Найти тему
Петербург. Детали+

Мастер Фролов: от Спаса на Крови до Московского метро

Собор Воскресения Христова или Спас на Крови (наб. канала Грибоедова, 2Б)
Собор Воскресения Христова или Спас на Крови (наб. канала Грибоедова, 2Б)

Девятиглавый Спас на Крови похож на сказочный терем. Его фасады украшены великолепной мозаикой, а своды и стены внутри сплошь покрыты мозаичным ковром. Петербуржцы не устают любоваться этой красотой, туристы ахают от удивления. Жаль только, что имя и судьба создателя этого чуда мало кому известны. А создавались мозаичные картины для храма в мастерской художника Владимира Фролова.

-2
Площадь мозаичного убранства Собора Воскресения Христова (Спаса на Крови), построенного на месте смертельного ранения Александра II, превышает 7 000 кв. м. Это один из крупнейших мозаичных комплексов в мире.

В 1890 году, когда Владимиру Фролову было 16 лет, его отец и старший брат основали первую в России частную мастерскую декоративной мозаики. Отец, Александр Никитич Фролов, имел в этом деле большой опыт. Он был профессором и заведующим мозаичным отделением Императорской Академии художеств, принимал непосредственное участие в изготовлении мозаик для Исаакиевского собора.

В. В. Беляев, Портрет А. Н. Фролова. И. К. Чернова, Портрет В. А. Фролова
В. В. Беляев, Портрет А. Н. Фролова. И. К. Чернова, Портрет В. А. Фролова

Брат, Александр Александрович, два года стажировался в Венеции и Париже, изучал новый для того времени способ мозаичного набора – «венецианский». Этот способ Фроловы использовали в своей работе.

Они имели собственный доходный дом на Васильевском острове, где и жили в одной из квартир.

Так выглядит сейчас дом, который в начале XX века принадлежал мозаичистам Фроловым (Большой проспект Васильевского острова, 64)
Так выглядит сейчас дом, который в начале XX века принадлежал мозаичистам Фроловым (Большой проспект Васильевского острова, 64)

В этом же доме располагалась мастерская. Сегодня о ней напоминает сохранившаяся, пусть и весьма обветшалая, мозаичная надпись во дворе: «Основана 1890».

Мозаичная надпись на стене дома, где находилась мастерская Фроловых
Мозаичная надпись на стене дома, где находилась мастерская Фроловых

Первым заказом, выполненным в мастерской, стал мозаичный фриз для фасада здания Общества взаимного кредита в Санкт-Петербурге. Вы, конечно, видели его, если бывали на канале Грибоедова.

Мозаичный фриз не фасаде здания Общества взаимного кредита (наб. канала Грибоедова, 13)
Мозаичный фриз не фасаде здания Общества взаимного кредита (наб. канала Грибоедова, 13)

В 1895 году мастерская Фроловых победила в конкурсе на исполнение мозаик для Спаса на Крови, где конкурентами были мозаичисты из Италии, Германии и Императорской Академии художеств.

А в 1897 году, когда более 30 мастеров уже трудились над созданием мозаичных икон и картин для храма, 36-летний Александр Фролов неожиданно умер. Отец был уже стар, и 23-летний Владимир Фролов принял решение оставить учёбу в Академии художеств и взять в свои руки бразды правления мастерской.

Портрет В. А. Фролова (фото сделано автором в квартире потомков архитектора Леонтия Бенуа)
Портрет В. А. Фролова (фото сделано автором в квартире потомков архитектора Леонтия Бенуа)

Кропотливая работа над мозаиками для храма продолжалась в течение 12 лет. За это время было создано несколько сотен мозаичных панно по эскизам 32 русских художников, в том числе В. Васнецова, М. Нестерова, Н. Бруни, А. Рябушкина.

Мозаичное убранство Спаса на Крови
Мозаичное убранство Спаса на Крови

Орнаменты и картины выкладывались из мелких кусочков смальты (сплава стекла с оксидами металлов). Для создания изображений использовалось огромно количество цветов и оттенков.

По количеству мозаичных элементов Спасу на Крови нет равных: мозаикой облицованы и стены, и пилоны, и сводчатые конструкции.

Мозаичное убранство Спаса на Крови
Мозаичное убранство Спаса на Крови

В мастерской Владимира Фролова были созданы и другие шедевры. Назову лишь некоторые из них:

  • Мозаичные панно для фасадов Морского собора в Кронштадте и собора Александра Невского в Таллине.
  • Мозаики на фасадах Музея А. В. Суворова в Петербурге.
  • Мозаика с изображением Троицы для храм Святой Троицы в Буэнос-Айресе.
  • Мозаики по эскизам М. Васнецова для собора Святой Марии Магдалины в Дармштадте.
  • Мозаичные иконы по эскизам М. Нестерова для Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве.
  • Мозаичные фризы на фасадах особняка Рябушинского в Москве и дома Набоковых в Санкт-Петербурге.
Мозаичное убранство Спаса на Крови
Мозаичное убранство Спаса на Крови

В начале XX века фамилия «Фролов» превратилась главный российский мозаичный бренд. Но с началом Первой мировой войны количество заказов уменьшилось, а после революции в агонии борьбы с «опиумом для народа», мозаику вообще запретили, окрестив религиозным искусством. Ведь она нередко использовалась для украшения церквей.

Мастерскую закрыли. Оставшись без любимого дела, Владимир Фролов зарабатывал, давая уроки и выполняя реставрационные работы.

Мозаичное убранство Спаса на Крови
Мозаичное убранство Спаса на Крови

Реабилитировали «вечную живопись» благодаря архитектору Алексею Щусеву, создателю Мавзолея В. И. Ленина. Щусев сумел доказать, что для отделки траурного зала лучше всего подойдёт смальта, и работу должен выполнять мастер высочайшего уровня, а именно Владимир Фролов.

Парадоксальный момент: оформляя Мавзолей, Фролов использовал смальту, закупленную ещё до революции для выполнения заказа, поступившего от Николая II.

В 1929 году пришла новая беда: мастера выселили из квартиры по постановлению Ленсовета. Ему пришлось переселиться в мастерскую Академии художеств.

Когда началась война, Фролов не покинул свой город, как не покинул его после революции. В нечеловеческих условиях он продолжал заниматься любимым делом.

Мозаики, выполненные Владимиром Фроловым для московской станции метро "Маяковская"
Мозаики, выполненные Владимиром Фроловым для московской станции метро "Маяковская"

Его последними работами стали мозаики для Московского метро по эскизам художника Александра Дейнеки. Вы можете увидеть их на станциях «Маяковская», «Автозавозаводская» и «Новокузнецкая».

В мастерской Академии художеств царил жуткий холод. Стёкла были выбиты, окна закрыты фанерой, в щели залетал снег. При свете керосиновой лампы 68-летний мастер замерзшими руками медленно выкладывал из кусочков разноцветной смальты жизнеутверждающие картины счастливой мирной жизни.

Мозаики, выполненные Владимиром Фроловым для московской станции метро "Новокузнецкая"
Мозаики, выполненные Владимиром Фроловым для московской станции метро "Новокузнецкая"

В январе 1942 года он завершил работу, а 3 февраля там же, в мастерской, скончался от истощения. Последний приют он нашёл на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.

А мозаики удалось вывезти из блокадного города и доставить в Москву. На «Новокузнецкой» есть мемориальная доска с надписью:

«На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
Мемориальная доска на станции метро "Новокузнецкая" в Москве
Мемориальная доска на станции метро "Новокузнецкая" в Москве

Я решила рассказать об этом выдающемся мастере именно сегодня, 27 января, в День снятия блокады. Ведь Владимир Фролов – один из многих ленинградцев, кто так ждал освобождения города, но не дожил до этого дня.

Все фото автора.