Найти в Дзене

Основные подходы и инструменты управления стоимостью строительства на стадии строительства (со стороны Заказчика

Основные подходы и инструменты управления стоимостью строительства на стадии строительства (со стороны Заказчика) (часть 1) Основной проблемой, возникающей на стадии строительства применительно к стоимости строительства, обычно является ее недостаточность. Вследствие различных причин (недостаточной проработки проектных решений на стадии ПД, несовершенства системы сметных норм и ценообразования по подрядным договорам на строительство, снижения стоимости по результатам госэкспертизы и т.п.), в большинстве случаев возникает проблема нехватки лимитов финансирования по подрядному договору на строительство, определенных по результатам конкурсных торгов на основании утвержденной ПСД. Зачастую такие изменения бесконтрольны и приводят к дальнейшему увеличению сметной стоимости строительства объекта. В результате стоимость объекта на стадии строительства изменяется непредсказуемо и в итоге может значительно отличаться от определенной ранее предельной стоимости и выделенных лимитов финансировани

Основные подходы и инструменты управления стоимостью строительства на стадии строительства (со стороны Заказчика)

(часть 1)

Основной проблемой, возникающей на стадии строительства применительно к стоимости строительства, обычно является ее недостаточность.

Вследствие различных причин (недостаточной проработки проектных решений на стадии ПД, несовершенства системы сметных норм и ценообразования по подрядным договорам на строительство, снижения стоимости по результатам госэкспертизы и т.п.), в большинстве случаев возникает проблема нехватки лимитов финансирования по подрядному договору на строительство, определенных по результатам конкурсных торгов на основании утвержденной ПСД.

Зачастую такие изменения бесконтрольны и приводят к дальнейшему увеличению сметной стоимости строительства объекта. В результате стоимость объекта на стадии строительства изменяется непредсказуемо и в итоге может значительно отличаться от определенной ранее предельной стоимости и выделенных лимитов финансирования.

В условиях нестабильной экономической ситуации существенное влияние на стоимость строительства оказывает также неконтролируемое изменение стоимости строительных ресурсов и оборудования.

Для строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, эта проблема стоит наиболее остро.

Основной задачей Заказчика на стадии строительства является постоянное отслеживание и контроль хода реализации проекта в части содержания, сроков и стоимости работ, и принятие своевременных и адекватных мер по удержанию стоимости в заранее установленных пределах (или, по крайней мере, контролируемое ее изменение в пределах допустимого).

Основные процессы, обеспечивающие выполнение задач управления стоимостью на стадии строительства:

1. Планирование.

Для обеспечения возможности управления проектом в первую очередь его необходимо спланировать по срокам и стоимости. Для этой цели необходимо разработать и в процессе реализации проекта актуализировать детальный календарно-сетевой график (КСГ). КСГ должен содержать все работы и действия, необходимые для выполнения проекта, с учетом сроков выполнения основных, подготовительных и обеспечивающих работ (разработка РД, поставка материалов и оборудования, оформление допусков на площадку и т.п.). Для удобства контроля график проекта должен содержать ключевые точки (вехи), по результатам достижения которых можно достоверно судить о прогрессе проекта. Подробнее про графики можно почитать на канале Андрея Яковлева.

2. Бюджетирование.

На основе детализированного КСГ составляется бюджет проекта (план поступлений и расходов по проекту), план капитальных вложений (распределение потребности в капитальных вложениях по периодам в соответствии с КСГ), план финансирования и освоения (распределение стоимости выполненных работ и их финансирования в соответствии с условиями договора).

В следующих постах более подробно остановимся на процессах, оказывающих наиболее существенное влияние на стоимость строительства:

3. Управление ценообразованием.

4. Управление изменениями содержания проекта (в т.ч. технического облика объекта).

5. Ведение договорной и претензионной работы.

6. Мониторинг, контроль хода реализации проекта и система отчетности.

7. Управление рисками.

#методика #оргвопросы #смр