В городе на Неве немало переулков, дворов и домов, обросших легендами. В их числе дом № 16-18 на Седьмой линии Васильевского острова. Когда-то тут находилась самая знаменитая в Петербурге аптека.
Шёл 1847-й год, когда в аптеке на Васильевском острове появился недавний выпускник университета, немец по происхождению, Вильгельм Христофор Эренфрид Пель. Попробуйте запомнить такое имя. Окружающие молодого доктора стали называть попросту, на русский манер, Василием Васильевичем. Через три года, скопив деньжат, доктор выкупил помещение у прежнего владельца. Со временем удалось приобрести и соседние помещения, чтобы обустроить склады для сырья и готовой продукции, фармацевтическую фабрику, химическую лабораторию и даже научную библиотеку.
Алхимик, или Как приручить грифона
Богатство и слава аптечной империи Вильгельма Пеля росли не по дням, а по часам. По Петербургу поползли слухи, что у доктора в подвале, кроме химической лаборатории, есть и алхимическая.
Будто бы он там проводит тайные опыты: превращает медь в золото, ищет формулу эликсира жизни, путешествует во времени. Говорили: «Днём Пель торгует, ночью – колдует». Называли его петербургским графом Калиостро.
Аптекарь между тем установил во дворе дома большую кирпичную трубу, из которой периодически шёл чёрный едкий дым.
Соседи не сомневались: это прямое подтверждение того, что ведутся запретные эксперименты. Пошли разговоры, что Пель выводит в лаборатории грифонов – волшебных полульвов-полуорлов. А если и не выводит, то выпускает их из параллельной реальности. Будто бы по ночам грифоны вылетают из одиозной трубы, кружат над островом и заглядывают в окна домов.
Трубу прозвали «Башней грифонов». На кирпичах, из которых она была сложена, виднелись расположенные вразброс цифры от одного до девяти. Петербуржцы были уверены: это ничто иное, как Код Вселенной, разгаданный Пельем, а тот, кто разгадает этот Код, непременно обретёт бессмертие.
Новатор, или Как создавалась аптечная империя
Сегодня никто вам точно не скажет, летали ли грифоны над Васильевским островом и разгадал ли аптекарь Код Вселенной. Зато доподлинно известно, что именно Вильгельм Пель был первым, кто привёз в Россию из Европы пилюльную машину, промышленный пресс для производства порошков, грануляторы, чтобы делать таблетки и другое оборудование, благодаря которому лекарства обрели знакомый нам вид. До этого лечились в основном припарками, да примочками, поэтому и смертность была такой высокой.
Пель приобрёл и паровой агрегат для изготовления сложных лекарственных средств. Завёл аптекарский огород в Царском Селе, чтобы выращивать целебные растения для производства настоек и эликсиров. Из мяты делал зубной порошок и, кстати, активно пропагандировал чистку зубов и прочие гигиенические процедуры.
Доктор организовал также собственное производство картона, чтобы делать упаковку для лекарств. Создал стеклодувную мастерскую, где производили флаконы, пробирки и другую аптечную и лабораторную посуду. Открыл собственную типографию, чтобы печатать сигнатуры.
В 1863 году он основал Русское общество торговли аптекарскими товарами для борьбы с подделками на фармацевтическом рынке. В 70-е годы стал поставлять лекарства для Императорского двора. Тогда же подружился с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Они имели много общих тем для бесед и, бывало, вместе проводили химические опыты.
Сын чародея, или Кто придумал ампулу
Сын Вильгельма Александр Пель в детстве считал отца чародеем, который возвращает больным людям здоровье. Не удивительно, что он пошёл по стопам отца. Но аптекарской деятельностью не ограничился. Защитил докторские диссертации по медицине, химии и философии, написал больше 150 научных трудов, сам перевёл их на иностранные языки (знал в совершенстве 8 языков).
Он основал Органотерапевтический институт, в котором создавал препараты из внутренних органов животных и изучал влияние этих препаратов на человека. Так, Пель изобрёл «Спермин», повышающий иммунитет и общий тонус организма, придумал выпускать гематоген в виде плиток и порошка.
А ещё Александр Вильгельмович стал русским изобретателем ампулы. Прежде растворы для инъекций готовили непосредственно перед применением, и они не обладали необходимой стерильностью. В 1885 году профессор Пель на заседании Медицинского сообщества сообщил о первых опытах фасовки инъекционных препаратов с соблюдением правил асептики и антисептики. Через два года в журнале «Практическая медицина» рассказал о стеклянных ампулах, предназначенных для хранения стерильных дозированных растворов. Во Франции в то же время подобные опыты проводил фармацевт Станислав Лимузен, так что Пель и Лимузен разделили славу создателей ампулы.
В начале XX века Пель купил соседний дом и, объединив два участка, затеял строительство шестиэтажного здания в стиле модерн. Отделку фасада заказал мозаичисту Владимиру Фролову, в мастерской которого изготавливали мозаику для Спаса на Крови.
В новом доме аптека расположилась в правом крыле первого этажа. Вот только профессор, к сожалению, до завершения работ не дожил. Он скоропостижно скончался в Берлине во время работы съезда по талассотерапии (лечению морем). Предположительно, причиной трагедии стало отравление парами тяжёлых металлов, накопившихся в организме во время химических экспериментов. Дело отца продолжили шестеро сыновей.
После 1917 года
После революции аптеку и связанные с ней предприятия национализировали. Всем сыновьям Александра Вильгельмовича пришлось эмигрировать. В народе же аптеку по-прежнему связывали с именем Пеля.
В блокаду она работала круглосуточно. Здесь продавали лекарства и тут же изготовленный хвойный отвар от цинги. Нуждающимся делали перевязки, оказывали другую медпомощь, бесплатно наливали кипяток, который в блокадном Ленинграде почти везде был товаром. Подвал дома, где когда-то была химическая лаборатория, служил бомбоубежищем.
В 2019 году аптека Пеля стала музеем. Двор с остатками кирпичной трубы закрыли забором, потому что жители дома устали от неформалов, облюбовавших это место, и паломников, бегающих по двору с криками: «Грифончик-грифончик, подари миллиончик».
Сейчас трубу можно увидеть только из окна дома. Но, говорят, или труба, или сама аптека всё же приносят богатство и славу. Вот два примера. Карл Сименс дружил с Пелем и часто бывал у него. Инженер и предприниматель имел много компаньонов, их имена давно забыты, а имя Сименса по сей день на слуху.
В интернете вы легко найдёте удивительную историю фотомодели Валентины Ясень. Успех пришёл к ней в преклонном возрасте, сразу после того как она поработала уборщицей в аптеке Пеля.
Впрочем, вам решать, верить ли в чародейские силы легендарной аптеки.
Все фото сделаны автором в Аптеке доктора Пеля.
Желаю всем удачи и здоровья! До новых встреч на моём канале!