Знаете эту старинную пословицу: "С кем поведешься, от того и наберешься"? Как вы её понимаете?
Я, например, уверена: здесь речь не только о конкретном человеке. Всё гораздо шире: нас во многом формирует наша среда. И от того, какая она, зависит и наше мировоззрение.
Когда в семье появляется ребёнок, кажется, что только мама с папой решают, каким он вырастет. Ведь именно в семье закладываются первые привычки, ценности, азы воспитания. Но чем старше становится ребёнок, тем яснее: на него влияет не только семья. Сверстники, школа, книги, интернет – всё это тоже формирует личность. Иногда даже сильнее, чем родительские наставления.
Можно сколько угодно повторять, что врать – плохо, но если в классе все считают обман нормой, ребёнок как минимум задумается: а может, родители просто устарели со своими ценностями? Или можно говорить, что учёба – это важно, но если лучший друг называет отличников зубрилами, слова мамы и папы в какой-то степени теряют вес.
Среда – друг или враг родителя?
Среда – это всё, что окружает ребёнка. Что-то даёт позитивный пример, что-то учит анализировать, а что-то заставляет задуматься.
Так что же влияет на ребёнка помимо семьи?
🔹 Школа.
Учителя – это не просто люди, которые дают знания. Они задают стиль общения, показывают, что считается нормой. А ещё – формируют представление о мире. Один мудрый педагог может стать ориентиром на всю жизнь.
🔹 Друзья.
Хотите – не хотите, но факт остаётся фактом: сверстники часто оказывают большое влияние. Хорошая компания вдохновляет. А плохая может научить чему-то такому, что совсем не понравится взрослым.
Подростки особенно восприимчивы к мнению друзей. Если у них будет принято помогать друг другу, подросток научится поддержке. Если уважают труд и стремление к знаниям – это станет для него нормой.
🔹 Медиа.
Книги, фильмы, соцсети, блогеры. Оттуда дети берут модели поведения, представления о мире, ценности. Иногда даже неосознанно.
Родители не могут полностью контролировать поток информации. Зато могут научить ребёнка критически мыслить, задавать вопросы и не принимать всё за чистую монету. Кстати, об этом рассказываю тут:
🔹 Общество в целом.
Ребёнок наблюдает за окружением. Как в нем принято относиться к старшим? Как люди реагируют на трудности? Что помогает им в сложные моменты?
И если он с малых лет слышит о достижениях страны, о важности семейных ценностей, о героях прошлого – это ложится в основу его взглядов.
В общем, друзья, расклад такой: вопрос не в том, можно ли полностью контролировать, кто и что влияет на ребёнка. Это просто недостижимо. Вопрос в другом: что делать, чтобы дитя не свернуло с верного пути?
Ответ прост: разговаривать. Обсуждать. Направлять.
Важно не просто учить ребёнка, но и говорить с ним о жизни. Не морализаторствовать, а обсуждать. Не приказывать: "делай так!", а объяснять, почему это важно.
Развиваем ум и душу
Есть темы, которые не впишешь в школьную программу, но они просто необходимы. Например, что такое Родина? Что значит быть честным? Почему нужно уважать старших?
И я убеждена, что все это, может быть, даже поважнее алгебры и физики. Академические знания – база. Без них – никуда. Не спорю. Но как же развитие моральных качеств детей? Как по мне, именно это создаёт фундамент для будущего. И, кстати, будущего не только одного конкретного человека, но и целой нации.
К моему великому счастью, наши школы это понимают. Сегодня нравственному воспитанию детей реально уделяют достаточно много времени. Более того – на это выделили целый урок.
О чём речь?
Называется он "Разговоры о важном". И это полностью отражает суть занятий: во время урока школьники обсуждают важные в жизни вещи.
Первое занятие состоялось ещё в 2022 году. Что примечательно, провёл его Владимир Владимирович Путин. Отличный старт для начала программы. Очень символично и значимо.
Мои дети рассказывают, что там поднимают самые разные темы. И про семью, и про дружбу, и про Родину, и про технологии – всего не перечесть. Кстати, это не проходит даром. Я заметила, что в дни "Разговоров о важном" они приходят домой вдохновленные и полные идей. Делятся услышанным. Спрашивают, что знаем мы.
Вот, например, 31 марта младшая прибежала из школы с рассказом про Чайковского. И, кажется, прониклась музыкой – им очень классно рассказали об этом на уроке. Похоже, у нас прибавятся ещё одни внеурочные занятия 😁
Так что я вижу в этом огромную пользу. Наши дети растут в стране, которая действительно заботится об их нравственном развитии. В моем понимании "Разговоры о важном" – то, что навсегда должно остаться в школьной программе.
Ведь они:
🔹 Расширяют кругозор.
Дети узнают о реальных событиях, открытиях, героях, чьи истории вдохновляют.
🔹 Помогают осознать ценности.
Почему семья – это важно? Какое отношение к Родине считается правильным? Что такое добро и честность в реальной жизни?
🔹 Развивают критическое мышление.
Это не лекции, а обсуждения. Дети задают вопросы, делятся своим мнением, спорят, рассуждают.
🔹 Дают детям правильные ориентиры.
Если ребёнок растёт в среде, где уважают труд, знания, честность – он перенимает эти принципы.
🔹 Создают правильное информационное поле.
В мире слишком много случайной информации. Здорово, что у наших детей есть надёжный источник знаний.
Воспитание – это командная работа
"Разговоры о важном" – это НЕ замена семейным беседам, а отличное дополнение к ним. Это, я бы сказала, прекрасная возможность еще раз обсудить с ребёнком актуальные вопросы, порассуждать о чем-то, обменяться мнениями.
Именно поэтому важны такие программы. Они помогают детям расти осознанными, порядочными, уверенными в себе. И я за это очень благодарна нашей стране.
А какие темы "Разговоров о важном" запомнились вашим детям? Делитесь в комментариях!
Подписывайтесь на канал – впереди много полезного!