Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как тогда называлась нынешняя столица Грузии Тбилиси. Точнее было бы сказать: в пригороде Тбилиси, недалеко от Коджори.
Хачатурян происходил из семьи среднего достатка, жизнь которой характеризовалась тяжелой борьбой. За существование. Музыка пленила его с детства. И ни школьные уроки в частном интернате С. Аргутинской, ни шум. Аргутинской, ни шумные детские забавы не могли отвлечь его от нее.
Очевидная страсть ребенка к музыке была встречена с непониманием. Его родители скептически относились к таланту сына, его наставники в школе - без всякой реальной прозорливости. "В моем окружении не было уважения к профессии музыканта... Взрослые считали, что музыка - это не мужская профессия. Мой отец хотел, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, только не музыкантом", - вспоминал позднее Хачатурян.
В бизнес-школе, где Хачатурян продолжил свое образование, был любительский духовой оркестр. "Я довольно быстро освоил технику игры на духовых инструментах, но вскоре мне наскучили марши и танцы. Отчаявшись от однообразия своих незамысловатых партий, я начал импровизировать «контрапункты» и ритмические структуры на темы исполняемых произведений". «Если вы, молодой человек, будете так стремиться к дерзости, я вас выгоню», - сказал капельмейстер, заметив мои эксперименты. Мне пришлось сдержать свой пыл и продолжить упражнения более осторожно, чтобы не раздражать не слишком чуткое ухо дирижера. По совету своего старшего друга Сурена Арам Хачатурян отправился в Москву и поступил на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета. В течение трех лет Хачатурян изучал химию и морфологию растений, остеологию и анатомию человека.
Осенью 1922 года Арам Хачатурян впервые вошел в двери небольшой московской виллы посреди арбатских переулков. Это был Музыкальный техникум имени Гнесиных.
"Не имея никакой, даже элементарной теоретической подготовки, я предстал перед комиссией. Чтобы проверить свой голос и слух, я бойко спел что-то вроде «жестокого» романса «Разбейте бокал», чем вызвал смех экзаменаторов..." Несколько танцевальных пьес были также живо сыграны Арамом на фортепиано. «При этом, помню, я без труда справился со всеми тестами на слух, чувство ритма и музыкальную память, хотя все эти задания мне пришлось осваивать впервые в жизни».
Годы стали для Хачатуряна трудными. Занятия в техникуме требовали от него больших усилий. Нужно было подтянуть знания по теории музыки и освоить игру на инструменте, что в двадцать лет гораздо сложнее, чем в детстве: руки не такие эластичные, пальцы, не привыкшие к грифу, не такие гибкие. Но ему также нужно было зарабатывать на жизнь. Арам работал грузчиком в винных погребах и певчим в церковном хоре - неплохое сочетание!
К счастью, успехи Хачатуряна в музыке были очевидны, и они определили всю его дальнейшую жизнь. В студенческие годы в Гнесинском техническом училище у него произошло очень важное знакомство с Рейнгольдом Морицевичем Глиэром. Общение с Глиэром, продолжавшееся и в последующие годы, и близкое знакомство с его творчеством имели для Хачатуряна огромное значение. Глиэр был также первым московским композитором, поддержавшим профессиональные музыкальные школы, которые в то время создавались в восточных республиках СССР.
Первые же сочинения Хачатуряна принесли ему успех. В этих, еще не совершенных, произведениях проявились такие черты композиторской индивидуальности Арама Ильича, как живое чувство армянской народной музыки, импровизационность, красочность и терпкость гармонического языка.
Оканчивая весной 1929 года музыкальную школу в Гнесине, Хачатурян имел все основания сказать: «Я много занимался „алгеброй“ музыки - изучал сольфеджио, теорию и гармонию и много сочинял». И хотя еще не все в трудном ремесле музыканта было усвоено, хотя впереди было еще много тяжелой работы, Хачатурян отбросил все сомнения и бесповоротно решил стать композитором...
Осень 1929 года - напряженное время вступительных экзаменов в Московскую консерваторию. "Экзаменационная комиссия, - говорится в протоколе вступительных экзаменов на научно-композиторский факультет, - постановила зачислить Хачатуряна на первый курс консерватории из семи абитуриентов, отобранных из нескольких десятков".
Арам Хачатурян был зачислен в класс Михаила Фабиановича Гнесина, но в связи с его уходом из консерватории в 1931 году, он перевелся со второго курса в класс Николая Яковлевича Мясковского.
Пример Хачатуряна - пожалуй, самое убедительное свидетельство индивидуального подхода Мясковского к каждому из своих учеников. Мудрость Мясковского как педагога заключалась в том, что, как говорил о себе Хачатурян, Николай Яковлевич «...не пытался нарушить или изменить живое чувство национальной музыкальной стихии, которое было вложено в него с молоком матери». Мясковский призывал всех учеников постоянно трудиться.
Именно в классе Мясковского Хачатурян встретил любовь всей своей жизни - Нину Макарову. Она стала его любящей женой и верной спутницей жизни. Это был второй брак Хачатуряна. От первой жены, Рамеллы, у него осталась дочь Нуне, за которой постоянно ухаживал Арам Ильич. Нуне стала учительницей музыки.
За годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Трио для кларнета, скрипки и фортепиано
стало лучшим из всех камерных сочинений, написанных в то время. Написанное в 1932 году, оно вскоре было услышано Прокофьевым и привлекло его независимостью интонаций, богатством мелодии, удивительной легкостью выражения и душевной теплотой. Прокофьев рекомендовал трио для сайта, и вскоре оно было опубликовано.
Первым крупным произведением Хачатуряна стала Танцевальная сюита - настоящий гимн танцевальности, столь близкий темпераменту и таланту композитора.
Его студенческие годы подходили к концу. Хачатурян оставался в классе Мясковского еще два года в качестве докторанта. Но назвать себя профессиональным композитором должна была диссертация. Арам Ильич решил написать симфонию. «Мои творческие поиски и борьба моей юности вылились в Первую симфонию», - вспоминал он много лет спустя. Стоит добавить, что это была одна из первых симфоний в Армении.
Главная особенность Первой симфонии Хачатуряна - яркая образность, пленительная фантазия, зажигательный дух народного музицирования и самобытность.
Период с 1935 по 1941 год - один из самых плодотворных в жизни и творчестве Хачатуряна. Он заканчивает аспирантуру Московской консерватории. Пишет и успешно исполняет фортепианный концерт. На экраны страны вышли кинофильмы «Пепо» и «Зангезур» с музыкой Арама Ильича. На сценах московских театров были поставлены спектакли «Вдова из Валенсии» и «Маскарад» с музыкой Хачатуряна. «Маскарад» стал вершиной творчества Хачатуряна в театре. Музыка, написанная для Театра имени Вахтангова, впоследствии использовалась во многих других театрах.
Волшебным звеном« всей музыки Хачатуряна к »Маскараду" стал вальс. Помимо вальса - романса и ноктюрна Нины - в музыке к «Маскараду» много прекрасных страниц, тонких лирических зарисовок, мазурки и галопа - так сказать, «генеральных планов» бала и маскарада. Одной из главных причин успеха музыки к спектаклю, несомненно, стал ее всепроникающий симфонизм.
Арам Ильич написал музыку более чем к 20 спектаклям. Среди них и лирические комедии, и психологические драмы, и классические трагедии. Но во всех театральных работах композитора - будь то «Грустная песня в духане» из „Хатабалы“ Сундукяна или Серенада из «Валенсианской вдовы» Лопе де Вега - неповторимые интонации «голоса» Арама Хачатуряна безошибочны.
Передать чувства и страсти героев - так понимал Хачатурян задачу композитора, сочиняющего музыку для драматического спектакля. Причем без всякой стилизации той или иной эпохи.
Инструментальные концерты Хачатуряна с максимальной полнотой и жизненностью воплотили наиболее характерные черты его стиля. Когда в 1936 году Арам Ильич начал писать фортепианный концерт, он еще не говорил об идее инструментальной триады. Скрипичный концерт появился через четыре года после фортепианного, виолончельный - еще через шесть лет.
И все же все они воспринимаются как некий большой цикл. Исследователь творчества композитора Г. Чубов пишет о трех частях единого «концерта концертов», ассоциируя фортепианный концерт с доминирующим в партитуре Хачатуряна тоном утренней свежести, скрипичный концерт - с теплом полуденного солнца, а виолончельный - с красками серебряного заката. Музыка трех его концертов свидетельствует о сходстве между ними.
Мировая премьера Скрипичного концерта Хачатуряна состоялась 16 ноября 1940 года. «Концерт имел большой успех, я был счастлив», - красноречиво завершил композитор свои воспоминания о премьере. Мелодическое богатство Скрипичного концерта определило его успех не в меньшей степени, чем цельность формы и сбалансированность драматургических принципов.
Началась Великая Отечественная война. В эти страшные военные дни у Арама Хачатуряна произошла новая встреча с Кировским театром - вдали от Ленинграда и Москвы, в глубине Урала. Именно тогда у Арама Ильича возникла идея продолжить работу над балетом «Счастье».
После его завершения Хачатурян в 1942 году приступил к сочинению нового балета «Гаянэ».
"Приехав в Молотов, я написал партитуру балета, не расставаясь с грелкой и манной кашей. К счастью, я воспользовался столовой театра, которая была на удивление хорошо оборудована для того времени".
Хореограф Н. Анисимова вспоминала: «Несмотря на все ужасы и последствия страшной войны, прошедшей на моих глазах, могу сказать, что никогда я не сочиняла танцы так легко, как в балете »Гаянэ", никогда не любила и не восхищалась музыкой так сильно, как в этом балете. Если мои танцы удавались, то это была «вина» Арама Ильича Хачатуряна. Его талант вдохновлял и помогал постановщику... Премьера прошла великолепно. Актеров и режиссеров много раз вызывали, Арам Ильич кланялся и яростно хлопал меня по щеке, как будто укусил. «Я вас не прощаю», - шипел он и улыбался...".
Сам Арам Ильич назвал три основных элемента партитуры «Гаянэ»: танцевальность, драматизм, иногда доходящий до трагизма, лиризм. «Я большой сторонник танца в балете и песни в опере», - говорил композитор.
Летом 1943 года Хачатурян обратился к партитуре своей Второй симфонии. «Создавая симфонию, я стремился запечатлеть в музыке мысли и чувства нашего народа», - говорил композитор. «Вторая симфония - это реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия». Премьера симфонии с успехом прошла в том же году.
«Я приступаю к работе с чувством большого творческого подъема», - написал Хачатурян на первой странице партитуры балета «Спартак» 9 июля 1950 года. На последней странице написано: «Работа над »Спартаком" продолжалась три с половиной года. Он работал на сайте в основном летом. В общей сложности «Спартак» был написан за 8 месяцев. Закончена 22 февраля 1954 года, вся музыка была написана в Старой Рузе в Доме творчества композиторов. Арам Хачатурян".
Как возникла идея балета о древней истории? Идея принадлежит известному театроведу Н. Волкову. Либретто Волкова дало композитору исключительно благодатный материал для вдохновения.
Живая театральность всегда была одной из главных характеристик музыки Хачатуряна - и не только для сцены. «Спартак», можно сказать, бесконечно театрален. В свое время Ф. Лопухов писал, что жанр исторической хроники, выбранный либреттистом «Спартака», противоречит балету и что пришлось выбрать жанр героической поэмы. Силой музыки, ее живым драматизмом, театральностью Хачатурян как бы «оправдывает» жанр.
«Живость, красочность, колоритность музыки „Спартака“, - писал Д. Шостакович, - так велика, что иногда даже опасаешься, не померкнет ли в результате основная идея балета - революционная борьба рабов против своих угнетателей...».
Кино - это школа для композитора. Арам Ильич не раз возвращался к этой мысли, особенно когда размышлял о судьбе молодежи. «Это колоссальная школа для молодого композитора, я бы сказал, еще одна консерватория».
Лучшей работой композитора для кино стала музыка к «Отелло» - единственному совместному фильму Хачатуряна со знаменитым режиссером Сергеем Юткевичем. Юткевич, так ценивший в эстетике фильма магическое ощущение всепроникающего ритма, нашел в Хачатуряне достойного творца.
В 1960-1970-е годы Хачатурян продолжал активно сочинять в разных жанрах. Семь речитативов и фуг, сонатина, соната, не забывая о концерте и концерте-рапсодии - каждое из этих произведений отражает тот или иной этап в развитии стиля Хачатуряна.
1960-е годы - время второй инструментальной триады Хачатуряна: концертов-рапсодий для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968) с оркестром Вторая инструментальная триада несет в себе привычные, знакомые черты композиторского стиля Хачатуряна. Вместе с тем в рапсодиях обнаруживаются и новые стилистические черты, которые выражаются не только в значительно возросшем композиторском мастерстве и еще большей изощренности, но и в удивительной прозрачности оркестровой фактуры.
Список сочинений Хачатуряна завершается третьей инструментальной триадой - сольными сонатами для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). "Я стремился, - говорит композитор, - как можно глубже проникнуть в сущность моих любимых струнных инструментов, извлечь из их сокровенных тайн как можно больше тональных, динамических и эмоциональных качеств. Я хотел, чтобы мои музыкальные мысли, которые я пытался выразить современным языком, были выражены инструментами как можно выразительнее, чтобы они пели мою музыку живыми, трепетными голосами...".
Замыслы композитора были блестяще реализованы. Тем временем здоровье Арама Ильича ухудшилось, и он все чаще говорил о своем желании быть похороненным в Ереване. Его желание было исполнено. После его смерти 1 мая 1978 года Хачатурян был похоронен в Пантеоне армянской столицы.