поэтому в ближайшем будущем может не только составить ей достойную конкуренцию, но и оказаться полноценной заменой.
Согласно прогнозам, объемы продаж новой «Искры» могут составить до 100 тысяч автомобилей в год. Предзаказ Лада Искра изначально предусмотрен для России и для поставок в Беларусь. Также АвтоВАЗ рассматривает в качестве перспективных рынков Иран, Вьетнам, Йемен, Кубу, Ливан, ОАЭ, Сербию. Кроме того, экспортные возможности могут существенно расшириться за счет запущенной в 2024-м азербайджанской сборочной площадки.
Таким образом, Iskra действительно может занять достойное место на российском рынке и стать одной из самых популярных моделей как в линейке Lada, так и в целом. Она длиннее и шире Granta, а тест-драйв Лада Искра показал, что она осилит даже дороги не лучшего качества. К преимуществам относят и акустический комфорт кузова, и расширенный перечень оборудования для комплектаций. В то же время желающим купить Лада Искра надо учитывать, что она однозначно будет немного теснее, чем Vesta, с менее роскошной отделкой салона, а некоторые опции предусмотрены только для продвинутых версий.
В перспективе новый седан Лада рассматривают как едва ли не самый популярный бюджетный автомобиль, которым на 2025 год пока остается Granta. За счет продвинутого оснащения и более современного дизайна Iskra обладает огромным потенциалом, который может быть реализован в ближайшие годы.